Развитие речи. Честь – бремя или благо?




Мотивация:

Проблема чести - одна из центральных в романе Л. Толстого. Одни герои воспринимают честь как благо, а для других она становится тяжким испытанием. Случайно ли это? Честь – бремя или благо?

Попробуем рассмотреть позиции героев романа «Война и мир» и определить свою точку зрения в решении этой проблемы.
1. Работа над словом.
Для начала задумаемся над значением исконно русских слов: «честь», «бремя», «благо».

Честь» -
– обостренное чувство собственного достоинства;
– потребность уважать себя в другом, другого в себе;
– умение взглянуть на себя со стороны;
– способность всегда быть и оставаться самим собой;
– стремление ни в чем не запятнать себя.
2. Как трактует русская литература слово «честь», процитируйте русских писателей?

1) Я знаю, в вашем сердце есть

И гордость и прямаячесть. (А. Пушкин)

2) Погиб поэт невольник чести… (М. Лермонтов)
3 ) Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы…
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные мотивы» (А. Пушкин)
4) «Иди в огонь за честь отчизны». (Н. Некрасов)
5) «После несчастного вечера мысль, что честь его была замарана и не омыта по его собственной вине, эта мысль меня не покидала и мешала мне обходиться с ним по-прежнему; мне было совестно на него глядеть» (Л. Толстой)
6) «…человеку честь лишнее бремя…», – снова и снова, точно в кошмарном сне, обращается к этой фразе Алексей Турбин. (М. Булгаков)
7) Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России» (А. Пушкин)
8) «У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь». (А. Грибоедов)
9) «Русскому человеку честь – одно только бремя». (Ф. Достоевский)
10) «Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» (А. Пушкин)

3. Работа по роману «Война и мир».

Давайте посмотрим, как понимают честь герои романа «Война и мир».

Анализ эпизодов:
1) «Болконский в войсках» (т. 3)
На примере жизни Андрея и Пьера автор демонстрирует, как в человеке из аристократической среды в эпоху войн пробуждается гражданская совесть и высокое понимание чести и долга. И Ан-дрей, и Пьер — лучшие люди своего времени. Им присущи постоянные духовные, нравст-венные искания. При всей противоречивости духовных исканий Болконского и Безухова глав-ным итогом в движении их судеб остаётся преодоление эгоизма и сословной замкнутости: от гордой единичности, субъективности герои приходят к сознанию своей сопричастности другим людям, народу.
2) «Дуэль Пьера и Долохова» Пьер оказался «невольником чести».

Шел на дуэль с Долоховым, ведая заранее, что не убьет его (т. II ч. I гл. IV, V). Пьер раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова. Он старается оправдать Долохова: «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, - думал Пьер. – Даже, наверное, я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?» Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта женщина того, чтобы брать грех на душу – убивать за нее человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже – свою жизнь, связав ее с Элен. Из этого эпизода мы узнаем, что Долохов грубым, самоуверенным, наглым кажется только снаружи, а на самом деле «этот буян, бретер…был самый нежный сын и брат». Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам людей.

3) «Вексель Друбецких»
Характерная деталь: Друбецким, и матери, и сыну, неоднократно помогала деньгами под-руга матери – графиня Ростова. Потом ситуация изменилась. Друбецкие разбогатели, а Ростовы обеднели. Но в романе и речи нет о том, чтобы Друбецкие думали о помощи Ростовым. Впро-чем, дело даже не в денежной помощи. Ростовы от неё бы отказались. Но у графини Ростовой был вексель Анны Михайловны на две тысячи рублей, то есть на большую для обедневших Ростовых сумму. Так что разбогатевшие Друбецкие не побеспокоились отдать своим обеднев-шим друзьям долг.
4) «Карьера Берга». «Всю свою жизнь считал не годами, а наградами».
Двуличие, фальшь, лицемерие не могут сопровождать путь честного человека.
5) «Проигрыш Долохову».
Долохов обыграл Николая, предчувствуя невезение в любви: 30 сребреников плюс 13 (сумма возрастов Долохова и Сони; чертова дюжина).
Многие люди считают жизнь игрой в карты. Кому-то везет, кому-то — нет. Кто-то играет честно, а кто-то мухлюет. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреевич дал своему сыну 2000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1600 рублей, но и необходимость изменения данному слову.
6) «Освобождение Ростовой подвод для раненых».
7) «Отказ Марьи Б. от помощи французского генерала».

4. Чего больше приносят героям поступки, совершаемые по чести: облегчения или страдания?
Болконскому, не сумевшему спрятаться от гранаты – страдание.
Пьеру, идущему на дуэль с Долоховым, – страдание.
Николаю слово чести в проигрыше Долохову – страдание.
Наташе и родным, отдавшим подводы под раненых и потерявшим большое состояние – страдание.
Марье, отклонившей помощь генерала Рамо, страдание.
Карьера Бергу приносит благополучие, благо.
Деньги Ростовых Друбецкому и последующая карьера приносят благополучие, счастье, благо.

5. Выводы по теме урока.

Ваша позиция? Что такое честь – бремя или благо? Создание синквейна.

6. Слово учителя.
Наши любимые герои литературы были людьми чести, «и первый клад мой честь была», - писал А.С. Пушкин.
Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в выборе поступка, когда судьей является совесть.
Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и уй-ти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются выс-шие силы.
Огромно значение классической литературы, являющейся нравственным помощником для многих поколений людей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: