Тема 2 ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫРАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
На каждом возрастном этапе, ребенок развивается сразу в нескольких сферах одновременно. Например, малыш учится ходить (физическая сфера), изучает собственное тело, свои половые органы (сексуальная сфера), изучает окружающие предметы (интеллектуальная сфера), учится взаимодействовать с людьми (социальная сфера), выражает чувство независимости (эмоциональная сфера) и видит осуждение взрослого за свой проступок (моральная сфера).
Каждый период возрастного развития имеет свои отличия и требует от взрослого, который рядом с ребенком, определенные усилия.
ЗАДАНИЕ 1. Опираясь на материал о Периодах психического развития (вы получили его на занятии), посмотрите на таблицу ниже и подумайте, как со временем меняется ситуация взаимодействия родителя с ребенком определенного возраста. Оцените в процентном отношении (от 0 до 100%) особенности проявления каждого из перечисленных критериев в определенном возрасте.
Критерии | Возраст | ||||
Ранний возраст (1-3 года) | Дошкольный возраст (3-7 лет) | Младший и средний школьный возраст (7-12 лет) | Подростковый возраст (12-16 лет) | Юность (16-21 год) | |
1. Время, которое требуется для заботы о физических потребностях ребенка данного возраста | |||||
2. Личное время, которое удастся проводить отдельно от ребенка | |||||
3. Навыки самообслуживания у ребенка | |||||
4. Возможность диалога | |||||
5. Возможность выражать свои чувства с помощью прикосновений | |||||
6. Самостоятельность и безопасность ребенка | |||||
7. Возможность проведения совместного досуга | |||||
8. Дисциплина, основанная на авторитете и послушании | |||||
9. Дисциплина, основанная на равноправии и договоренности | |||||
10. Помощь по дому |
Возрастные кризисы – это переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Раскрыть психологическую сущность кризиса значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.
|
.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ
Кризис новорожденности: 0-2 месяцев
Причина: катастрофическое изменение условий жизни (появление индивидуальной физической жизни), помноженное на беспомощность ребенка.
Характеристика: потеря веса, происходящая настройка всех систем организма на существование в принципиально иной среде – вместо водной в воздушной.
Новообразования к концу кризиса:
– индивидуальная психическая жизнь;
– комплекс оживления (особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная ко взрослому. Комплекс оживления формируется примерно с третьей недели жизни: появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем — улыбка, вокализация, двигательное оживление. Также при комплексе оживления отмечаются учащенное дыхание, радостные вскрики и т. д. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается комплекс в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырёх месяцев, после чего комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения);
|
– возникновение привязанности.
КРИЗИС 1 ГОДА
Причина: увеличение возможностей ребенка, появление все большего количества новых потребностей.
Характеристика: всплеск самостоятельности, а также появление эмоциональных реакций, знакомство с границами, возможно нарушение биоритма сна/бодрствования.
Новообразования к концу кризиса:
– автономная речь, эмоционально аффективная, многозначная;
– ощущение себя как отделенного от взрослого индивидуума;
– произвольность движений и жестов, управляемость;
– границы существуют и они легитимны (взрослые также им подчиняются).
КРИЗИС 7 ЛЕТ
Причина: замечаются собственные эмоции, чувства. Возникает возможность их саморегуляции. Из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка.
Характеристика:
1) потеря непосредственности;
2) кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения;
3) замкнутость, неуправляемость.
Новообразования к концу кризиса:
– внутренний план действий;
– возникновение интегративного мышления, рефлексии;
– формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов;
– рождение Я-концепции, самооценки.
ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС 13 ЛЕТ
Причина: выход в большой мир приводит к переоценке тех ценностей, которые были впитаны в семье и малом коллективе, происходит соотнесение себя и общества.
Характеристика: наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
Новообразования к концу кризиса:
– умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка;
– чувство взрослости;
– рефлексия.
|
ЮНОШЕСКИЙ КРИЗИС 15-17 ЛЕТ
Причина: стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни при отсутствии такой возможности.
Характеристика: амбивалентность и парадоксальность рождающегося характера.
Ряд основных противоречий, присущих этому возрасту: чрезмерная активность может привести к изнурению; безумная веселость сменяется унынием; уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость; эгоизм чередуется с альтруистичностью; высокие нравственные стремления сменяются цинизмом и скептицизмом; страсть к общению сменяется замкнутостью; тонкая чувствительность переходит в апатию; живая любознательность – в умственное равнодушие; страсть к чтению – в пренебрежение к нему; стремление к реформаторству – в любовь к рутине; увлечение наблюдениями – в бесконечные рассуждения.
Новообразования к концу кризиса:
– профессиональное и личностное самоопределение;
– ценностно-смысловая саморегуляция поведения;
– складывается личная система ценностей;
– формирование логического интеллекта;
– осознание своей индивидуальности.
Задание 2. Какой возрастной кризис, на ваш взгляд, самый трудный? И Почему?