Информационно-коммуникационная компетентность




Информационно-коммуникационная компетентность — это профессионально-значимое интегративное качество личности, характеризующее умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать и представлять её; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, как в индивидуальной сфере, так и при работе в группе. Иными словами, информационно-коммуникационная компетентность объединяет в себе коммуникацию, работу с информацией, выполнение социальной роли, толерантное отношение к партнеру по общению, умение создавать оптимальное коммуникативное пространство, интеграцию IT-знаний и личных качеств в более общую способность действовать в пространстве информационных ресурсов Интернет, умение соорганизовывать внутренние и внешние информационные ресурсы, освоение новых знаковых систем и другое. Она рассматривается как неотъемлемая структурная составляющая профессиональной компетенции специалиста и означает его способность удовлетворять информационные потребности в профессиональной сфере и умение транслировать переработанную информацию в процессе коммуникации. То есть, информационно-коммуникацитонная компетентность — это интегративная характеристика личностных качеств индивидуума, способного за счет актуализации приобретенного социокультурного опыта сквозь призму своей профессиональной деятельности на основе возможностей современных технических средств в условиях ценностно-смыслового существования в едином мировом сообществе корректно выстраивать деловое общение в соответствии с используемым языком и творчески воспроизводить и моделировать новые объекты и процессы глобального информационного пространства.

Опираясь на данное определение, можно выделить восемь компонентов в структуре ИКК:

1) информационный — способность осуществлять различные операции с информацией, моделировать и проектировать объекты и процессы

2) коммуникативный — построение общения в виде диалога, а также умение работать в команде

3) личностный — умение самостоятельно принимать решения, развитие исследовательских и творческих способностей; чувства ответственности; самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации

4) аксиологический (духовно-нравственный) — способность регулировать свое поведение в рамках значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность); оперирование различными понятиями и смыслами

5) технологический — способность применения усовершенствованных технических знаний и навыков пользования современными средствами информационных и коммуникационных технологий в различных сферах жизни и деятельности

6) лингвистический — умение грамматически правильно строить предложения, формировать осмысленные высказывания, соотносить выражения с соответствующей социокультурной ситуацией

7) профессиональный — способность оперировать профильными знаниями в условиях трудовой деятельности

8) межкультурный — возможность реализовать все указанные выше компоненты ИКК в разных социокультурных системах и пространствах

Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя включает три основных аспекта — наличие достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ; эффективное обоснованное применение ИКТ в деятельности для решения профессиональных, социальных и личностных задач; понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.

В педагогической практике предлагается двухуровневая модель ИКТ-компетентности учителя:

1) знаниевый уровень (подготовленность к деятельности);

2) деятельностный уровень (реализованная деятельность).

 

Запросы современного общества ставят перед высшим образованием задачи повышения качества выпускаемого специалиста, чей профессионализм сейчас определяется не только объемом знаний, но и умением ориентироваться в информационных потоках, оставляя в памяти самое значимое, а также умением находить недостающую информацию. Кроме того, профессионализм характеризуется опытом применения полученных знаний и умений, как по образцу, так и в новой, нестандартной ситуации. При этом имеется в виду, как личностное развитие специалиста, так и формирование таких его качеств, как умение договариваться с коллегами или взаимодействовать с окружающими. Все это указывает на необходимость овладение ключевыми компетентностями и как следствие, информационно — коммуникативной компетентностью.

 

Информационно-коммуникативная компетентность, обладая свойственными общей компетентности характеристиками, имеет специфические показатели, такие как:

— знания и концептуальные понятия, позволяющие свободно ориентироваться в профессиональном информационном пространстве с применением средств, приемов и методов самоорганизации, саморазвития и профессионального самовыражения;

— умения эффективного поиска, сбора, переработки профессиональной информации, а также умения целенаправленного продуцирования обработанной информации при осуществлении коммуникативных актов в профессиональной сфере;

— способности к целенаправленной информационной деятельности и продуктивной коммуникации на межкультурном уровне, способности к профессиональному прогнозированию и рефлексии;

— инициатива, которая выражается в креативном применении усвоенных знаний, умений и навыков, активная гражданская позиция специалиста, направленная на развитие и укрепление общества и государства.

Весь процесс формирования информационно-коммуникативной компетентности рассматривается как система, характеризующаяся открытостью, динамичностью, концептуальностью.

1. Открытость системы формирования информационно-коммуникативной компетентности обусловлена информационной и коммуникативной открытостью образовательной среды. Под информационной открытостью подразумевается открытость будущему и связь с концепцией опережающего «ноосферного» образования. Коммуникативная открытость подразумевает целенаправленную интеграцию всех способов взаимодействия субъектов образовательного процесса как внутри среды, так и за её пределами.

2. Динамичность системы означает: а) поэтапное развитие совокупности знаний, умений и навыков; б) изменение состояния системы во времени на протяжении последовательных этапов; в) тенденцию к развитию, которая характеризуется появлением качественных новообразований; г) приложение профессионально-ориентированных знаний, умений и навыков к квазипрофессиональной информационно-коммуникативной деятельности.

3. Концептуальность системы определяется личностным и деятельностным подходами, раскрывающими свою сущность через основополагающие принципы: а) актуализации компетентности; б) развития личности в деятельности; в) преемственности.

Информационно-коммуникативная компетентность концентрирует в себе всю совокупность качественно новых знаний, умений и навыков:

— знания об информации в целом и о видах ее поиска, сбора и хранения, систематизации, обработки, о способах представления информации и ее переход в знания; знания о коммуникации в целом и об элементах коммуникативного процесса; знания об интеграции информации и коммуникации и ее ключевой роли в создании условий для процесса профессионально-педагогического взаимодействия

— умения ориентироваться в информационных потоках, то есть в способности находить актуальную, необходимую и достаточную информацию; умения ее обрабатывать и интегрировать согласно уровню понимания участников коммуникационного процесса; умения использовать современные технологии для презентации информационных продуктов и умения защищать данный продукт индуктивно-дедуктивными методами аргументации

— навыка как опыта применения всех полученных знаний, умений в деятельности или по образцу, или в новой, нестандартной ситуации.

То есть, информационно-коммуникативная компетентность — педагогическая категория, рассматриваемая как неотъемлемая часть профессиональной компетентности специалиста. Она характеризует качественные показатели личности, включающие в себя единство теоретической и практической готовности в целостной структуре личности. Она является интегральной характеристикой профессиональных, личностных и деловых качеств специалиста и предусматривает сформированность умений активного информационного взаимодействия в условиях современной информационной среды, что подразумевает умения эффективного поиска, сбора, анализа, переработки и трансляции информации при осуществлении коммуникативных актов в профессиональной сфере. Она рассматривается как структурная составляющая профессиональной компетенции специалиста и означает его способность удовлетворять информационные потребности в профессиональной сфере и умение транслировать переработанную информацию в процессе коммуникации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: