Поле «СЛВ» - каким образом за счет возможностей компенсировать слабые стороны компании.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ СРЕДА»

Уфа 2020

Методические рекомендации предназначены для обучающихся по программе подготовки профессионального образования по направлению «Менеджмент». Они дают возможность подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Менеджмент» по теме «Организация и ее среда».

 

Введение

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с программой учебной дисциплины «Менеджмент» предназначены для проведения практических работ по данной дисциплине. Практические работы интегрируют теоретико- методологические знания и практические навыки и умения обучающихся в едином процессе учебно-исследовательского характера.

В основе получения знаний обучающихся лежит применение активных методов и приемов обучения, таких как проблемные ситуации, организационно-деятельностные игры, «Кейс-стади» и др., которые в последнее время считаются наиболее современными и эффективными методами обучения. В каждой теме методического пособия приводятся также практические задания, объединенные под определением «сквозное». Сквозное практическое задание позволяет обучающимся спроектировать собственную организацию, собирая ее по отдельным компонентам, в совокупности образующим законченную организационную систему.

Целью данных рекомендаций является закрепление и углубление знаний, а также формирование и развитие обучающихся навыков и умений решение конкретных задач в профессиональной практической деятельности.

Практические задания к теме лекции: «Организация и ее среда»

Вопросы для самоконтроля [34, c.235]:

1. Перечислите основные элементы внутренней среды организации.

2. Дайте характеристику основным элементам внутренней среды организации: миссия, цели, задачи, структура, технологии, люди.

3. Покажите взаимосвязь внутренних переменных.

4. Каковы отношения между следующими понятиями: цели, задачи и люди.

5. Назовите основные факторы внешней среды, непосредственно (прямо) влияющие на деятельность организации

6. Какие факторы внешней среды оказывают опосредованное (косвенное) влияние на деятельность туристского предприятия?

7. Проведите различия между средой прямого воздействия и средой косвенного воздействия.

8. Почему важно понимать, что практически не существует двух одинаковых организаций?

Практическое задание 1

«Определение факторов внешней и внутренней среды»

На основе исходных данных определите факторы внешней и внутренней среды и занести их в таблицу (табл. 3):

Таблица 3 – Факторы внешней и внутренней среды

Факторы внутренней среды Факторы внешней среды
Прямого воздействия Косвенного Воздействия
     

1. Организационная культура.

2. Потребители.

3. Уровень образования населения, обеспечение объектами

культуры.

4. Объединенный показатель качества подготовки специалистов, поступающих в организацию.

5. Акционеры.

6. Демократические преобразования, количество политических фракций.

7. Структура организации.

8. Поставщики

9. Темпы инфляции, дефицит бюджета, конкурентоспособность страны, удельный вес частной собственности, уровень развития финансовой системы страны.

10. Технология.

11. Удельный вес числа ученых в численности работающих страны.

12. Конкуренты.

13.Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.

Физико-географическиеусловия (климатическиефакторы, оценка основных природных ресурсов с граны и ее место в мировом сообществе, извлечение из недр природных ресурсов, интенсивность по отношению к общим запасам и степень извлечения).

15. Миграция населения.

16. Местные органы управления.

17. Демографическая обстановка.

18. Правительственные органы.

19. Союзы и общества.

20. Уровень компьютеризации страны.

21. Экологические факторы.

22. Продолжительность жизни населения.

23. Способ выполнения работы.

24. Количество забастовок с числом участников более 100 в стране.

25. Прогноз изменения уровня доходов населения.

26. Контакты с агентствами по оказанию маркетинговых услуг.

27. Количество горячих точек в мире.

28. Построение системы управления на предприятии.

29. Затраты в бюджете страны на поддержание экосистемы страны.

30. Удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества.

31. Связи с кредитно-финансовыми учреждениями.

32.Показатель качества информации, поступающей на предприятие.

33.Качество прокурорского надзора за соблюдение федеральных правовых актов.

Практическое задание 2

«Факторы внешней среды. Ситуационный анализ»

Исходя из нижеприведенных факторов внешней среды, обоснуйте, какие из них способствуют, какие затрудняют развитие организации, а также выявите возможное противоречивое влияние факторов.

1. Природные ресурсы России.

2. Трудовые ресурсы России (количество, уровень образования, квалификации, культуры).

Территория страны (размеры, региональное и национальное особенности).

3. Национальный менталитет (образ жизни, деятельности, психология, традиции, привычки населения).

4.Состояние правопорядка в стране.

5. Состояние и развитие конкуренции.

6.Развитие инфраструктуры (информации, транспорта, связи, банковской системы, товароснабжения и товародвижения, маркетинга, рекламы, страхового дела, аудита).

8.Уровень экономического развития страны (объем и динамика производства, производительности труда).

9.Уровень жизни населения (зарплата, пенсии, пособия, стипендии).

10.Безработица.

11.Социальная защищенность населения (система трудоустройства, подготовки и переподготовки кадров, уровень минимальной заработной платы, пенсии, пособий, стипендий).

Практическое задание 3

Задание выполняется индивидуально.

Распределите нижеперечисленные факторы в четыре группы, используя таблицу 4:

Таблица 4 – Факторы по видам среды

Внешние внутренние фоновые деловые
           

Факторы: законодательство, конкуренты, поставщики товаров, сырья, материалов, структура предприятия (организации), покупатели (клиенты), сотрудники предприятия, географическое месторасположение, политика центрального правительства, цели и задачи предприятия (организации), экономика, налоги, энерготарифы, ставки по кредитам, используемое предприятием (организацией) оборудование, технология обслуживания покупателей (клиентов), товары и услуги, предоставляемые покупателям (клиентам).

 

 

Практическое задание 4

Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.

Укажите возможное положительное или отрицательное влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия (организации) в таблице 5:

Таблица 5 – Влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия

Факторы Положительное влияние Отрицательное влияние
1.Рост безработицы    
2. Демографический спад    
3.Низкий уровень доходов обслуживаемого населения    
4.Повышение стоимости энергоресурсов    
5.Повышение уровня доходов обслуживаемого населения    
6. Развитие техники и технологии    
7.Наличие конкурентов    
8.Рост цен на материалы, сырье, товары от поставщиков    

Практическое задание 5

«SWOT-анализ»

Выберите в качестве объекта для выполнения задания любую реально действующую организацию. Кратко опишите деятельность организации. Задание выполняется в малых группах.

1 этап.Составьте список сильных и слабых сторон, возможных опасностей и угроз. Заполните ниже представленную форму, аналогичную таблице 6.

Таблица 6 – Сильные и слабые стороны, возможные опасности и угрозы организации

Сильные стороны 1. 2. 3. Возможности 1. 2. 3.
Слабые стороны 1. 2. 3. Угрозы 1. 2. 3.

2 этап.Определите поля пограничных стратегий:

Поле «СИВ» — каким образом при помощи сильных сторон максимальной мере использовать имеющиеся возможности.

Поле «СЛВ» - каким образом за счет возможностей компенсировать слабые стороны компании.

Поле «CИУ» каким образом за счет сильных сторон избежать назревающих угроз.

Поле «СЛУ» — что делать, если события будут развиваться в крайне неблагоприятном направлении?

Заполните ниже представленную форму (табл. 7).

Таблица 7- Поля пограничных стратегий

  Возможности 1. 2. 3. … Угрозы 1. 2. 3. …
Сильные стороны 1. 2. 3. …   Поле «СИВ»   Поле «СИУ»
Слабые стороны 1. 2. 3. …   Поле «СЛВ»   Поле «СЛУ»

3 этап:Опишите три вида сценария [32, c13]:

Оптимистический, что следует делать «в идеале». Каким образом правильно распорядиться ресурсами компании и какие поступления и результаты можно прогнозировать при условии отсутствия неблагоприятных факторов.

Пессимистический, на что следует рассчитывать в худшем случае, если произойдут все реально вероятные неблагоприятные события. Каким образом перераспределять ресурсы и потоки, какие результаты можно прогнозировать.

Реалистический, какими должны быть действия руководства и сотрудников компании при наиболее вероятном стечении обстоятельств.

Для анализа и подведения итогов практической работы создайте экспертное жюри, привлекая одного — двух студентов из каждой подгруппы.

Требования к оформлению отчета экспертной группой (табл.8)

Таблица 8 – Требования к оформлению отчета экспертной группы

Критерий оценки Подгруппы
       
Своевременность выполнения работы        
Слаженность команды        
Соблюдение принципов этики        
Качество представленной работы        
Качество презентации работы        
Знание теоретического материала        
Сумма        

Ситуации для анализа

Ситуация 1

Две фирмы в ресторанном бизнесе. Первая расположена в старом здании в самой старой части города, к тому же и не на первом этаже. Готовят и обслуживают здесь превосходно, но владельцы отказываются вывешивать в ресторане рекламу своих клиентов. Вторая компания имеет гораздо более низкие цены, повара ее не имеют такого опыта, готовится все сразу, большими порциями, а затем разогревается по мере надобности, пока все не продастся. Вторая компания удобно расположена в самой новой части города и представляет широкие возможности для рекламы своим клиентам. Кто из них скорее добьется большего успеха? Почему?

Ситуация 2

Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер — автор серии работ о том, как компании преуспевают на мировой арене, сделал следующие парадоксальные выводы: в условиях глобального рынка значение страны увеличивается, а не уменьшается; строгие правительственные стандарты помогают, а не вредят компаниям.

Немецкая фирма «Сименс», занимающаяся медицинским оборудованием, испытывала трудности, конкурируя с американскими компаниями, и перевела свою главную базу в США. В области медицины огромным преимуществом США является структура спроса — множество независимых больниц и независимых врачей, самостоятельно принимают решения. В связи с этим в США есть все условия для нововведений, всегда есть возможность испытать новое лекарство, лабораторный анализ и инструмент. В других странах медицинские системы имеют более сложную и жесткую структуру, в большей степени национализированы: все врачи проходят одинаковую подготовку и могут применять в своей практике лишь одобренные процедуры. В такой атмосфере едва ли мыслимы нововведения, поэтому иностранные врачи и предприниматели приезжают в Америку, чтобы открыть фирмы медицинского профиля.

Какую роль играют правительственные регламентации в конкурентоспособности компаний? Следует различать два вида таких регламентаций. Первый — регулирование стандартов качества продукции, ее безопасности и влияния на окружающую среду. Здесь строгие правила помогают делу, лишают компании самодовольства и принуждают к улучшениям. В идеале нужны такие стандарты, которые слегка опережали бы время. Если вы примете нормы, не отвечающие мировым стандартам, это повредит вашим компаниям. Но если ваши нормы будут несколько строже, чем в Германии и Японии, это поможет вашим компаниям стать мировыми лидерами в соответствующих отраслях. Второй вид — регулирование конкуренции с помощью контроля цен или ограничения выхода на рынок. Такие меры ослабляют конкурентоспособность компаний, что подтверждается наблюдениями по всему миру.

Англичане сильны в таком бизнесе, как аукционная продажа произведений искусства, потому что они мало ее регулируют. По той же причине они лидируют в страховании. США преуспели в области здравоохранения, потому что регламентируют эту сферу меньше, чем другие страны. Аналогичное положение и с развитием банков в Швейцарии. Единственная сложность при отмене прямых регламентаций заключается в необходимости обеспечить адекватное соперничество. Нельзя снимать ограничений с компаний, не заручившись гарантией, что они не объединятся и не образуют монополии. Потребитель всегда платит больше там, где нет конкуренции.

Ситуации для анализа взяты из Методических указаний по «Менеджменту», «Управлению персоналом», «Рекламе и связи с общественностью» Л.И.Труфановой.

Вопросы для обсуждения

1. Опишите в понятиях сложности, подвижности и неопределенности условия среды, в которых приходится действовать медицинским компаниями в США и Германии. Почему фирмы стремятся работать в CMA?

2. Как принудительное использование законов отражается на деятельности компаний?

3. Какие факторы внешней среды, кроме законодательства, необходимо учитывать компаниям при «пересечении»?

Темы рефератов

1. Организация как открытая система.

2. Технология как фактор развития организации.

3. Типы совместной деятельности в организации.

4. Организационно-правовые формы организации.

5. Адаптация организации к условиям внешней среды.

6. Модели жизненного цикла организации в теории западных и российских исследователей.

 

Перечень используемых источников, который может быть использован при выполнении практических работ:

1. Бугаков, В.М. Управление персоналом: Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 237 c.- Подробнее на

2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. — М.: Проспект, 2016. — 320 с.

3. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт– Петербург: Питер Пресс, 2017. – 600 с.

4. Ермасова, Н.Б. Риск-менеджмент организации: Учебно-практическое пособие / Н.Б. Ермасова. — М.: ИТК Дашков и К, 2014. — 380 c.

5. Русецкая, О.В. Теория организации: учебник для академического бакалавриата / О.В. Русецкая, Л.А. Трофимова, Е.В. Песоцкая. — М.: Издательство Юрайт, 2014 — 391 с.

6. Сидоров, М. Н. Стратегический менеджмент: учебник для среднего профессионального образования / М. Н. Сидоров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 158 с.

7. Угрюмова Н.В., Блинов А.О. Теория организации и организационное поведение. — СПб: Питер, 2015. — 288 с.

 

Интернет-ресурсы:

 

1. https://www.яaudeamus.omskcity.com — Сайт представляет собой самостоятельную электронную библиотеку учебников по разнообразным дисциплинам.

2. https://www.cfin.ш — Корпоративный менеджмент. Материалы и публикации по всем отраслям менеджмента, в том числе теоретико-методологического характера.

3. https://www.econline.h 1.ru — Сборник разнообразных ресурсов по экономике и менеджменту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: