Участники: Морозова Анна, Морозова Евгения, Кожевников Саша, Матвеев Сергей, Гаркавенко Оксана, Теряев Матвей, Уральцева Анастасия - автор статьи.
Предисловие
Идея велопохода возникла спонтанно, как и всё в моей жизни. Никогда бы не подумала, что я могу что-то организовать, а тем более провести. Но как-то неожиданно мои мысли, неосторожно сказанные вслух, за два дня превратились в планы, и как следствие, всё это вытекло в настоящий поход, отступать было поздно. Проблема заключалась только в том, что я представления не имела, как организовывать велопоходы! Так что выход у меня был один - распределить обязанности между всеми участниками, а самой делать вид, что я всем этим безобразием руковожу. Поход был запланирован с участием детей, поэтому километраж не должен был составлять более 30 км в день. Т.е. весь пробег должен быть не более 200 км. Это оказалось очень сложно, потому что хотелось охватить как можно больше. Когда я села разрабатывать маршрут, поняла, что в 200км при всём желании мы не уложимся. Тактику пришлось менять. Решили увеличить дневной пробег до 40-50 км, а для этого тренировать детей до похода. Забегая вперёд, скажу, что мы проехали почти 400 км.
9.07.2016. Начинаю отчёт с посадки, потому что наибольшие мои опасения были связаны с погрузкой-разгрузкой велосипедов. Чтобы было понятно: я лично в погрузке велосипедов обычно не участвовала, т.е. всегда количество мужчин в разы превышало количество женщин. Здесь всё было по-другому. Из 7 участников было только двое мужчин и двое детей! Из Пензы нас провожали, всё прошло без проблем. А вот во второй поезд предстояло загружаться самим и за 5 минут!
10.07.2016. Пересадка нам предстояла на станции Лиски. Заранее удалось выяснить, на какую платформу прибывает поезд, но там было 3 пути! Мы заняли самую удобную позицию, для того, что бы стартануть на объявленный путь. Но путь не объявляли… Путь объявили за 3 мин. до прибытия поезда. Минуты ожидания были очень напряжённые. Все стояли в полной тишине и при словах: «Скорый поезд…» все принимали низкий старт и далее «..№ такой-то» все выдыхали.
|
План по погрузке был разработан до мелочей, спецназ бы позавидовал. Пришёл поезд. Проводник объявил: стоим 2 мин!!! поезд опаздывает. Первый раз я столкнулась с тем, что проводник помогал грузить велосипеды, он даже документы не стал смотреть при
- 7 -
посадке. В общем, загрузились минуты за 3-4! Самое страшное на сегодняшний день позади. А нет, страшными были ещё лица пассажиров, когда мы ввалились в вагон с такой скоростью, количеством вещей, и бешеными глазами.
11.07.2016 (20км). Прибыли на станцию Лодейное Поле в 15.30. Задача стояла та же, разгрузиться за 5 мин., но она уже не пугала. Ещё раз хочу отметить, что проводник активно участвовал в помощи по разгрузке велосипедов. Выгрузились за 3 мин. Север нас встретил солнышком и жарой +300С. В первый день проехали 20 км. Остановились на ночевку на берегу Вехкозера.
Несмотря на то, что все знали, что такое белые ночи, явление это всех поражало, время 12 ночи, а светло. А ещё больше поражало количество черники. Она была везде.
12.07.2016 (68 км). Старт запланировали на 10.00. Выехали по плану. Заехали в Александро-Свирский монастырь, и здесь нас застал первый карельский дождь, который мы благополучно переждали в монастыре. И мирно вкатили в республику Карелия.
|
Проблемы начались, когда мы поехали вдоль р.Олонки. С двух сторон от реки шли дома, и одна деревня переходила в другую.
Сначала искали стоянку рядом с водой, потом поняли, что и без воды как-то нормально, и были готовы встать уже в поле, но и к полю подобраться было невозможно. Все поля были окружены рвом с водой. И тут Женя заподозрила неладное и заявила, что ей обещали не больше 30-ти км в день, а мы проехали уже 60, и неизвестно, сколько еще проедем. Пришлось делать умное лицо и убеждать, что всё идёт по плану, хотя мы сами уже были близки к панике. В итоге местные жители подсказали место, где мы и остановились - на краю поля ржи.
Медовухой, купленной в монастыре, отметили начало «детского похода», 68 км вместо 35-ти запланированных. Ехали с 10 утра до 9 вечера, с заездом в монастырь и остановкой на обед. Дети нас порадовали, они выжили.
- 8 –
13.07.2016 (38 км). Проснулись поздно. Выехали в 11:30. По дороге наелись черники и набрали лисичек. Проехали 38 км, и как только выехали на берег Ладожского озера, вспомнив опыт предыдущего дня, сразу решили остановиться на ночёвку. Тем более, пора уже было привести себя в порядок и постираться. Ладожское озеро поразило своими «морскими» волнами. Дети барахтались и катались на волнах, и, по-моему, их ни капельки не смущало, что вода была градусов 15.
О том, что мы сегодня мало проехали, стало ясно, когда Матвей спилил два дерева и сломал пилу.
14.07.2016 (82км). Большая часть маршрута проходила по берегу Ладожского озера, и впечатляла своими видами. Было очень много черники и земляники, иногда попадалась малина и костяника. Так что за этот поход мы навитаминизировались по полной. Остановились на озере Ниетъярви, где была запланирована пятая ночевка. Все дни мы шли с опережением графика и сэкономили один день.
|
15.07.2016 (63 км). Маршрут пролегал через трассу. Асфальт был идеальный, и катилось очень хорошо, но это скоро надоело. Решено было разнообразить маршрут, и мы свернули на грунты.
Последние 5 км проходили непосредственно по берегу Ладожского озера. С одной стороны дороги - скалы, с другой - озеро и идеальный асфальт. Когда искали место для стоянки, начался дождь и шёл всю ночь. С утра собирались тоже под дождём. Только тогда поняли, как нам до этого везло с погодой.
16.09.2016 (32 км). Весь день дождь, то начинался, то заканчивался. На сегодня был запланирован «Рускеальский горный парк». Сначала заехали на водопады.
Там встретили группу велосипедистов. Они ехали «налегке», а машина везла их вещи. Коммерческие туры, очень популярный вид отдыха для этих мест. Попробовали «калитки». Это национальное блюдо - открытый пирожок из ржаной муки с различными начинками. Съедобно, но наши пирожки вкуснее, зато калитки очень сытные. В общем, всё, что нужно для северного народа. Горный парк представляет из себя мраморный
- 9 –
карьер, заполненный водой.
Можно пройти по берегу этого карьера, а можно взять в аренду лодочку и поплавать по самому карьеру. Единственный минус - то, что мы приехали в субботу, и народу было очень много. На лодочку пришлось стоять в очереди.
В парке был аттракцион, прыжок на жгуте в мраморный карьер. У нас решился только Матвей, чем заслужил всеобщий возглас одобрения.
Когда искали место для стоянки, Женя наступила в осиное гнездо, потом на ногах насчитала 32 укуса, ещё на голове, лице и руках. Недалеко был кемпинг, ноги ей обработали пенкой, трясло ещё 2 часа. На следующий день всё прошло. Остались в кемпинге. Горячий душ был очень кстати, да и место было очень красивое. Мы заняли свободную беседку и наконец-то поужинали чистые и сидя за столом. А утром некоторые участники похода пытались ловить рыбу.
17.07.2016 (45 км). На сегодня был запланирован последний ходовой день по Карелии. Ехали по хорошей грунтовке, встретили пару финнов. Они заблудились и не знали, как проехать в Сортавала. Они были в полном шоке: «Мы едем-едем, а дорога всё хуже и хуже…». Для России это идеальная дорога!
В Сортавала найти место для ночёвки оказалось непросто. Озеро есть, а подъезда к нему нет. Одни дачи. Одна дачница сказала, что здесь тупик, и подхода к озеру нет, и со вздохом добавила: «Жалко мне вас, велосипедистов», предложив поставить палатки прямо у неё на даче. Мы с радостью согласились.
Место было шикарное, вид на озеро и красивый закат. На следующий день собирались на остров Валаам, но как оказалось утром – не судьба.
18.07.2016 (днёвка). Утром был дождь, и все, не сговариваясь, проспали до 10, хотя в 8 уже планировали уехать на Валаам. Вообще, вопрос ехать или не ехать у нас был открыт. С одной стороны быть в этих краях и не посетить остров Валаам… А с другой, все местные, с кем мы разговаривали, нам говорили, что это место стало очень коммерциали-зированным, и оставляет не очень хороший отпечаток сочетание святых мест и секьюрити в чёрных очках, которые сопровождают тебя по всему острову. В общем, дождь решил все
- 10 –
наши вопросы, и мы целый день тусили на даче. Нам вообще очень повезло, дождь лил весь день и закончился ближе к вечеру. А мы просидели на сухой веранде. Ближе к вечеру разделились на группы и поехали кататься в город.
19.07.2016 (38 км). Карельский поход завершён. Дальше Питер. Встали в три утра, т.к. электричка была в пять. Местные дачники нам сказали, что электричка называется «подкидыш», потому что на ней подкидываются велосипедисты, которые не рассчитали свои силы. Но у нас всё было по плану. Велосипедисты там были явно не редкостью. Вместе с нами грузились ещё двое. Электричка оказалась совсем не электричкой, а тепловозом, состоящим из двух вагонов. Сначала открыли только один вагон. А нам сказали подойти к другому и открыли его специально для нас! Удивительно, но с велосипедами - вперёд!
Доехали до станции Кузнечная, до следующей электрички ждать 7 часов. Решили доехать до Приозёрска на велосипедах и посетить крепость-музей «Корела». На лужайке в парке сварили макароны и отправились на следующей электричке в Питер.
Раф нас ждал. Вообще, не знаю, как для других, но для меня это был потрясающий вечер. Ну, во-первых, мой первый поход был завершён в целом удачно, а во-вторых, это была какая-то атмосфера единства. К Рафу приехал друг, который тоже путешествует на велосипеде (потом он нам устроил экскурсию по Питеру). Приехал Миша, с ним мы были знакомы по грузинскому походу, и я была безумно рада его видеть. Да и с Рафом мы познакомились, только год назад в велопоходе по Белоруссии. И тогда я даже представить не могла, что через год мы с ним выпьем «по рюмашечке» у него дома в Питере. И так было удивительно, что всех людей за столом, абсолютно разных профессий, полов и возрастов, из разных городов и с разным жизненным опытом объединяет тяга к приключениям и извечный друг - велосипед.
20.07.2016. Утро началось тяжело. Но нас ждал величественный Санкт-Петербург, и нельзя было терять ни минуты. Как истинные ценители архитектуры разных эпох, мы начали своё путешествие по культурной столице нашей родины с посещения аквапарка. Потом погуляли по городу.
- 11 –
Лично я была в Питере первый раз, и больше всего меня впечатлило количество дворцов, парков, скверов. Город, по которому приятно просто бродить. Очень всем понравилась водная экскурсия, а Матвею - мягкие диванчики на кораблике, он мирно спал всю экскурсию. Домой вернулись очень поздно.
21.07.2016. В город поехали не все. К превеликой нашей радости, дети решили остаться дома. И без нытья Питер оказался ещё более прекрасен. Вечером пытались организовать сеанс связи с Пензой, но не очень удачно, Вадим упорно отказывался нас слышать и видеть.
22.07.2016. Мы снова разделились. Часть людей поехали в океанариум. Очень впечатлило кормление скатов и то, настолько яркими бывают рыбы в природе. А другая часть поехали на велоэкскурсию по городу, которую устроил Андрей.
Но главной целью сегодняшнего дня был развод мостов. Мы заранее посмотрели расписание. Первый - Дворцовый, затем Троицкий, Литейный, по Большеохтинскому мы должны были перебраться на другую сторону и напоследок посмотреть ещё развод моста Александра Невского. Встретились мы на Дворцовой площади. Там выступали различные музыкальные группы. Было очень здорово.
На развод моста мы смотрели завороженно, зрелище потрясало своей грандиозностью и размахом. Очень удивило количество народу, это же обыденное явление для Питера и не сразу мы придали этому большое значение, а зря! Когда мы решили, что пора уже стартануть, чтобы полюбоваться на следующий мост, оказалось, что ехать совершенно невозможно. Народу как в Индии, а ещё машины и мотоциклы. Выбрались с трудом, когда подъехали ко второму, он был уже разведен, к третьему - тоже. Скорость у нас непроизвольно увеличивалась, и мы уже вкручивали по полной. Как-то не очень хотелось оставаться в городе до утра. К четвёртому мосту, через который мы планировали перебраться на другую сторону мы подъехали одновременно с его разводом. Оставался последний шанс – мост Александра Невского или в Питере до утра. Гонка по ночному Питеру на адреналине – это такой драйв! Ну, из этой гонки со временем мы вышли победителями! И благополучно попали домой в полпятого утра! Подъём был запланирован на семь. Нам предстояла дорога домой!
- 12 –
Вывод:
Бюджет похода составил 16 -18 тыс. рублей. Рельеф очень лёгкий. Подойдёт для подготовленных детей и не подготовленных взрослых. Проблем с магазинами не было на всём маршруте. Нам очень повезло с погодой, и самое удивительное, что абсолютно не было комаров и мошки. А самое главное, нам повезло с людьми, которые помогали грузить велосипеды, подсказывали места для стоянок, рассказывали про достопримеча-тельности, которые мы обязательно должны посетить. Спасибо Ане, которая приютила нас на даче, Рафу и всей его семье: Наташе, Ксюше и Артёму, за радушный приём и гостеприимство! Спасибо Андрею за экскурсию и Мише за душевную компанию! И всем участникам похода за то, что он состоялся.
Анастасия Уральцева.
Путешествие в прошлое |
СЧАСТЬЕ ДОРОГИ
Быстротечен бег времени… Но, как бы быстро оно ни текло, для меня навсегда останутся в памяти те минуты, которые прошли в туристских походах в разных уголках нашей Родины, встречи у походных костров.
Всё началось в середине семидесятых годов. Сначала я участвовала в зимних походах выходного дня, куда меня пригласила моя подруга и наставница Светлана Михайловна Сухова, а затем пришла пора и многодневных. О них-то мне и хочется рассказать, о том, что мы видели, что
- 13 -
испытали, чувствовали за эти годы.
Свои первые шаги на туристских тропах я сделала во время лыжного похода по нашей области. Запомнилось ещё, наверное, потому, что это было как раз накануне Международного женского дня 8 Марта. Вечером, когда мы остановились на ночлег, ребята поздравили нас, женщин, пели песни, рассказывали интересные истории. И была удивительная звёздная ночь, какую не часто увидишь. Звёзды до того были яркие и крупные, блестевшие просто необычным светом, что невольно ощущаешь себя как в сказке.
Но туристские походы - это не только праздник и отдых в прекрасную погоду, это каждодневный, подчас очень нелёгкий труд. В этом мне пришлось уже очень скоро убедиться на личном опыте.
На другой день, пройдя всего несколько километров, мы попали в сильную метель со снегом и сильным ветром, который резко и неожиданно менял своё направление. В двух метрах с трудом можно было разобрать очертания человека, идущего впереди. Передвигаться было необычайно трудно. Лишь к вечеру, уставшие и замёрзшие, мы добрались до села, где нас разместили на ночлег. Мне, если говорить честно, очень хотелось всё бросить, вернуться домой, но, к счастью, это была только минутная слабость.
Наутро мы собрались и тронулись в путь, выполняя наш маршрут. Вчерашняя усталость прошла, вновь появились силы, мир перестал представляться мне только в мрачных красках. Это был переломный момент моей туристической биографии. Остальные дни похода пролетели незаметно, а когда он подошёл к концу, я был очень огорчена: как всё это быстро кончилось.
На поезде мы прибыли в один из областных соседних городов. На перроне нас встречали комсомольцы родственного нам предприятия. Встреча прошла тепло, в торжественной обстановке мы обменялись на память вымпелами. Для нас была организована экскурсия по городу, посетили мы мемориал В.И.Ленина, на память о пребывании в этом городе сфотографиро-вались. Остановились мы в одной из лучших гостиниц. Но до того эта обстановка была нам непривычной после походной, после ночлега в палатках, что мы даже не могли сразу заснуть, обменивались впечатлениями об увиденном, вспоминали пройденный маршрут. С этого похода и началось моё увлечение туризмом.
Запомнился мне турпоход по Украине и Карпатам, особенно восхож-дение на гору Говерла. При подъёме мы испытали на себе, буквально за день, смену всех времён года. У подножия была отличная погода, тепло, светило солнце; чуть выше погода испортилась, начал накрапывать мелкий дождик, перешедший в снег, да такой сильный, что мы с трудом различали тропу, по которой надо было пройти. Все промокли до нитки, но, к счастью, на высоте 1500 метров нам вдруг попался домик, сооружённый специально для отдыха туристов. Можно было обогреться и отдохнуть, приготовиться к дальнейшему пути.
Постепенно лес на склоне начал редеть, и вот мы на самом подходе к вершине горы. Подъём начался крутой, под ногами твёрдый снеговой наст. Вскоре мы достигли вершины. И тут совсем неожиданно началась жгучая.
- 14 -
Обдувающая, пронизывающая до костей метель. Обстоятельства усугублялись тем, что при восхождении мы все были легко одеты, да и не было в том необходимости, так что наше положение легко может представить себе любой. Пришлось достаточно быстро, насколько позволяли силы, начать спускаться по другому склону горы.
Гора Говерла
Спуск оказался намного длиннее и труднее. К тому же нам необходимо было до наступления темноты добраться до турбазы, так как больше остановиться было негде. И вот мы через уже ночной, тёмный в сгустившихся сумерках лес, освещая себе путь фонариками, в 12 часов ночи всё-таки добрались до турбазы. Там нас встретили туристы, которые должны были делать восхождение на эту гору по встречному маршруту на следующий день. Мы поделились с ними опытом, накопленным за день, и пожелали счастливого пути.
Наш поход подходил к концу, но побывать на Украине и не посетить древний Львов мы просто не могли. Осмотрели город, посетили его памятные места. Время подгоняло, и вскоре самолёт нёс уже нас домой.
А вскоре мы организовали новый поход, на этот раз на Южный Урал. Седой красавец Урал встретил нас таким снегом, которого ни до, ни после встречать не приходилось. Однажды, когда мы остановились на ночлег и решили сделать кострище, для чего необходимо на определённой площадке очистить снег до земли, то толщина снежного покрова оказалась около метра.
Зима была с морозами и метелями, на засыпанных тропинках леса мы часто встречали следы диких зверей и птиц. Чудесны горы Урала! С удовольствием бы увидела вас вновь!
Но туристские маршруты звали дальше. Памятен последний наш поход в Забайкалье. Мы часто слышим и читаем об этом уникальном крае, а вот нам довелось там побывать. Что такое Байкал? Это красивейшее место нашей страны, какие панорамы открываются, какие виды! Когда стоишь на берегу, виден противоположный берег, окружённый лесами, горами и возвышенностями. Вода очень прозрачная, но настолько холодная, что её невозможно пить. А особенно приятно после длительного перехода по берегу
- 15 -
озера искупаться потом в горячем источнике, температура воды которого достигает 45 градусов.
Озеро Байкал
На пути к Байкалу встречается множество рек и озёр, вода которых прозрачна и обманчива, глубина их на самом деле раза в три глубже, чем кажется на первый взгляд. Всё это удалось увидеть и испытать, когда мы путешествовали по рекам на плотах, сделанных своими руками. Ни с чем не сравнимое состояние! Иногда река замедляла свой бег, мы приставали к берегу и попадали в настоящий заповедный край, где вдруг резко и неожиданно вдалеке можно услышать рёв хозяина здешних мест – медведя, предупрежда-ющего о непрошеных гостях, нарушивший покой обитателей леса.
К сожалению, обо всём не расскажешь, да и о многом нельзя рассказать, это надо видеть своими глазами.
Все эти походы, в которых я побывала, дали мне, кроме отдыха, огромную волевую и физическую закалку, здоровье. Добрыми словами мне хочется вспомнить сегодня тех, кто приобщил меня к туризму и путешествиям – Светлану Михайловну Сухову и Владимира Лаврентьевича Мищенкова, всех остальных друзей, с которыми я прошла не одну сотню километров интересных дорог.
Н.Полубарова, декабрь 1986г.