Воспитание активности и организаторских умений у детей в сюжетно-ролевой игре.




Воспитание детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Многие детские игры – подражание

серьезной деятельности взрослых.
Корчак Я.

Воспитание активности и организаторских умений у детей в сюжетно-ролевой игре.

Дошкольное детство – важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и.т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Особое место занимают сюжетно – ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности, взрослых Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее.

В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка – один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность это вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан – это только его товарищ. Задача педагога – воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений.

Организаторские умения – это способность человека объединить других людей, для какой- либо совместной деятельности и при этом обеспечивать ее высокую продуктивность. Это приобретенные качества личности. Они могут быть воспитаны у каждого ребенка, если будут созданы соответствующие условия. Организатором можно назвать такого ребенка, который умеет выбрать тему игры, увлечь ею товарищей, прислушиваясь к их мнениям, распределить роли с учетом возможностей и интересов каждого, спланировать содержание, найти атрибуты, сделав вместе со всеми недостающие. Он следит за соблюдением порядка в игре, вместе с ребятами самостоятельно, без вмешательства педагога, может справедливо разрешить спорный вопрос, оценить результаты труда и отношение товарищей к порученному делу.

Организаторские умения развиваются в неразрывной связи с формированием таких качеств личности, как смелость, настойчивость, активность, самостоятельность, ответственность, целеустремленность.

Путь развития организаторских умений у детей дошкольного возраста может быть условно представлен в виде трех ступеней:

На первой ступени (младший возраст) воспитатель на собственном примере учит детей организовать индивидуальные игры и игры небольшими группами (по 2-3 человека).

На второй ступени (средняя и старшая группа) он доверяет более инициативным детям организовать коллективную игру, но обязательно контролирует их, помогает им в затруднительных случаях, на их примере воспитывает других.

На третьей ступени (подготовительная к школе группа) все дети принимают участие в организации совместных игр. Воспитатель развивает у них умение коллективно решать организационные вопросы, без его вмешательства, самостоятельно.

Процесс овладения организаторскими умениями связан с усвоением детьми норм поведения, мотивы которого не всегда сразу можно заметить и понять, а тем более дать ему правильное направление. Поэтому роль воспитателя в играх, основанных на самостоятельности детей, особенно велика. Воспитанию организаторских умений у детей способствуют также коллективные обсуждения отдельных моментов игры или поступков детей. Во время таких обсуждений ребята выражают свое отношение к имевшим место фактам, а воспитатель помогает им сделать вывод о том, что же мешало играть организованно, кто мешал, почему, а также обязательно отметить чью- либо интересную выдумку, проявленную самостоятельность.

При организации любого дела воспитатель предоставляет детям возможность проявить самостоятельность и инициативу. Он побуждает их к этому, демонстрируя им доверие, выражая уверенность в том, что они могут разрешить спорные вопросы самостоятельно, а также влияя на них через игровой образ.

Прочность усвоенных детьми умений и формирующееся у них сознательное отношение к организаторскими функциями служит хорошей предпосылкой для успешного обучения в школе, для подготовки активных, инициативных и энергичных строителей общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: