Логические приемы установления причин изучаемых явлений




ИНДУКЦИЯ

Причинная связь явлений

Так как научная индукция в своих обобщающих выводах опирается на установление причин, в силу которых предметам данного класса присущи определённые признаки, то для нее крайне важное значение имеет вопрос о причинной связи явлений.

Причинная (каузальная) связь явлений состоит в том, что одно явление необходимо вызывает другое явление, а изменение первого явления влечёт за собой изменение и второго явления.

Явление, которое необходимо вызывает другое, называется причиной.

Явление, которое вызывается этой причиной, называется действием этой причины.

Связи причины и действия в явлениях соответствует в мышлении связь основания и следствия.

Примечание. В формальной логике и в других науках эта терминология не всегда выдерживается, и результат причины, т. е. явление, необходимо вызываемое другим явлением, можно именовать в одном и том же смысле либо термином «действие», либо термином «следствие».

Все явления действительности связаны причинной связью. Причинная связь — это всеобщая связь явлений действительности. Если мы встречаем явление, служащее причиной, но не обнаруживаем производимого этой причиной действия (следствия), то это означает либо то, что мы ещё не нашли этого действия, не смогли его распознать, хотя в действительности оно имеется, либо то, что действие данной причины парализовано, уничтожено обратным действием другой причины. Если мы встречаем явление, кажущееся беспричинным, то это означает лишь то, что нам ещё не удалось найти его причину, хотя такая причина имеется.

Во всех областях действительности мы постоянно наблюдаем, как одно явление вызывает другое явление. Нет действия (следствия) без причины, и нет причины, которая не имела бы действия (следствия).

Причина и следствие не отделены, не отгорожены друг от друга, между ними имеется взаимозависимость, взаимосвязь; то, что в одном отношении является причиной, то в другом отношении может быть следствием, и обратно.

Пример, поясняющий данную мысль: Построение социалистического общества в СССР явилось причиной бурного роста культуры советского народа; в свою очередь развитие советской культуры служит одной из причин успешности дальнейшего социалистического строительства.

Причинная связь явлений — объективная связь, т. е. связь, существующая в действительности, независимо от нашего сознания, которое лишь вскрывает, отражает эту связь. Для того чтобы обнаружить действительную причинную связь, убедиться в действительном существовании причинной связи различных явлений, одно лишь наблюдения недостаточно. Необходима практика, возможность вызывать и повторять явления, проверка путём опыта.

У любого явления может быть несколько причин, а не одна какая-нибудь причина; равно одно явление может служить причиной многих других явлений. Каждое явление, которое служит причиной другого явления, в свою очередь имеет причину, т. е. является следствием другого явления. Поэтому «причина причины» явления также есть причина данного явления, но более отдалённая.

Непосредственная причина явления называется ближайшей причиной.

Причина явления всегда предшествует этому явлению. Поэтому, когда мы имеем какое-то явление и ищем его причину, мы должны искать причину среди тех явлений, которые предшествовали этому явлению. Но необходимо иметь в виду следующее: всякая причина какого-либо явления предшествует ему, но не всякое явление, предшествующее данному явлению, служит его причиной.

Хронологическая (временная) последовательность явлений не есть ещё причинная их связь. Нарушение этого положения выражается в распространенной логической ошибке «что было после данного факта, то является следствием этого факта». После данного факта могли быть другие факты, но они не находятся в причинной связи с данным фактом.

Существуют два типа установления причинной связи явлений:

1. Если устанавливается причина, относящаяся к классу предметов, фактов, явлений, т. е. причина, определяющая признаки класса явлений, свойства и отношения явлений одного класса или отношения между явлениями разных классов. В этом случае обнаружение причины означает обнаружение определённой закономерности явлений действительности, установление закона природы или общественного развития, т. е. общей и необходимой связи явлений объективной действительности.

Этот тип установления причинной связи явлений относится к научной индукции в её типичном виде, так как в этих случаях установление причины представляет собой общее положение, устанавливаемое на основании многих частных случаев и распространяемое на все предметы данного рода, из которых в посылках были рассмотрены только некоторые.

2. Если устанавливается причина, относящаяся к одному определённому предмету или явлению. В этих случаях установление причины означает установление не общего закона, а отдельного, единичного факта, явления (или нескольких явлений), в определённых конкретных условиях места и времени вызвавшего, породившего другой отдельный, единичный предмет, факт, явление.

Этот тип установления причинной связи явлений также есть индуктивное умозаключение, так как в нём вывод, заключение выходит за пределы посылок, относится к тому, что не содержится в посылках. В посылках о причине ничего не было высказано, следовательно, в заключении содержится новое понятие, которого не было в посылках. И здесь индуктивное умозаключение должно сочетаться с дедуктивным, для того чтобы его заключение было достоверным.

(При всём различии умозаключений, в которых устанавливаются эти формы причинной связи (от частного к общему в первом случае и от частного к частному — во втором), и то и другое относится к индукции, и установление причинной связи во всех случаях имеет одну основу — заключение от известных фактов, рассмотренных в посылках, к фактам неизвестным, в посылках не рассмотренным.)

Логические приемы установления причин изучаемых явлений

Для установления причины изучаемого явления применяются два основных приёма индуктивного исследования:

1) Сравнение между собой обстоятельств, при которых данное явление встречается (метод сходства).

Для установления причины явления берутся различные обстоятельства, при которых возникало два и более раз данное явление, и все они между собой сравниваются. Если окажется, что все случаи возникновения явления сходны только в одном обстоятельстве, а во всех остальных обстоятельствах различны, то можно сделать вывод, что это обстоятельство есть причина данного явления.

Пример. Посредством применения этого приёма была обнаружена причина явления радуги. Явления радуги наблюдались на небе при дожде, в каплях росы, в водяной пыли водопада, в брызгах воды на реке от ударов вёсел. Все обстоятельства, при которых наблюдалась радуга, были различны, кроме одного, общего всем случаям появления радуги — свет проходил через капли воды. Отсюда был сделан вывод: причиной радуги является прохождение света через капли воды.

2) Сравнение обстоятельств, при которых данное явление встречается, с обстоятельствами, в других отношениях подобными, при которых данное явление не встречается (метод различия).

Мы рассматриваем все обстоятельства, при которых это явление наступило, а затем сходные обстоятельства, при которых это явление не наступило. Если окажется, что обстоятельства, при которых явление наступило, и обстоятельства, при которых оно не наступило, сходны, кроме одного обстоятельства, которое было, когда явление наступило, и которого не было, когда явление не наступало, можно сделать вывод, что это обстоятельство и есть причина изучаемою явления.

Пример. Возьмём перо птицы и монету одинакового веса и с одной высоты одновременно бросим их на землю. Монета упадёт быстрее, а падение пера будет замедленное. В чём причина замедленного падения пера? Поместим перо и монету под колокол воздушного насоса и выкачаем из него воздух. Затем под колоколом бросим перо и монету; они упадут с одинаковой быстротой. В первом случае было замедленное падение пера по сравнению с монетой, во втором — одновременное. Различие обстоятельств здесь заключалось только в одном: в первом случае был воздух, во втором случае он был выкачан. Вывод: причиной замедленного падения пера является сопротивление воздуха.

При применении обоих указанных выше приёмов может получиться, что будет установлена причина не всего изучаемого явления, а лишь части его. Если окажется, что одна часть предшествующего явления была причиной одной части последующего явления, можно сделать вывод, что остальная часть предшествующего явления была причиной остальной части последующего явления.

Пример. Приведём историю открытия планеты Нептун. Наблюдая за движением планеты Уран, астрономы отметили некоторую неправильность в её движении: они обнаружили, что она движется не по вполне нормальной орбите. Задача состояла в том, чтобы выяснить причины этих отклонений Урана. Эти отклонения могли быть вызваны влиянием других планет. Другие планеты были известны, и можно было вычислить степень влияния, которое они могли оказать на движение Урана. Однако так удалось объяснить только большую часть отклонений Урана, но не все. Учёные предположили, что есть ещё какая-то неизвестная планета, которая влияет на движение планеты Уран. И действительно, исследуя те отклонения движения планеты Уран, причина которых ещё не была известна, астрономы Адамс и Леверрье вычислили положение этой неизвестной планеты. Когда эта точка была установлена, на неё направили сильнейший телескоп и действительно обнаружили ранее неизвестную планету. Так в 1846 году была открыта планета Нептун.

В качестве варианта может применяться следующий приём. Желая найти причину данного явления, мы наблюдаем его изменения и одновременно следим за изменениями других явлений, которые могут быть причинно связаны с ним.

Пример. Таким образом, например, была обнаружена зависимость изменения высоты воды в океане от положения Луны.

Значение

Однако причинная связь представляет лишь одну из сторон всей связи явлений действительности.

Все рассмотренные выше логические приёмы установления причинной связи явлений имеют серьёзное значение в научном исследовании и в практической деятельности. Рассматриваемые способы установления причины изучаемого явления находят наиболее широкое применение в естественных науках, в которых путём эксперимента есть возможность изолировать отдельные явления в целях их изучения. В общественных науках дело обстоит значительно сложнее, так как общественные явления всегда выступают перед нами в сочетании с множеством других общественных явлений, из которых их нельзя выделить путём эксперимента. Кроме того, каждое общественное явление сложно, включает в себя различные обстоятельства, складывается из множества фактов, событий. И тем не менее при изучении общественных явлений мы замечаем в них повторяемость, наблюдаем устойчивость, сходство признаков в одних явлениях, различие признаков в других. Вследствие этого рассмотренные приёмы в известной мере применимы и к изучению общественных явлений. Но решающим условием для того, чтобы убедиться в наличии действительной причинной связи явлений природы и общественной жизни, во всех случаях является опыт, практика, так как именно они представляют критерий истинности наших суждений о причинности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: