ТЕМА 1 «Сущность коучинга»
Краткая история коучинга
Понятие «коучинг» появилось в русском языке сравнительно недавно – в середине 1990-х годов. Но уже через несколько лет коучинг стал одной из самых популярных услуг на российском рынке практической психологии.
Сегодня мы слышим понятия executive-коучинг и коуч-менеджмент, мотивационный коучинг, экзистенциональный и стратегический коучинг, личностный и групповой коучинг, « life-коучинг» пишут на книгах, а наработе мы слышим о прадажах в стиле «коучинг».
Принято считать, что коучинг – изобретение XX века, что раньше не было ничего подобного, НО
3 группы предпосылок появления коучинга:
I. институт советников-наставников, существовавший при разных пракителях;
II. психотерапия и практическая психология, сформированная на рубеже XIX и XX веков;
III. организационное консультирование, которое обособилось в середине XX века.
I.клиент=владыка
Начиная с библейских времен: пророк Даниил при царе Навуходоносоре, Аристотель при Александре Македонском, Нострадамус при дворе Екатерины Медичи. Екатерина II долгие годы обращалась за советами к Вольтеру.
Даже самый выдающийся и самодостаточный человек нуждается в собеседнике, в укрепляющем диалоге – будь то мудрец, философов, политик, шут или блаженный.
II. клиент=пациент
Зигмунд Фрейд – “бессознательное” – клиент-болезнь
Бессознательное можно понять через какие-то косвенные проявления (сны, ассоциации). Эта сфера недоступна для сознания пациента. Психологическая помощь трактуется как лечение, а значит, как избавление от болезненных проявлений.
Карл Густав Юнг и Альфред Адлер – “сознательное” – клиент-поддержка
|
Сознанию человека поддаются отношения между людьми, вера в свою индивидуальность, способность к диалогу и возможность развития.
Карл Роджерс и Абрахам Маслоу – “гуманистическая психология” – клиент-развитие
Главные ресурсы развития личности в самом человеке, в психическом здоровье и стремлении к самосовершенствованию.
Параллельно с психотерапией, понимаемой как лечение, оформилась практика психологиеской помощи как поддержки и развития.
III. клиент=человек
конец 40-х гг.: «бизнес-психология»
Дуглас Макгрегор – теория X-Y, потребности работника, стимулирование труда;
1950-1970 гг.: «organization development» (организационное консультирование)
Курт Левин, Ренсис Лайкерт, Лесли Уайт – поведение людей в организации, групповая динамика
Основоположники коучинга:
Тимоти Голви (англ. W. Timothy Gallwey) — автор концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга.
Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 г. Суть концепции Голви состоит в том, что внутренний «противник в голове» спортсмена гораздо опаснее реального соперника. Голви утверждает, что если коуч поможет игроку устранить (смягчить) внутренние препятствия, это позволит игроку научиться самому добиваться эффективности, и потребность в технических советах тренера отпадет.
Джон Уитмор (англ. John Whitmore) — автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 г. Развил идеи Голви применительно к бизнесу и менеджменту.
Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) — основатель Университета коучей (Coach University — www.coachu.com), Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches — IAC) и проекта CoachVille.com.
|
Элементы коучинга
Коуч — специалист, который должен увязать истинные цели клиента с целями окружающих его людей и организации (не может быть включен в структуру организации).
Клиент — человек, получающий услугу коучинга, (иногда в литературе называют игроком).
Сессия — особым образом структурированная беседа коуча с клиентом/игроком.
Формат коучинга — это способ взаимодействия между клиентом и коучем в процессе коучинг-сессии, а также средство такого взаимодействия.