Форма права. Источники права. Правотворчество
Вопрос №1. Источники права. Понятие и виды источников.
Форма права и источники права в большинстве источников рассматриваются как тождественные понятия.
Источник права – это исходящее от государства или официально признанное государством форма выражения и закрепления правовых норм.
Признаки:
· Источник – это внешнее выражение норм права, если право рассматривать как содержание, то источник – это форма
· Это исходящее от государства властное оформление права. Государство признает право и придает ему обеспеченность
· Источник права имеет документальное выражение. Документ имеет обязательные реквизиты, даже правовой обычай имеет письменное закрепление в виде ссылки в законе
Виды источников:
1) Нормативно-правовой акт – это официальный документ, принятый компетентными органами в установленном законом порядке и содержащий правовые нормы. Признаки нормативно-правового акта:
ü Может быть издан компетентными органами (органы государственной власти, органы местного самоуправления) или всем народом
ü Нормативно-правовой акт содержит правовые нормы. Все нормы в нормативно-правовом акте четко сформулированы и выстроены в определенную логическую систему
ü Нормативно-правовой акт – это письменный документ, который принят в соответствии с обязательной и последовательной процедурой. Документ имеет обязательные реквизиты (дата, номер, наименование документа, наименование органа, принявшего документ)
ü Нормативно-правовой акт содержит выражение государственной воли и обеспечен возможностью государственного принуждения
ü Нормативно-правовой акт обладает юридической силой. Юридическая сила выражается в обязательности деятельности нормативно-правового акта в зависимости от уровня и компетенции государственных органов, которые приняли данный нормативно-правовой акт. По юридической силе все нормативно-правовые акты выстаиваются в иерархическую систему. В данной системе вышестоящий акт обладает большей юридической силой, чем нижестоящий и не должен противоречить нижестоящему. Система нормативно-правовых актов:
· Конституция РФ
· Федеральные Конституционные законы
· Федеральные законы
· Акты Президента РФ
· Акты Правительства РФ
· Акты Федеральных органов исполнительной власти (министерства, ведомства)
· Конституции или уставы субъектов РФ
· Законы субъектов РФ
· Акты главы субъекта РФ
· Акты Правительства субъекта РФ
· Акты органов исполнительной власти субъекта РФ
· Акты органов местного самоуправления
· Локальные нормативно-правовые акты предприятий и организаций. Содержат нормы права, создаются руководящими
2) Нормативный договор
3) Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, которое становится обязательным для остальных судов для последующего разрешения аналогичных дел. В силу этого судебный прецедент приобретает нормативный характер. Судебный прецедент как источник права существует в странах с англо-саксонской правовой системой. При рассмотрении дела высшие судебные инстанции при создании судебного прецедента рассматривают спор, выносят решения по данному делу, рассматривают статуты (законы), которые действуют в конкретном государстве и исследуют ранее принятые решения по аналогичным делам. В случае если судебное решение по аналогичному делу отсутствует и отсутствует статут, который регулирует отношения, то суд выносит решение по делу, руководствуясь общими правовыми принципами, представлениями о справедливости собственными убеждениями. Вынесенное судом решение становится обязательным для судов, которые в последующем рассматривают аналогичные дела. Нормативной является мотивировочная часть решения, а не все судебное решение по делу.
4) Правовой обычай – правило поведения, вошедшее в привычку социальной группы или всего общества, которому государство придает нормативный характер и общегосударственное значение. Соблюдение правового обычая обеспечивается государством. Государство санкционирует правовой обычай путем отсылки к нему в законе (в прецедентной системе отсылка может содержаться в решениях суда). Например, правовым обычаем выступает обычай делового оборота. Согласно ст. 5 ГК РФ, обычаем делового оборота признается…. Важно различать обычай и правовой обычай. Правовой обычай является источником права, содержит правовые нормы и санкционирован государством.
Вопрос №2. Правотворчество
Правотворчество – это деятельность компетентных органов по созданию или изменению правовых норм.
Признаки:
1) В процессе правотворчества создаются, изменяются или отменяются нормы права
2) Это специфическая деятельность государственных органов или иных лиц (муниципальные органы). У государства есть возможность для реализации своих функций. Правотворчество выступает формой реализации этих функций.
3) Правотворчество осуществляется в пределах компетенции конкретного органа
4) Это деятельность строго и четко регламентирована процессуальными нормами
Виды правотворческой деятельности:
- В зависимости от роли государства:
· Правотворчество государства
· Правотворчество народа
· Правотворчество иных субъектов, когда государство не участвует в правотворчестве, но придает юридическую силу нормам права
- В зависимости от субъектного состава
· Правотворчество компетентных органов по созданию нормативно-правового акта.
· Правотворчество судов (судебный прецедент)
· Правотворчество народа (референдум как форма выражения воли народа)
· Правотворчество органов местного самоуправления
· Правотворчество уполномоченных органов при ратификации международных договоров
· Локальное правотворчество (деятельность предприятий или уполномоченных лиц, органов по созданию локальных нормативных актов)
· Правотворчество общественных организаций и иных субъектов, если данную функцию государство передает этим организациям (например, правотворчество политической партии в СССР, правотворчество церкви в Средние века)
Принципы правотворчества:
ü Принцип законности. Норма права создается в переделах компетенции правотворческого органа в рамках четкой процедуры.
ü Принцип демократизма. Источником государственной власти выступает народ, поэтому государство должно отражать интересы народа
ü Принцип научности. В основе правотворчества должны лежать научно обоснованные разработки и положения
ü Принцип использования правового опыта и связь с практикой. При создании норм права должны приниматься во внимание ранее действующие нормы и нормы, действующие в других государствах.
Этапы правотворчества
Все этапы правотворчества можно разделить условно на два этапа:
1) Предпроектный этап. На данном этапе выявляются общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, выявляется предмет правового регулирования
2) Принятие нормативно-правового акта. Условно делится на несколько стадий (стадии законодательного процесса):
ü Законодательная инициатива. Правом законодательной инициативы обладают специальные субъекты (в РФ круг субъектов установлен Конституцией РФ, ст. 104). Законодательная инициатива предполагает внесение предложений по проекту закона в законодательный орган.
ü Рассмотрение законопроекта в соответствующих комитетах и комиссиях парламента.
ü Обсуждение (чтения) законопроекта на заседаниях парламента
ü Принятие проекта нижней палатой парламента (В РФ – Государственной Думой)
ü Одобрение законопроекта верхней палатой парламента (В РФ – Советом Федерации)
ü Подписание законопроекта Президентом
ü Опубликование законопроекта и вступление закона в силу
Вопрос №3. Закон
Закон – это нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, принятый высшим органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее значимые общественные отношения
Признаки закона:
1) Закон обладает высшей юридической силой и стоит во главе иерархии нормативно-правовых актов. По данному основанию закон разграничивают с подзаконными нормативно-правовыми актами.
2) Закон принимается высшим органом государственной власти (В РФ – Федеральное Собрание) либо непосредственно народом (конституция).
3) Закон регулирует наиболее значимые общественные отношения – отношения, которые имеют значение для безопасности государства, для охраны и обеспечения личных интересов граждан
4) Закон принимается с соблюдением четкой процедуры, и данная процедура регламентируется на уровне конкретного государства
Вопрос №4. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц
Вопрос №5. Систематизация нормативно-правовых актов.
Вопрос №6. Юридическая техника. Приемы юридической техники.