Теория 6 сигм (Six Sigma)




Во все времена руководители компаний задумывались о том, как улучшить работу своей организации. Были радикальные методы управления, но они постепенно вымирают.

Шесть сигм (six sigma) рассматривается и как методология, и как философия, и как набор инструментов совершенствования работы. Может внедряться в организации разных направлений — от медицинских до транснациональных корпораций.

Метод «Шесть сигм» — это подход к совершенствованию производственного процесса через поиск и исключение причин ошибок или дефектов в бизнес-процессах, сосредоточившись на критически важных для потребителя выходных параметрах.

Как возник термин «Шесть сигм»?

Сигма – знак, который в статистике называют стандартным отклонением значений в общей совокупности.

Концепция 6 сигм была разработана в 1986 году Биллом Смитом, сотрудником Motorola, и нашла широкое применение во многих сферах бизнеса.

Концепция подразумевает такой уровень эффективности процесса, при котором на каждый миллион производственных операций приходится 3,4 дефекта. Именно такой показатель качества компания Motorola в 1980-х годах установила для всех производственных процессов как достижение цели, и с тех пор эта концепция является торговой маркой концерна. Методику «шести сигм» заимствовали и популяризовали другие известные компании, в том числе российские подразделения.

Для сравнения: стандартный показатель компаний – уровень «Четырёх Сигм», то есть 6,210 ошибок на 1 млн. операций. Следовательно, перевод рабочего процесса на уровень Шести Сигм позволяет сэкономить около 25% годового дохода. Такой уровень безошибочности позволяет существенно снизить начальную цену и расширить рынок сбыта продукции.

С чем связано название метода

Сам термин «6 сигм» взят из математической статистики, и означает стандартное отклонение случайной величины от среднего значения. Стандартная величина характеризуется двумя параметрами — средним значением (мю) и стандартным отклонением (другое название — среднеквадратическое отклонение — сигма).

Теория Шести Сигм опирается на шесть пунктов, от которых зависит эффективность бизнес-процессов.

1) Проявление интереса к клиенту. Это отображается в постоянном мониторинге и анализе потребностей покупателей.

2) Управление на основе проверенных данных и фактов, а не на основе предположений, которые могут случиться с определенной вероятностью.

3) Ориентация на производственный процесс. Постоянное управление процессом, совершенствование, улучшение процесса. Весь цикл производства можно разбить на отдельные процессы и управлять ими – это базируется на основе процессного подхода к управлению.

4) Проактивное управление (на опережение). Руководители не ждут, что может случиться, а предупреждают возможные изменения.

5) Открытость к сотрудничеству, прозрачность производства как для клиентов, так и для поставщиков.

6) Постоянное совершенствование. Любой процесс улучшения качества связан с постоянным совершенствованием, и снисходительное отношение к неудачам – преодолевать и извлекать из них уроки.

Базовые принципы концепции шести сигм

- Ключевые показатели эффективности (KPI) должны быть измеряемыми. Если процессы можно измерить, значит, их можно контролировать, а поэтому улучшить.

- Необходимо постоянно стремиться к тому, чтобы все процессы на производстве были предсказуемыми.

- Удовлетворение потребителя. Они же являются индикаторами качества продукции. Сколько бы ни стоила продукция, потребитель ожидает ее высокого качества, быструю доставку, отменное обслуживание.

- Интерес к клиенту должен быть искренним. Клиент чувствует неискренность.

- Управлять компанией стоит только на основе данных и фактов, а не слухов и домыслов.

- Упреждающее управление. Лучше выделить деньги на профилактику, чем потом на восстановление имиджа компании.

- Стремление к совершенству.

- Налаживание командной работы и вовлечения персонала. Работник должен быть заинтересован в результатах. Заинтересованный сотрудник приносит значительную помощь в развитии компании.

- Определение и анализ причин дефектов.

- Дальнейший контроль за процессом.

Для внедрения этого процесса на предприятиях необходимо кадровое обеспечение. Обучение методике «6 сигм» в некоторой степени напоминает науку восточных единоборств. Помимо знаний и дипломов, учащиеся также получают пояса – символическое подтверждение их компетенций, и звание «агентов».

Перечень лиц, агентов «6 сигм», выглядит следующим образом.

«Чемпионы и спонсоры»

«Чемпион» – это один из топ-менеджеров, знающий идеологию «Шести сигм» и активно стремящийся к ее внедрению.

«Спонсоры» – это владельцы процессов, которые помогают в реализации концепции и координируют соответствующую деятельность в пределах своей ответственности.

«Мастера черного пояса» – это сотрудники, обладающие высшими техническими и организационными умениями и обеспечивающие техническое руководство программой. Они понимают, на чем основаны те или иные статистические методы, а также способны корректно применять эти методы в нестандартных ситуациях.

«Черные пояса» – это лица, которые занимаются только улучшением качества проектов, не отвлекаясь ни на какие другие обязанности.

«Зеленые пояса» – это лидеры (формальные и неформальные) конкретных проектов, возглавляющие соответствующие команды. В отличие от «черных поясов» они тратят на проекты «Шесть сигм» только небольшую часть своего времени.

«Желтые пояса» – это исполнители, которые прошли обучение и могут

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: