Методические указания к решению задач.




ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

на выполнение практической работы № 3по дисциплине «Электротехника и электроника» Раздел 1 Электротехника

Тема 1.4: Электрические цепи переменного тока.

Наименование работы: Расчёт параметров электрических цепей переменного тока.

Цель: Освоение методов анализа однофазных цепей синусоидального тока.

Наименование объектов контроля и оценки Основные показатели оценки результатов
З. 2 компоненты автомобильных электронных устройств   Изложение принципов действия, устройство, основные характеристики электротехнических элементов.,порядка построения векторных диаграмм токов и напряжения Выполнение заданий по заданному алгоритму  
З 1 методы расчета основных параметров электрических цепей Решение задач по расчету параметров приборов по временным диаграммам. Определение характера элементов электрической цепи Формулирование основных законов электротехники параметров электрических схем и единиц их измерения; Нахождение необходимой информации в учебной и справочной литературе  

 

Норма времени: 2 часа

Условия выполнения: учебная лаборатория

Оснащение рабочего места: инструкционная карта, тетрадь ПЗ, плакаты,

калькулятор, чертежные принадлежности

 

Техника безопасности: (Приложение А) С правилами техники

безопасности на рабочем месте ознакомлены.

Наименование задания: Проведение эксперимента

Текст задания

Ознакомится с порядком выполнения практической работы № 3, краткими теоретическими сведениями по данной теме. Подготовить в рабочей тетради протокол испытаний.

Ход работы:

Задание и методические рекомендации по выполнению.

 

.

1. Задача выполняется по варианту. Вариант определяется последней цифрой номера студента по журналу или выдается преподавателем, согласно варианту

2. Условия задачи записываются по плану

-Дано

-Найти

-Решение

3. Решение задач обязательно ведут в Международной системе единиц(СИ)

4. Электрические схемы должны быть вычерчены согласно установленным правилам (ГОСТ 2. 702-75; 2. 705-70; 2. 710-81).

5. Графики и векторные диаграммы должны быть вычерчены аккуратно. При построении диаграмм должен быть указан масштаб (выбрать самостоятельно).

 

Задание.

По заданной, векторной диаграмме для цепи переменного тока с последовательным соединением элементов (резисторов, индуктивностей, емкостей).

1) Начертить схему цепи и определить следующие величины.

Определить:

2) сопротивление каждого элемента и полное сопротивление z;

3) напряжение U, приложенное к цепи;

4) угол сдвига фаз (по величине и знаку);

5) активную Р, реактивную Q и полную S мощности цепи.

 

Данные для расчета возьмите из таблицы 1..рисунок схемы (таблица2)

 

Указание. См. решение типового примера 3

 

Таблица 1. исходные данные

№ Варианта № рисунка U 1В U 2В U3 В U 4В U5В
               
             
           
             
               
          12 3 6 6  
      32 20 56 40 12 30    
        12 50    
            ,—
             
               
               
             
      18 20 12 80 18 30  
               
           
      20 20 30 16    
             
               
               
             
           
             
               
               
               
               
               
               

 

 

таблица2 Рисунки векторных диаграмм

Рисунок1 Рисунок 6
Рисунок2 Рисунок7
Рисунок 3 Рисунок8
Рисунок4 Рисунок9
Рисуное5 Рисунок10

 

Теоретические сведения

Методические указания к решению задач.

Эти задачи относятся к; неразветвленным и разветвленным цепям переменного тока. Перед их решением изучите материал темы 1.4, ознакомьтесь с методикой построения векторных диаграмм и рассмотри­те типовые примеры 1, 3, 4.

Примеры решения задач.

Пример 1. Активное сопротивление катушки R=6 Ом, индук­тивное XL=10 Ом. Последовательно с катушкой включено активное сопротивление R=2 Ом и конденсатор сопротивлением –XC= 4 Ом (рис. 2, а). К цепи приложено напряжение U=50 В (действующее зна­чение).

Определить:

1) полное сопротивление цепи;

2) ток;

3) коэффици­ент мощности;

4) активную, реактивную и полную мощности;

5) напряже­ния на каждом сопротивлении. Начертите в масштабе, векторную диаграмму цепи.

Решение 1.

1.Определяем полное сопротивление цепи:

2. Определяем ток:

3. Определяем коэффициент мощности цепи

по таблицам Брадиса находим j =36с50'. Угол сдвига фаз j находим по синусу во избежание потери знака угла (косинус является четной функ­цией).

 

 

4. Определяем активную мощность цепи:

Р = I2 (RК +R) = 52 (6+ 2) = 200 Вт

или

P = U I cosj= 50*5*0,8 = 200 Вт.

Здесь cos j = (RК +R)/ z = (6+2)/10=0,8.

5. Определяем реактивную мощность цепи:

Q = I2 (xL—xc) = 52(10-4) = 150 вар

или

Q = U I sin j= 50*5*0,6= 150 вар.

6, Определяем полную мощность цепи:

или

S = UI=50*5 = 250B.A.

7. Определяем падения напряжения на сопротивлениях цепи:

U RK =IRк = 5 *6 = 30В; U L = Ixl = 5* 10 = 50 В; UR = IR~5-2 =10В; U С=Ixс = 5*4 = 20В.

Построение векторной диаграммы начинаем с выбора масштаба для тока и напряжения. Задаемся масштабом по току: в 1 см — 1,0 А и масштабом по напряжению: в 1 см — 10 В. Построение векторной диаг­раммы (рис. 2, б) начинаем с вектора тока, который откладываем по горизонтали в масштабе 5A/(1A/см) = 5 см.

Вдоль вектора тока откладываем векторы падений напряжения на активных сопротивлениях U RK и U R

30 В/(10 В/ см)=:3 см;

10 В/(10 В /см) =1 см.

Из конца вектора U R откладываем в сторону опережения вектора тока на 90° вектор падения напряжения U L. на индуктивном сопротивлении длиной 50 В/(10 В /см) = 5 см. Из конца вектора U L. откладываем в сторону отставания от вектора тока на 90° вектор падения напряжения на конденсаторе U С длиной 20 В/(10 В /см)= 2см. Геометрическая сумма векторов U RK

U R, U Lи U С равна полному напряжению U, приложенному к цепи.

Пример 3. На рис. 3, а задана векторная диаграмма для неразветвленной цепи, ток I и падения напряжений на каждом сопротивлении (U1, U2 и т. д.)- Определить характер и величину каждого сопротивле­ния, начертить эквивалентную схему цепи, вычислить приложенное на­пряжение и угол сдвига фаз j.

Решение.

1. Из векторной диаграммы следует, что напряжение U1 отстает от тока на угол 90е, Следовательно, на первом участке вклю­чен конденсатор, сопротивление которого

X C1= U 1 / I= 20/5= 4 Ом.

 

Вектор напряжения на втором участке U2 направлен параллельно вектору тока, т. е. совпадает с ним но фазе. Значит, на втором участке включено активное сопротивление

R2=U 2/I = 20/5=4 Ом.

Вектор напряжения на третьем участке U3 опережает вектор тока на угол 90°, что характерно для индуктивности, сопротивление которой

X L 3 = U 3 /I = 60/5=12OM.

На четвертом участке включено активное сопротивление

R4 = U 4 /I = 10/5 = 2 0м.

Эквивалентная схема цепи приведена на рис. 3, б. '

2. Из векторное диаграммы определяем значение приложенного напряжения и угол сдвига фаз:

 

 

Задание для отчета по работе (письменный отчет)

1. Наименование и цель работы.

2. Исходные данные задания

3. Векторная диаграмма в масштабе

4. Расчет параметров с пояснением

5. Схема цепи

6. Ответы на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

1. Какой ток называется переменным?

2. Какое сопротивление называется активным и в каких единицах системы СИ измеряется?

3. Какое сопротивление называется реактивным и какой буквой оно обозначается?

4. В какой цепи переменного тока ток и напряжение совпадают по фазе?

5. Что называется резонансом?

6. Что такое коэффициент мощности и что он определяет?

Система оценивания: применяется накопительная система оценки

Уровень усвоения и критерии оценки: Уровень2-3

Критерии

«5» - Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Студент работает полностью самостоятельно. Расчет выполнен последовательно и показано понимание изучаемого материала. Нет замечаний по содержанию и оформлению. Выполнены все задания.

«4» - Работа выполнена в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Однако допускаются 1-2 неточности при расчете. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.

«3» - Работа выполняется и оформляется при помощи преподавателя. Студент знает и понимает основной материал, но материал излагается упрощенно. Решение выполняется с существенными ошибками по содержанию и оформлению.

Основные источники:

1. Немцов М.В. Электротехника и электроника: учебник для СПО (Гриф) ТОП-50/М.В. Немцов, М.Л. Немцова.-М.: ИЦ «Академия», 2017.-480с.

2. ЭУМК: Немцов М.В. Электротехника [Электронный ресурс]:.- М.: Академия, 2018.- 1- изд. Тип лицензии: многопользовательская на 5 лет договор № 0054/СЭО-18 от 18 декабря 2018г.

3. Блохин А.В. Электротехника: [Электронный ресурс]: учебное пособие для неэлектротехнических спец. вузов.- Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2014.-184с. (Формат PDF)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: