Требования к телевизионному тексту репортажа и тематического сюжета информационных программ. Употребление числительных




2015-04-20

5124

 

Начало - главная задача притянуть зрителя, заинтересовать, за это отвечает интрига и детали. Но не раскрывать все детали.

Выбор Уместное название,

Телевизионный продукт обладает композицией (драматургией: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.), структурой и планом, архитектоникой (четкое начало, продуманность событий).

Закольцованность материала

Вступление и заключение – четкое и яркое.

Пролог – повод. Знаковую деталь в начало репортажа.

Академические требования: краткость.

На слух, отталкиваясь от восприятия, человек воспринимает 13 слов (дробить

интонационно) инфо формулировать лаконично, соблюдая небольшой хронометраж.

1 мысль = 1 предложению.

Употреблять современный литературный русский язык, без жаргона, нецензурных слов, минимум просторечий и устаревших слов.

Примеры: речевые ошибки на ТВ

Употребление настоящего времени, притягивает. Первая часть предложения в настоящем.

Новости Soft Smart

Действительный залог (страдательный залог может быть определяющим) Горбачев награжден орденом.

Точность и достоверность – Не строить в новостях предположений. Ссылка на источник перед информацией, в официальной информации. Дает достоверность. Объективность обеспечивается сбором инфо из нескольких источников

Необходимость интриги в ТВ тексте. Подводка ведущего должна заинтересовывать, но не раскрывать сути, деталей,выводов.

Объективность. Освещение материала с разных сторон. Синхроны подчеркивают объективность. В ТВ тексте не желательно употреблять прил в превосходной степени и «слова ловушки» никто, ничто, никогда.

 

Карандаши CretacoloR с доставкойhudozhnik.club Фотообои «Рисунки акварелью»foto-oboy-arts.ru «MUNGYO» Пастель сухая...leonardohobby.ru Губернаторам не до шутокrg.ru

 

Ответы на вопросы: информационные – кто, что, где, когда; аналитические - почему каким образом.

Актуальность. Свежесть, новизна информации. Информирование об общественно значимых событиях.

Тв текст не должен дублировать видео. Он характеризуется ясностью, простотой текста (без употребления теминов, или объяснить их в закадровом)

Жанр живого рассказа – принцип живой камеры life to day –поогружение зрителя

Детали – комментарий в тексте, конкретизация детали в видео.

Употребление числительных:

·В тематических сюжетах, информационных не более 3 числительных неподкрепленных графикой (человек воспринимает два)

·Давать сравнения (по сравнению с прошлым годом), что можно купить на 5 млн.

·Числительные округлять кроме жертв терактов, катастроф, выборов.

 

 

I. Один из главных принципов ТВ: пусть картинка сама расскажет о событии

Оптимально: сочетание текстовой и видео инфо, когда они не противореча друг другу и не дублируя, а гармонично дополняя дают максимально полное представление о событии

II. Требования

1. Общие: - точность

- ясность изложения

- лаконичность

Ясность – краткость – яркость

Точность – достоверность – ответственность

2. Замена громоздких цитат пересказом

Расчленение длинных и сложных предложений на короткие

Избегание конструкций с причастными оборотами

Объяснение узкоспециальных терминов и понятий

Сиюминутность происходящего (прямо сейчас, а не во вторник)

Изображение чуть предшествует тексту

Точность, обоснованность, аргументированность

Изложение от 1 лица

В интересах краткости и ясности лучше избегать цитирования

Свести к минимуму употребление аббревеатур, можно только общепринятые: КГБ, ООН, НАТО, СНГ

3. Подводные камни, проблемы объективности

- выбор факта

- удаление лишнего (стремление к лаконичности)

- обыгрывание факта (его заострение)

III. Употребление числительных

1. Округление

1. Краткость

2. Лаконичность

3. Не использовать деепричастные обороты

4. Не более 3 числительных (если нет графических изображений)

5. Настоящее время

6. Использовать действительный залог (если важен объект действия –то страдательный залог)

7. Информационный повод (актуальность)

8. Ориентация на аудиторию

9. Никогда не дублировать видеоряд (телевиз. текст должен дополнять)

10. Разговорный стиль

Числительные округляются, склоняются. Воспринимать числительные на слух всегда достаточно сложно, а внимание зрителя, сидящего у телевизора, отвлечено еще и на видеоряд. Поэтому при любой возможности, если это не нанесет ущерба содержанию сюжета в целом, числительных необходимо избегать. В некоторых случаях (например, в сюжете о динамике курса валют) вполне можно оперировать в закадровом тексте цифрами, но в этом случае постарайтесь, чтобы этот текст совпадал с соответствующим видеорядом (табло с курсами валют, о которых вы говорите).

Для того, чтобы избежать употребления в тексте сложных числительных, часто бывает возможно пользоваться округлением. Для этого корреспондент должен при написании текста позаниматься арифметикой. Вам необходимо дать информацию о масштабах миграции жителей г. Бишкека, есть данные статистики: выехали 160 тысяч человек. Зрителю даже слово «тысячи» скажет не очень много. В масштабе, скажем, Москвы, это мелочи. Попробуйте высчитать процент: при населении города в 800 тысяч это будет 20 процентов. И если в сюжете вместо 160-ти тысяч прозвучит «выехало двадцать процентов», зритель гораздо лучше представит реальный масштаб явления. Можно употребить и такой оборот: «из Бишкека выехала одна пятая часть населения». Впечатляет. Другой пример. «Долг Киргизии Международному валютному фонду составляет 250 миллионов долларов». Для российского зрителя, ежедневно слышащего и читающего о миллиардных кредитах и траншах для России, это покажется мизерным: подумаешь, копейки. Однако в этом случае используйте сравнительный способ. Сравните данную цифру с бюджетом республики, с какими-то другими базовыми показателями и зритель гораздо лучше поймет вашу, предположим, обеспокоенность.

При произнесении текста числительные лучше всего произносить полностью. Исключение могут составлять годы, особенно, если вы повторяете их в сюжете несколько раз. Тогда лучше всего в первый раз сказать полностью: «Тысяча девятьсот девяносто пятый», а затем пользоваться упрощенной формой: «в девяносто пятом». Сказанное не относится к датам, значение которых общеизвестно и понятно из контекста: если речь идет о Великой Отечественной войне, всем будут понятны употребленные вами сокращенные при произнесении «сорок первый», «сорок третий», или «сорок пятый».

При написании текста все числительные лучше писать словами, а не цифрами, это облегчит безошибочное прочтение. Весьма неоднозначен ответ на вопрос о правомочности частого употребления в текстах телевизионных сюжетов незнакомых фамилий. Конечно, если человек, до сих пор не являвшийся ньюсмейкером, оказывается главным (одним из главных) героев репортажа, играет ключевую роль, его фамилия и имя обязаны прозвучать и, чаще всего, не один раз. Но при этом его изображение обязательно должно соответственно употреблению в тексте появляться и в видеоряде. Идеально будет, если вы включите в сюжет еще и его синхрон – после этого считайте, что на ближайшие часы после выхода программы в эфир его будут помнить многие телезрители, а это уже немало.

62. Синхрон, стенд-ап, лайф, интершум. Задачи, роль и место. Виды стенд-апа (в информационных выпусках, в тематических сюжетах и программах)

Стендап - вербальный репортерский прием на телевидении, когда журналист работает непосредственно в кадре, часто — на месте освещаемого события.

Стенд-ап — это часть смысловой конструкции сюжета. Появляясь в кадре, журналист становится таким же действующим лицом, как и другие персонажи. Если корреспондентом верно найдена своя роль — на него интересно смотреть, и такой стенд-ап запоминается. Если же все то же самое, что корреспондент сказал в кадре, он мог бы спокойно сказать за кадром и смысл сюжета от этого не изменится, — такой стенд-ап никому не нужен.

Стендапы подразделяются на три категории: начальный; мостик» (переход от одного фрагмента к другому); и финальные, когда журналист подводит резюме и представляет себя и съёмочную группу.

Стендап применяют ради достижения ряда профессиональных задач: превратить репортёра в узнаваемого телеперсонажа; показать, что корреспондент находится непосредственно на месте, откуда ведётся трансляция; резюмировать информацию и/или спрогнозирвать события; сконцентрировать зрительское внимание на наиболее важной информации; смоделировать плавный переход от одной части сюжета к другой; скомпенсировать дефицит видеоряда.

Существуют неписанные стандарты применения данного приёма: стендап не должен быть более 20 секунд; фон, на котором стоит журналист, должен иметь отношение к тематике сюжета; используются средние (а не общие или крупные) планы для генерации доверительной атмосферы в условном «диалоге» между зрителем и репортёром; журналист должен постоянно следить за своим внешним видом так, чтобы он соответствовал теме и атмосфере сюжета; текст должен чётко отделяться от так называемого закадрового текста;

В информационных выпусках – 1 стенд-ап. Специальный репортаж – 22 мин – 2-3 стенд-апа. Сложносочиненный стенд-ап: 2 журналиста. Живая камера – постоянно в кадре журналист, комментарий по ходу Life-to-tape – новый вид стенд-апа

Интершум – звук, записанный вместе с видео. Как правило, он сопровождает закадровый текст и является полноценным изобразительным средством. Шумы происходящего события, создает погружение. Под интершумом в телевизионной журналистике понимается запись «внешнего», существующего независимо от авторов телевизионного материала, естественного звука, шума, имевшего место в момент съемок на съемочной площадке. Это шум улицы, звуки природных явлений, работающих станков, поля боя, гул толпы и т.д. Технически интершум существует как бы отдельно от вашего желания: его запись ведется на отдельном аудиоканале видеокамеры с микрофона-«пушки».

В практике современного телевидения использование интершума в готовом материале является стопроцентно обязательным как средство придания материалу максимально большего эффекта присутствия на месте, естественности происходящего.

Представьте, что в репортаже вы используете картинку работающего заводского цеха. Именно работающего, с включенными станками, совершающими какими-то действия рабочими, движущимся конвейером и т.д. Подобная картинка будет выглядеть малоубедительной, если ваш голос за кадром будет звучать в полной тишине.

Лайф. От английского life – жизнь. Так называют отрезок видео (обычно до 10 секунд) с выразительным интершумом (аплодисменты, крик болельщиков, шум водопада и т.п.), который не закрыт закадровым текстом. Лайф дает возможность зрителю почувствовать себя на месте события. Очень оживляет сюжет.

Синхрон – фрагмент информационного интервью, который размещает в сюжете информацию

Задачи:

- служит для подтверждения достоверности информации – эмоциональное окрашивание – не должен повторяться ни в подводке, ни в закадровом тексте

Синхрон эксперта – комментарий события; синхрон героя - эмоция

Информативность, Яркость

Хр 10-20 с – информационная тематика Хр 10-40 с. – перекрывать картинкой Хр свыше 40 с. –портрет очерк, интервью.

39 мин = 5-6 синхронов

IV. Синхрон – синхронный показ человека со звуком в кадре

Длится 5- 15 сек.

Виды:

1. Информационный:

- свидетельские показания

- 100% новость

- интервью эксклюзивно

- 1е лицо

2. Эмоциональные:

- яркая образная речь

- очевидцы: бабушки, дети

- оценки

3. Аналитические, комментарии:

- объяснение

- чел-к говорит то, что жур-т не хочет или не имеет права сказать

! Нельзя начинать и заканчивать синхронами (журналист не знает что сказать)

63. Логика построения телевизионного материала. Методы изложения информации (аналогия, концентрический, пространственный, хронологический, альтернативный и метод проблемного изложения).

Формальная логика формулирует четыре следующих закона построения мыслей:

1) закон тождества;

2) закон противоречия;

3) закон исключенного третьего;

4) закон достаточного основания.

Закон тождества может быть выражен в виде формулы "А есть А" аналогично суждению "цветок есть цветок". Это означает, что независимо от изменений, происходящих в явлении, суть понятия "цветок" не меняется. Под этим также подразумевается тождество в самом мышлении. Иными словами, понятие "цветок" имеет одно и то же значение во всех случаях. Кроме того, этот принцип может также означать соответствие двух понятий, как, например, в суждении "птица есть животное".

Закон противоречия может быть выражен формулой "А не есть А и не А", аналогично суждению "цветок не есть цветок и не цветок" или "птица не есть животное и не животное". Смысл этого закона заключается в том, что два отрицающих друг друга понятия не могут быть одновременно истинными.

Закон исключенного третьего можно выразить формулой "А есть либо В, либо не В". Это означает, что суждение "А есть либо В, либо не В" не допускает наличия какого-то третьего, промежуточного суждения.

Открытие закона достаточного основания принадлежит Лейбницу. Согласно этому закону, всякая мысль становится истинной только в том случае, если для нее может быть сформулировано достаточное основание. В более общем смысле он становится законом причины и следствия, который гласит, что все существующее имеет достаточное основание для своего существования.

Аналогия – два явления сходных в одном отношении,

Концентрический - изложение вокруг центра – центральная идея,

Пространственный – для наглядного освещения события событий + комментарий,

хронологический последовательность,

альтернативный – совместное с аудиторией рассмотрение нескольких способов решения

метод проблемного изложения – изложение, направление зрителей

Законы архитектоники. Четкое начало, продуманность развития, завершение.

Дайджест – калейдоскопическое изложение материала без идеи, анализа – перечисление фактов, событий.

Архитектоника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική — строительное искусство) — построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам: композиция образа, сюжета, строфы и т. п.

Понятие архитектоники объединяет в себе соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п. Приёмы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп. Если взять, например, романы Тургенева, то мы найдём в них последовательность в изложении событий, плавность в ходе повествования, установку на гармоническую стройность целого, важную композиционную роль пейзажа. Эти черты легко объясняются как бытом поместья, так и психикой его обитателей. Романы Достоевского строятся по совершенно иным законам: действие начинается с середины, повествование течёт быстро, скачками, замечается также внешняя несоразмерность частей. Эти свойства архитектоники точно так же определяются особенностями изображаемой среды — столичного мещанства. В пределах одного и того же литературного стиля приёмы архитектоники изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение). Каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композиции.

Хронологический метод изложения - отражает события в хронологической последовательности.

Концентрический - включает в себя хронологическое изложение событий, но подразумевает еще и раскрытие причинно-следственных связей событий, показ мотивировки необходимости их совершения.

Метод аналогии – одно событие по аналогии связывают с другим. Сопоставление различных явлений, событий, фактов в целях перенесения закономерностей, выявленных при анализе хорошо изученного объекта на объект менее изученный.

Пространственный метод –

Альтернативный –

Метод проблемного изложения – описание проблемы, методы решения

64. Телевизионный монолог - природа, текст. Критерии оценки.

Монолог – публичное выступление. Он всегда диалогичен. Природа монолога – предугадывание реакции зрителей.

Критерии оценки:

1.функционалоно – структурные и функционально- тематические. Выбор темы, если не задана. Для выпуска в эфир практически любой из разновидностей репортажа необходим информационный повод, который, собственно, и определяет тему телевизионного материала (любого, не только репортажа.

Проще всего в этом плане обстоит дело с событийным репортажем, где информационным поводом является сам факт события, о котором рассказывает сюжет.

Мотивы выпуска в эфир всех остальных разновидностей короткого телевизионного жанра могут быть сложнее.

Одним из наиболее простых и распространенных в телевизионной практике поводов является наличие события, в основе которого лежит нечто родственное информационному или аналитическому сюжеты.

Сценарий и структура почти всегда одинаковы.

2.Социальная значимость и актуальность

3.Активность журналистской позиции

4.Соответствие материала и темы

5.Интерес

6.Новизна сообщаемой информации

7.Глубина раскрытия темы

8.Оригинальность решения – декорации, атрибутика, краткость, оформление студии

9.Выразительность формы

10.Наличие хода. Драматургия построения материала. Кольцевать – повтор в начале и конце. Разбивать на блоки.

11.Построение речи

12.Композиция монолога

13.Выбор примеров, ссылок, цитат – одна цитата на монолог

14.Использование иллюстрирующего материала

15.Доказательность аргументации

16.Логичность

17.Эмоциональность

18.Язык и стиль изложения

19.Работа в кадре. Естественность и непринужденность, свобода обращения с текстом письменным, контакт с телекамерой и аудиторией.

20.Свобода обращения с письменным текстом. Самые сложные – первая и последняя фразы и переходы.

21.Контакт с аудиторией

22.Внешний вид и манеры. Жесты должны быть горизонтальны – на уровне пояса.

23.Культура речи

24.Чувство экранного времени

25.Финальные точки.

Выступление (монолог в кадре)

Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Выступление – это скорее не жанр, а метод, при помощи которого автор может донести до зрителя практически любую информацию. От краткого информационного сообщения (например, так называемого прямого включения репортера с места события) до телевизионного фильма-очерка, содержащего яркое, образное, художественное выступление блестящего в своем артистизме человека (вспомним фильмы Ираклия Андроникова), – все это выступления в кадре.

Выступление может сопровождаться показом кинокадров, фотографий, графических материалов, документов; если выступление происходит за пределами студии, может быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта, однако основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение к ней.

Выступление – одна из форм ораторского искусства, известного с древнейших времен и по-прежнему остающегося могущественным средством воздействия на общественное мнение.

В 335 г. до н. э. Аристотель в «Риторике» наметил три плана рассмотрения ораторского искусства: принципы построения речи; личные свойства и способности, необходимые оратору; техника, способы, приемы, используемые в ораторской речи. Подобный подход и сегодня вполне правомерен. Однако начнем мы со второго: личность оратора.

С появлением телевидения встал вопрос о необходимости выделить и определить новую категорию людей – выступающих. Привычное слово «оратор» мы теперь относим по преимуществу к людям, поднимающимся на трибуну того или иного общественного собрания (съезд, форум, симпозиум, публичная лекция) и непосредственно обращающимся к публике, находящейся в зале. На телевидении выступающий обращается к объективу телекамеры, мысленно представляя за ним рассредоточенную в пространстве, как правило, весьма многочисленную аудиторию.

Именно массовость телеаудитории, масштаб публичности выступления по телевидению выдвигают особые требования к личности выступающего. Прежде всего, это должна быть именно личность – человек, представляющий безусловный интерес для многих либо в силу своего общественного положения (политические, государственные деятели), рода деятельности (изобретатели, ученые, артисты, писатели), либо обладающий в силу тех или иных обстоятельств ценной информацией (типичная или уникальная биография, свидетели исторических или редких событий). Наконец, поводом для появления на телеэкране чаще всего служит умение выступающего ярко и оригинально мыслить, анализировать известные явления и события глубоко и всесторонне, исходя из известных фактов делать неожиданные и верные выводы. Вот почему оправдано появление на домашнем телеэкране не только выдающихся людей, всевозможных знаменитостей, но и людей, на первый взгляд ничем не замечательных, обычных, а также журналистов, чья профессия как раз и предполагает общественную деятельность по распространению массовой информации всеми средствами, в том числе опосредованное общение с аудиторией при помощи технических средств (в нашем случае – аудиовизуальных).

В основе любого публичного, в том числе телевизионного, выступления, безусловно, лежит идея, мысль, раскрываемая при помощи строго отобранных и расположенных соответствующим образом фактов, аргументов, доказательств. Именно доказательств, потому что в процессе публичного выступления всегда должна присутствовать необходимость убедить в чем-то, есть убеждающий и убеждаемый, идет борьба взглядов, мнений – и победа должна быть достаточно убедительной. Стало быть, текст выступления должен быть «активным», наступательным, а само выступление строиться по законам драматургии.

И снова возникает вопрос: как же так – драматургия требует диалогичности, а выступление всегда монолог? Но в том-то и дело, что диалогическая природа телевидения накладывает свой отпечаток на телевизионное выступление, предполагая своеобразный диалог между выступающим и аудиторией, диалог условный, мысленный, когда сам выступающий заранее обдумывает, старается предположить, какие вопросы могут возникнуть у зрителей, и отвечает на эти вопросы, соответствующим образом выстраивая свою речь.

Здесь мы перешли уже к принципам построения публичного выступления, выступления в кадре. Композиция – важнейший, организующий элемент формы, придающий любому произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому; это логичное, мотивированное расположение компонентов, их взаимодействие.

Основные требования к композиции выступления: сначала определить тему, ввести слушателя в круг обсуждаемых вопросов (вступление), затем познакомить его с основными фактами, доказательствами (основная часть) и сделать краткие и точные выводы из сказанного (заключение). Понятно, что составные части выступления должны быть соразмерными. Если вступление продолжительнее основной части, выступление произведет впечатление недостаточно аргументированного, легкомысленного. Затянутое заключение создаст ощущение у зрителей, что автор не уверен в своих выводах, сделает речь неубедительной. Но это очевидные и слишком общие замечания.

Успех выступления в кадре во многом зависит от техники, приемов, используемых в авторской речи. Блестящий русский оратор А. Ф. Кони считал, что привлечь, завоевать внимание слушателей – первый ответственный момент и самое трудное дело. По его мнению, внимание людей возбуждается простым, интересным и близким к тому, что, наверно, переживал и испытал каждый. Значит, первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны «зацепить» внимание). И таких «крючков» может быть очень много: что-нибудь из жизни, какой-нибудь парадокс, неожиданный вопрос. Чтобы найти такое начало, надо обдумать, взвесить основные положения будущей речи и сообразить, какой из тезисов поставить на первое место. Это работа целиком творческая.

В любом случае тележурналисту, которому либо самому предстоит выступать в кадре, либо готовить к этому других людей, неплохо хотя бы в самом общем виде познакомиться с основными риторическими операциями (членимость речи, соотносимость текста с его материалом, избыточность текста, редукция– сведение сложного к простому и пр.) и типами риторических фигур (метафора, метонимия, синекдоха, синонимия, гиперболизация, эвфемизм и т.д.).

Это относится к тексту выступления. Однако на телевидении мы не только слышим слова, но и видим говорящего. Психологи считают, что до сорока процентов информации может нести интонация. Добавьте сюда мимику, жест, весь внешний облик выступающего, стереотип восприятия, возникший в результате его предыдущих появлений в кадре, либо эффект первого появления на экране. Все это делает телевизионное выступление отнюдь не простым делом, а жанровые разновидности, включаемые в это понятие, – заслуживающими серьезного освоения на практических занятиях по методике тележурналистики.

К числу чисто технических приемов произнесения выступления относятся дикция, правила литературного произношения, логическое чтение сложных периодов (логическая пауза и логическое ударение).

На телевидении выделяют три основные формы выступлений в кадре:

– текстовое выступление, написанное самим выступающим и отредактированное телевизионным редактором;

– тезисное выступление, где заранее обозначена тема, основной ход мысли, кратко прокомментированы центральные вопросы, которые намеревается затронуть выступающий. Таким образом, тезисы – это своеобразный сценарный план, определяющий содержание выступления и характер сопутствующего показа (фотографии, карты, схемы, макеты и пр.);

– импровизированное выступление, где предварительно обозначены лишь тема и продолжительность (хронометраж) выступления.

При подготовке этих форм выступления следует учитывать, что текстовое выступление наименее желательно на телевидении; тезисное и особенно импровизированное выступление весьма органично на телеэкране и требует тщательного подбора выступающих (уровень компетентности, речь, «телегеничность» и т. д.).

В чистом виде выступление в кадре, т. е. монолог человека на экране, предпочитается другим формам телевизионных передач в тех случаях, когда личность выступающего, его мнение представляют общественный интерес. Такие передачи нередко носят официальный характер: обращение президента к народу, заявление лидера парламентской фракции, выступление общественного деятеля. В этих случаях важна точность формулировок, поэтому такие выступления произносятся по заранее написанному тексту. Это не значит, что человек на экране говорит, не отрываясь от бумаги. Умелое использование телесуфлера создает иллюзию прямого обращения выступающего к телеаудитории.

В этом случае, как и в других, выступление предполагает самое непосредственное участие в подготовке к эфиру телевизионного журналиста в качестве редактора. Даже если у выступающего, занимающего высокий государственный пост, есть составители речей (в Америке их называют «спичрайтменами»), телевизионный редактор отредактирует текст, чтобы приблизить его к законам устной речи, с использованием индивидуальной манеры выступающего.

В целом же на телевидении, учитывая его звукозрительную природу, заранее подготовленный текст для приглашенного человека (не актера) нежелателен, так как сковывает выступающего, лишает его органичности. Есть иной вид профессионального соавторства журналиста и выступающего – в тех случаях, когда для раскрытия темы необходимо изобразительное решение. Тогда можно говорить о сценарии, чаще – о сценарном плане иллюстрированного выступления. Здесь журналист помогает скомпоновать соответствующий изобразительный материал (видеоряд).

Конечно, иллюстрированное выступление как один из разговорных жанров решается, прежде всего, с помощью слова – доминирующего средства выражения в этом жанре. Личность выступающего – стержень, центр сообщения; изобразительный материал – лишь иллюстрация, сопутствующая слову, подтверждающая, документирующая его, способствующая более полному и эффективному восприятию передачи.

Экран дает нам немало примеров и журналистских выступлений в кадре. Монолог тележурналиста – это либо комментарий (особая жанровая форма, о которой мы будем говорить ниже), либо элемент более сложной сценарной формы, связанной с показом какого-нибудь изобразительного материала в студии (обозрение), окружающей журналиста действительности (во внестудийной передаче). Широко распространенной формой журналистского монолога в последнее время стали уже упоминавшиеся «прямые включения» с места события, с «горячих точек» – наиболее оперативные формы устного информационного сообщения.

Выступление в кадре с точки зрения техники показа – самая простая форма передачи. Для выступающего, в том числе журналиста, это максимальная реализация всех его духовных, творческих возможностей.

Остановимся подробнее на тех чертах, которые определяют телевизионность данной формы. Весьма существенно качество физической зримости, т.е. более тесный контакт со зрителем, наглядность, достоверность сообщаемой информации, эффект эмоционально-логического воздействия. Выступление обладателя информации, прямо или косвенно связанной с его деятельностью, обстоятельствами жизни, событиями, свидетелем которых он был, отличается сугубо личностным характером (это и есть такое свойство телевизионного сообщения, как его персонифицированность, разговорность стиля и интонации).

Основное условие успешного выступления в кадре – умение публично думать, говорить просто о сложном, убедить зрителя, сделав это ненавязчиво, без излишней дидактики – легко, живо, артистично. Ведь зритель оценивает не только то, что говорит выступающий, но и то, как он говорит, каков он сам. Впечатление от личности говорящего люди склонны переносить на предмет разговора. Так что, как видим, действенность выступления в кадре зависит от многих элементов, освоить которые и понять необходимо каждому телевизионному журналисту.

Выступление может сопровождаться показом кинокадров, фотографий, графических материалов, документов; если выступление происходит за пределами студии, может быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта, однако основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение к ней.

Выступление — одна из форм ораторского искусства, известного с древнейших времен и по-прежнему остающегося могущественным средством воздействия на общественное мнение. С появлением телевидения встал вопрос о необходимости выделить и определить новую категорию людей — выступающих. Привычное слово «оратор» мы теперь относим по преимуществу к людям, поднимающимся на трибуну того или иного общественного собрания (съезд, форум, симпозиум, публичная лекция) и непосредственно обращающимся к публике, находящейся в зале. На телевидении выступающий обращается к объективу телекамеры, мысленно представляя за ним рассредоточенную в пространстве, как правило, весьма многочисленную аудиторию.

Именно массовость телеаудитории, масштаб публичности выступления по телевидению выдвигают особые требования к личности выступающего. Прежде всего это должна быть именно личность - человек, представляющий безусловный интерес для многих либо в силу своего общественного положения (политические, государственные деятели), рода деятельности (изобретатели, ученые, артисты, писатели), либо обладающий в силу тех или иных обстоятельств ценной информацией (типичная или уникальная биография, свидетели исторических или редких событий). Наконец, поводом для появления на телеэкране чаще всего служит умение выступающего ярко и оригинально мыслить, анализировать известные явления и события глубоко и всесторонне, исходя из известных фактов делать неожиданные и верные выводы. Вот почему оправдано появление на домашнем телеэкране не только выдающихся людей, всевозможных знаменитостей, но и людей, на первый взгляд ничем не замечательных, обычных, а также журналистов, чья профессия как раз и предполагает общественную деятельность по распространению массовой информации всеми средствами, в том числе опосредованное общение с аудиторией при помощи технических средств (в нашем случае - аудиовизуальных).

Критерии оценки монолога:

1. По функционально-структурному, функционально-тематическому характеру

2. Выбор темы

3. Социальная значимость и актуальность

4. Активность журналистской позиции (в информационных сюжетах – цель: факты) монологи – собственная точка зрения (Парфенов)

5. Соответствие материала теме

6. Глубина раскрытия темы (ответ на все вопросы)

7. Оригинальные решения (НТВшники) – декорации, - невербальные признаки

8. Новизна сообщаемой информации

9. Выразительность формы (Человек и Закон)

10. Мендорский тон ЗАПРЕЩЕН – навязывание информации (Соловьев)

11. Наличие хода и построение речи (драматургия построения материала)

12. Композиция (структура в архитектонике выступления)

· Вступление

· Основная часть

· Заключение

Одно короткое начало и конец, необходимо выдерживать ритм, скорость речи.

65. Методика подготовки телевизионной программы, способы повышения эффективности публичного выступления.

Сбор информации – фактологический материал, документы и подготовка (предъинтервью, сценарная заявка, литературный сценарий, режиссерский).

Соотнесение логического и эмоционального начала для эффективности.

Доказательность: видео, интервью, исторические документы.

Новые мультимедийные методы – графика, она повышает эффективность. Но слишком много цвета нельзя.

Приемы монтажа.

При использовании приема, он должен повториться еще не менее двух раз. При смене приема должна быть оправданность. Использование всех ацдио-визуальных средств.

Белый шум.

Шумы должны соответствовать.

Выравнивание звука и картинки.

Контрапункта звука и изображения.

В сюжете не может быть трех синхронов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: