Балтийский флот и первая мировая.




Вступление – 3 стр.

Учеба – 3 стр.

Русско-японская война – 4 стр.

Балтийский флот и Первая мировая – 5 стр.

Заключение – 6 стр.

Вступление

Мне нравиться военно-морская служба, есть мечта связать свою жизнь с Российским флотом, поэтому участие в данном конкурсе для меня попытка рассказать о том, что меня волнует.

Наше настоящее не может жить отдельно от прошлого, поэтому понимая прошлое мы избегаем ошибок в настоявшим и вероятно в будущим.

Судьба моряка, видного флотоводца, адмирала Николая Оттовича фон Эссена, заинтересовала меня еще год назад, своей фатальной трагичностью, полной беззаветностью служения своей Родине. Не всегда его действия на пользу Российскому флоту были оценены государством, но их пользу в критические моменты истории нашей страны нельзя недооценивать.

Я бы выделил два основных периода в судьбе этого человека, которые тесно связанны с переломными моментами в истории России.

Это подвиги моряков Порт-Артурской эскадры и возрождением Балтийского флота после неудач русско-японской войны. Если повлиять на исход войны 1905 года в силу ограниченности своих полномочий Николай Оттович не мог, то со вторым он справился превосходно, при этом, где то и часто нарушая субординацию и приказы свыше.

Учеба

Родился Николай Оттович фон Эссен 11 декабря 1860 года в семье потомственных военных. Вероятно на юношу произвел большое впечатление родной дядя Райнхольд Николай, начинавший службу во флоте, почему он и поступил в Морской корпус.[1]

Корпус он закончил вторым по успеваемости и сразу отправился в плавание на броненосце «Герцог Эдинбургский» через Средиземное море на Дальний Восток.[2]

После похода в звании мичмана Эссен поступает по направлению начальства на учебу в Николаевскую морскую академию. Академия дала ему сильные знания в области кораблестроения, вооружения и теории военно-морского дела. Понимая, что одного морского дела будет мало для управления современными кораблями, будущий адмирал заканчивает артиллерийские офицерские классы, сдав на специализацию артиллерийского офицера высшей квалификации.[3]

В 1892 году он становиться начальником штаба командующего 1-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала С.О. Макарова на крейсере «Адмирал Корнилов». Как позже писал сам Эссен, про опыт службы в этот период: «забыть невозможно, а пренебрегать им — преступно».[4]

Кстати именно в это время будущий флотоводец посчитал, что военное столкновения России с Германией неизбежно, что пора и нужно начинать готовиться к будущей, высокотехнологичной войне. Мы можем предположить, что благодаря именно этим мыслям, Эссен многое продумал и был готов к войне с немцами и смог своей спланированной и активной деятельностью привести Балтийский флот в полную боевую готовность к 1914 году. Более того, как показывает история, именно высокая боеспособность Балтийского флота вынудило Германию отказаться от первичного полного господства немецкого флота в Финском заливе.

Русско-японская война

Начинал войну Н.О.Эссен командиром новейшего легкого крейсера «Новик», который, кстати, был заложен и построен в Германии.

27 января 1904 года, сразу после нападения японцев на Порт-Артур, «Новик» вышел в дальнюю разведку.

Встретив японские корабли в море, он бесстрашно вступил с ними в бой. Под командой Эссена, маневрируя и уклоняясь от вражеского огня, корабль умудрялся вести ответный огонь из всех своих орудий. Получив критическое повреждение, командир корабля смог развернуть и увести корабли от японских крейсеров, выпустив перед уходом по основному крейсеру торпеду, которая только чудом не уничтожала его, пройдя совсем близко. После этого боя Николая Оттовича наградили Золотым оружием с надписью «За храбрость».

16 марта 1904 года капитан 2 ранга Н.О. Эссен получает назначение на эскадренный броненосец «Севастополь». Благодаря этому назначению, как выяснилось позже, этот корабль стал наиболее активным и дерзким кораблем в морских сражениях с японцами. «Севастополь» постоянно выходил в море, подрывался на минах, но продолжал контрбатарейную борьбу с японской артиллерией, установленной для осады. После того, как русские корабли оказались запертые в гавани, «Севастополь» ночью, в шторм смог перейти в соседнею бухту. Там корабль продолжил бой уже против японских миноносцев, которые выпустили по нему более 200 торпед, из которых две все же достигли цели.

Трагичная дата для русского флота, - 19 декабря 1904 года, когда началось уничтожение кораблей эскадры, оказалась и для корабля «Севастополь» фатальной, но при этом он оказался единственным из всех, который стараниями его командира был отбуксирован на глубокое место и затоплен, что не позволило японцам в дальнейшем использовать его.

После русско-японской войны Николай Оттович был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в капитаны 1 ранга. [5]

На мой взгляд, основное, - после этой войны, Эссен оказался среди тех командующих, которые смогли сделать правильный вывод о необходимости реорганизации армии и в частности Российского флота.

Балтийский флот и первая мировая.

После русско-японской войны, Н.О. Эссена переводят в Санкт-Петербург, где он занимает видные посты в управлении флотом и активно работает над реформированием морского ведомства и реформированием Балтийского флота после тяжелейших потерь в последней войне. Флотоводец в качестве чиновника при этом выступает против ограничения роли флота только оборонительными задачами. [6]

Наконец Николая Оттовича назначают командиром Минной дивизии, она стала первой, готовой к боевым действиям частью Балтийского флота. В скором времени он становиться контр-адмиралом, затем в 1911 году командующим Балтийского флота.

Одним из основных достижений Эссена стало подчинение всем нуждам флота каждого портового учреждения.

Так же флотоводец обращает огромное внимание на качество подготовки командного состава, всегда контролирует тренировки, которые проводят офицеры, при этом если замечает инициативного и активного офицера то всегда готов выделить его из других офицеров.

Николай Оттович настаивает на том, что бы корабли выходили в море в любое время года и в любую погоду, ночью и плавали в шхерах без лоцманов, что бы Финский залив стал им полностью понятен и ясен. Требует не жалеть боеприпасов и в каждом походе отрабатывает торпедные атаки, минные постановки, артиллеристский огонь. Это требовало огромных административных усилий и удалась только настойчивости и умению стоять на своем адмирала.

При Эссене нем была сформирована бригада подводных лодок, которая отрабатывала тактику засад у портов и морских баз будущего неприятеля. И правда, во время войны малочисленные подводные силы своей активностью оказали сильное давление на неприятеля и держали его в постоянном напряжении. У противника даже выработался “психоз подводных лодок. [7]

Сильный, волевой характер Н.О.Эссена проявлялся постоянно. Так летом 1914 года, не дожидаясь решения сверху, рискую оказаться снятым, он начинает постановку минных заграждений. Получилось так, что император Николай II запретил ставить минны. Тем не менее, Эссен, помня о судьбе Тихоокеанской эскадры, 17 июля 1914 года на свой страх и риск ставит минное заграждение. "Адмирал Эссен волновался и считал, что все кончится тем, что германский флот прорвется и, не выставив минных заграждений, мы сможем задержать его только на несколько дней", - вспоминал потом начальник оперативной части штаба. И это решение, на мой взгляд, в очередной раз спасает Петроград, поскольку существовал немецкий план господства Германского флота в Финском заливе. Зная о превосходстве и дальнобойности немецких орудий, немцы планировали в первые часы войны смять русский флот и выйти к окрестностям города, после чего обрушить на него ураган снарядов сметя город с лица земли и этим вынудить Российского императора Николая II к капитуляции.

Продолжительное время германское командование не знало о русских заграждениях. Уничтожение крейсера "Фридриха-Карла" приписали победе подводной лодки. [8]

Когда же стала ясна причина гибели многих судов, немцы практически прекратили активные действия в Балтийском море. "Гибель броненосного крейсера "Фридрих-Карл" на русском минном заграждении у Мемеля изменила положение на Балтийском театре, - писал германский морской историк Р.Фирле. - Это событие показывало, что русские, как мы давно ожидали, перешли к активному методу ведения морской войны, пользуясь своим сильным минным оружием".

Адмиралу часто приходилось самому выходить в море. Весной 1915 года он простудился, но продолжал находиться на корабле, поскольку на тот момент шла разработка крупных операций у берегов противника, однако болезнь усилилась и 7 мая 1915 года адмирала не стало. Николай Оттович Эссен скончался в возрасте 54 лет.

Заключение

Проанализировав биографию, адмирала Эссена, я для себя понял, что этот человек всегда выделялся не только исключительной личной храбростью, но и умел находить наиболее дерзкие тактические и стратегические решения показав себя умелым флотоводцем и не менее талантливым администратором, поскольку только такое сочетание давало возможность работать с такой отдачей и достигать таких результатов, которые показывал Николай Оттович Эссен.

На любых должностях, он показывал себя ответственным человеком, который каждое решение продумывает и при этом всегда чутко и бережно относиться к своим подчиненным, понимая, что и они люди.

Его имя сегодня не звучит громко. Но его дела и его трепетное отношение к нашей Родине видно из всего его жизненного пути.

Очень хотелось бы возродить и сделать более яркой и близкой память о нем!

 

 

При работе использовались следующие материалы:

1. Емелин А.Ю. Семья адмирала Эссена / Фамилия Эссен в Санкт-Петербурге. Материалы научного семинара 23–24 ноября 1999 г. – СПб., 1999.

2. Скрицкий Н.В. «Русские адмиралы». Москва. 2000 г

3. Березовский Н.Ю., Доценко В.Д., Тюрин Б.П. Российский императорский флот 1696-1917. Военно-исторический справочник. Москва. 1996 г.

4. Павел Дыбенко: Из недр царского флота к Великому Октябрю. Издательство «Вече» 2018 г.

5. Биографическая информация в интернете: https://skiwi.chat.ru/essen.htm

6. Биографическая информации в интернете: https://funeral-spb.narod.ru/necropols/novodev/tombs/essen/essen.html

7. К.Л. Козюренок АРХИВ АДМИРАЛА Н.О. ФОН ЭССЕНА (в интернете: https://web.archive.org/web/20020603141921/https://enoth.narod.ru/Navy/Essen.htm)

8. Александр Пронин статья: Гордость отечества: Жизнь под Андреевским стягом (https://www.bratishka.ru/archiv/2006/11/2006_11_15.php)

9. К.Житков «Адмирал Н.О Фон Эссен» Петроград, 1915 год (можно скачать: https://dlib.rsl.ru/viewer/01004204836#?page=5)


[1] Емелин А.Ю. Семья адмирала Эссена / Фамилия Эссен в Санкт-Петербурге. Материалы научного семинара 23–24 ноября 1999 г. – СПб., 1999.

 

[2] Там же

[3] Там же

[4] Скрицкий Н.В. «Русские адмиралы». Москва. 2000 г

 

[5] Скрицкий Н.В. «Русские адмиралы». Москва. 2000 г

 

[6] Емелин А.Ю. Семья адмирала Эссена / Фамилия Эссен в Санкт-Петербурге. Материалы научного семинара 23–24 ноября 1999 г. – СПб., 1999.

 

[7] Березовский Н.Ю., Доценко В.Д., Тюрин Б.П. Российский императорский флот 1696-1917. Военно-исторический справочник. Москва. 1996 г.

 

[8] Павел Дыбенко: Из недр царского флота к Великому Октябрю. Издательство «Вече» 2018 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: