Во все времена для достижения целей, которых нельзя было достичь в одиночку, люди находили некие способы организации совместных действий. Всегда в таких случаях надо было решать, как минимум, две задачи:
· разделение обязанностей (функций) между всеми участниками совместной работы;
· согласование (координация) действий отдельных людей и групп для достижения общей цели.
С доисторических времен до наших дней управляющие решают две эти задачи.
Первой исторической формой решения этой задачи были, по-видимому, земледельческие, скотоводческие и охотничьи племена.
Большую роль в развитии способов управления и знаний, с ним связанных, сыграла цивилизации древнего Египта, которая сложилась 4-5 тысяч лет назад. Имхотеп - имя одного из бессмертных менеджеров человечества, которое мы можем назвать в связи с этим. Он спроектировал и соорудил для фараона Джосера пирамиду, решив проблему широкомасштабной организации совместного труда тысячи людей. Управление транспортировкой колоссальной гранитной статуи на огромное расстояние, изображенное на древнем памятнике, свидетельствует о том, что менеджеры этой цивилизации уже владели всеми основными функциями управления.
Вклад египетской цивилизации в развитие управления кратко можно сформулировать так:
· осознание необходимости планирования, организации и контроля;
· признание важности выработки и сохранения на протяжении всего проекта некоторых "правил игры";
· необходимость децентрализации в управлении огромным проектом и, в связи с этим, использование "письменных документов" в управлении и выделение штабных функций.
В Древнеегипетском царстве были созданы первые из дошедших до нас письменных источников, содержащие упоминания о самых простых аспектах управления. Древнейшие Египетские летописи «Туринский царский папирус» и «Палеримский камень» приоткрывают характер и особенности процессов управления в экономики Египта. В них не только сообщаются о главных событиях политической и хозяйственной жизни страны, но и дается их описание.
|
В текстах констатировалось наличие и важность управления государством, указывалось на существование особых групп людей, занятых данным видом деятельности. При этом центральной фигурой выступал государь, облик которого в большинстве случаев восхваляется и идеализируется. Наиболее популярны были кадровые вопросы, что связано с необходимостью организовать большие группы людей для осуществления грандиозных работ по строительству пирамид, оросительных и ирригационных систем.
Характеризуя управленческую деятельность, древние египтяне постоянно уделяли внимание взаимоотношениям, которые должны складываться в этом процессе между верховными правителями и высшими чиновниками. Несмотря на жестокость рабовладельческих порядков, в древнеегипетских источниках часто проводилась мысль о необходимости гуманистических ориентаций в управлении, об отражении в управлении интересов простых людей и защите справедливости.
В общем наборе управленческой деятельности особое влияние уделялось карательным функциям, направленным на обеспечение порядка в стране и подавление противодействия верховной власти.
Во II тыс. до н.э. египтяне, чтобы лучше организовать управленческий процесс, стали создавать прототипы будущих табелей о рангах. При этом создавались документы, регламентирующие работу наиболее важных участников процесса управления государством. В них перечислялись функции, порядок служебной деятельности, должностные обязанности и права визирей- верховных сановников. Описания эти были весьма подробными. Они показывали, что визири, будучи высшими сановниками, занимались широким кругом вопросов центрального и местного управления и делами это как в закрепленных за ними частях государства, так и в подчиненных им ведомствах.
|
Характеризуя различных участников управленческого процесса, египетские источники очень подробно писали о роли и деятельности писцов, которые занимались не только составлением текстов и делопроизводством, но и выполняли разнообразные административно - финансовые функции. Они ведали многочисленными прихода - расходными книгами, два раза в год составляли кадастр всех землей в стране, переписывали население его имущество и пр. Таким образом, проблемы экономического управления наибольшим образом были подведомственны писцам. Именно они отвечали за сбор податей и налогов, вели учет всего, что производилось и потреблялось. Все деловые бумаги составленные писцами и касавшиеся проблем хозяйственной жизни, доводилось до сведения визиря, собирались в сводные книги и хранились как важнейшие документы.
В Египте начала формироваться судебная система. С точки зрения, управления, это выделение функциям административного воздействия за несоблюдение каких-либо правил, требований, установок или обычаев.
|
В Древнем Египте впервые были использованы понятия, которые соответствуют современным понятия «организация», «административно - территориальное деление», «аппарат управления», «решения», «исполнительность», «ответственность», «управление объектом», «идеология управления». Таким образом, в Египте складывалась некая концепция управления, основные положения которой можно сформировать следующим образом:
· вертикальная структура власти;
· аппарат управления, построенный по иерархичному принципу, начиная от приближенных к фараону и заканчивая начальниками, занимающими невысокие должности (староста общины, сотник крепостного гарнизона, писец - сборщик налогов);
· использование стимулирования - поощрения и наказания, морали и этики управления;
· обучение управленческий кадров (подготовка писцов);
· осознание необходимости планирования, организации и контроля (при строительстве крупных и сложных объектов, например, пирамид)
· необходимость децентрализации в управлении большими проектами, использования в связи с этим в управлении «письменных документов» и создание своего рода штабов.
Объединение египетских номов в рамках одного государства и организация единого управления привели к концентрации людских и материальных ресурсов в руках центрального правителя.
Необходимость в защите привилегий господствующего слоя, организации ирригационального земледелия, в поддержании общественного порядка, привели к созданию хорошо организованного государственного аппарата, он состоял из трех основных звеньев: центрального, областного (номового) и местного (на уровне поселений общин) аппарата.
Во главе центрального управления стоял царь. Фараон олицетворял мощь египетского государства, считался воплощением божества в образе человека. Ближайший помощник фараона был высший человек - чати, напоминающий средневекового визиря. Он был руководителем чиновничества, принадлежащим к разным ведомствам. Особенность центрального аппарата Египта в нерасчлененности придворных функций (носитель царских сандаль был вместе с тем командующим армией).
Одним из истоков мировой политической мысли считаются политическое управление Древнего Египта. Ранние древнеегипетские взгляды на политику и мироустройство выражались преимущественно в мифологических представлениях: о божественном происхождении властных отношений; о космосе, который в отличие от хаоса, упорядочен богами; о земных порядках, которые должны отвечать воле богов; о правде, справедливости и месте человека в мире, предопределенных богами. В соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древних египтян управление, правду, справедливость и правосудие олицетворяла богиня Маат.
Египетские судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Божественный характер управления Древнего Египта (фараонов, номархов, жрецов и чиновников) и официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что все они должны соответствовать требованиям Маат. Со временем слово “маат” приобретает общее название и воплощает понятие природно-божественной установки справедливости, которой должны соответствовать все действия судей-жрецов и любые положения тогдашнего права - обычаев, законов, административных решений, иных официально одобренных правил поведения.
Авторы “поучений” и других памятников древней египетской мысли усиленно обосновывали божественность государственной власти, восхваляли египетскую деспотию, исходили из необходимости общественного неравенства людей, оправдывали насильственные действия по установлению божественного порядка Они представляли общество в виде пирамиды, вершиной которой являются боги и фараоны, а подножие - ремесленники, крестьяне, общинники и рабы. Между ними размещались жрецы, знать и чиновники. Египетские мыслители высказывали пожелания не злоупотреблять властью, преодолевать в себе корыстные устремления и побуждения, уважать старших, не грабить бедных, не обижать слабых.
В “Поучении Птахотепа” - одном из древнейших египетских политико-религиозных документов - раскрываются политические воззрении верхушки египетских правителей. Птахотеп - один из виднейших представителей египетской знати, занимавший пост министра (джати), делится своими мыслями о принципах управления обществом и страной в Древнем Египте. Он обосновывает культ фараона, как прямого потомка небесных богов. Никто не должен стремиться внушать страх, кроме бога и фараона, - поучает Птахотеп. Он убежден в необходимости общественного неравенства. Для него человек, низший по своему положению в обществе - плохой, высший - ценный, благородный. “Низшие” должны относиться к “высшим” с покорностью и смирением. По мнению Птахотепа, повиновение рабов должно быть безусловным, а наказание - жестким и быстрым. Что же касается “низших”, но свободных людей, то по отношению к ним Птахотеп призывает “высших” не быть заносчивыми, не унижать их и не вредить им. В “Поучении Птахотепа” подчеркивается естественное равенство всех свободных (“нет рожденного мудрым”) и обосновывается необходимость соответствия поведения человека принципу “ка” - своеобразному критерию добродетельного и справедливого поведения.
В “Поучении Гераклеопольского царя своему сыну”, наряду с многочисленными восхвалениями богов и божественной власти фараона, содержится призыв не делать ничего несправедливого и противозаконного, ибо только таким поведением можно добиться милости богов в загробной жизни. Правитель характеризуется как человек, “творящий правду” и стремящийся к справедливости. Обращаясь к своему сыну- наследнику, автор “Поучения” (царь Ахтой) советует ему: “Возвышай твоих вельмож, и да делают они твои законы”.
Принципы социального устройства и правила управления обществом в Древнем Египте оказали воздействие на дальнейшее развитие политической мысли. Знаменитое учение Платона об “идеальном государстве” базируется на “пирамидальной социальной структуре общества”, похожей на египетскую (см.: Мыслители Греции, 1998, с. 91-102).
Идеалы общественной жизни Древнего Египта, требования, предъявляемые обществом к свободному египтянину, запечатленные четыре с половиной тысяч лет назад на пирамиде Хеопса и сохранившиеся на ней до наших дней, представляют интерес и сегодня. Среди них: “Если ты стал велик, после того, как был мал, если ты стал богат, после того, как был беден, не скупись, ибо все богатства достигли тебя как дар Божий”. “Твои мысли не должны быть ни высокомерны, ни унижены. Если ты возбужден - успокойся: человек приветливый преодолевает все препятствия”. “Не сей страха среди людей, ибо господь воздаст тебе в той же мере”.
Главный вывод, который можно сделать в отношении достижений египетского менеджмента, таков: была изобретена и опробована огромная социальная машина, имя которой - бюрократия.
Различия между людьми были "стерты с лица земли", их место заняли функциональные различия отдельных категорий работников. Благодаря этому:
· тысячи участников работ были организованы в стандартные функциональные группы;
· возникла управленческая пирамида - иерархия ответственности за исход работ;
· стало возможным пооперационное разделение труда.