КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА




ПЛАН:

1. Искусство Древнего царства (XXVIII – XXIII вв. до н. э.) – время строительства пирамид;

2. Искусство Среднего царства (XXI – XVIII вв. до н. э.) – период строительства многоколонных заупокойных храмов и полускальных гробниц;

3. Искусство Нового царства (1580 – 1085 гг. до н. э.) – время отделения гробницы от заупокойного храма.

4. Религиозная реформа Эхнатона.

5. Литература Древнего Египта.

 

Одной из самых ранних в истории является культура Древнего Египта. Сложилась египетская цивилизация в долине реки Нил в 3 тысячелетии до н.э.

Своеобразие этой цивилизации можно объяснить природными и географическими особенностями Египта. Нил в буквальном смысле создал страну: он оживил каменистую бесплодную пустыню, принеся на берега плодородный ил и превратив ее в сад. Ежегодные разливы Нила обусловили появление городов, возникших как центры управления запрудами, которые египтяне сооружали из глины для регулирования количества воды на полях после ее спада.

На мироощущение египтян наложили отпечаток подступающие с обеих сторон к зеленеющим берегам реки бескрайние враждебные пустыни. Стремление побороть природу, отвоевать себе жизненное пространство, наполнить все вокруг знаками своего существования объясняет тягу египтян к возведению грандиозных сооружений: пирамид, высеченных в скалах храмов, гигантских статуй фараонов, многометровых рельефов с надписями. Это же стремление противостоять силам природы привело к появлению религиозных представлений египтян.

 

Д/З: Л.Г. Емохонова МХК, с. 68 – 71, читать, ответить на вопросы:

  1. Какая из первобытных религий была ведущей в верованиях египтян.
  2. Имена, функции, внешний облик египетских богов.
  3. Миф о сражении бога Ра со змеем Апопом.
  4. Миф об Осирисе и Исиде.
  5. Для чего египтяне изобрели мумификацию.
  6. По верованиям египтян сколькими душами был наделен человек. Перечислите их. Что означает каждая душа.

 

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО

Приблизительно в 3000 г. до н. э. фараоном I династии Нармером (Меном), были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считался сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения – гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, куда помещали саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки – мастаба – в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались совершенно плоской крышей. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы.

В погребении, в специальном помещении – сердабе, которое соединялось с гробницей только окошечком, обязательно помещали статуарные изображения умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком, либо стоящей с выдвинутой вперед левой ногой – поза движения в вечности, либо чинно сидящей на кубообразном троне, либо в позе египетских писцов со скрещенными ногами на земле. У фараонов были сверхмощные тела и бесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские – в желтый. Волосы всегда были черными, а одежды – белыми.

Во время правления фараонов III династии наземная часть мастаба была увеличена в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккаре состояла из 6 ступеней, уменьшающихся в высоту. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены шахта, на дне которой находилась погребальная камера с мумией фараона и сердаб для статуи, а также многочисленные подземные кулуары, где помещались все необходимые для жизни фараона в загробном мире вещи.

Все египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни, названной египтянами «страной смерти». Здесь находились знаменитые долины царей и цариц, некрополи придворной знати и ремесленников.

Фараоны IV династии избрали для сооружения своих погребений место неподалеку от Саккары, в современной Гизе. Там были возведены три великие классические пирамиды фараонов Хуфу, Хафра, Менкаура (в греческой транскрипции – Хеопса, Хефрена, Миккерина), сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонн. Каждая пирамида являлась частью архитектурного ансамбля, включавшего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны.

Египтяне придавали огромное значение изобразительному искусству. Стены гробниц, украшенные рельефами, представляли собою настоящие картинные галереи, но обречены были пребывать в вечном мраке, поскольку предназначались для единственного обитателя гробницы – самого умершего. Считалось, что посредством магии и заупокойных молитв изображения оживали и создавали привычную для умершего среду обитания.

Во всех гробницах Древнего царства доминировали реалистические картины земной жизни, но в композициях того времени можно выделить три основных цикла:

- сцены земного бытия – здесь преобладали эпизоды биографического характера, связанные с родом занятий умершего;

- обряд оживления тела покойного для перехода к вечной жизни – росписи посвящались процедуре погребения;

- жертвенный пир.

Благодаря сохранившимся росписям заупокойных храмов стали известны многие обычаи древних египтян, Они, к примеру, редко готовили себе еду сами. Чаще всего относили зерно в специальные столовые, в которых кормилась вся деревня. Эти столовые находились под надзором самого фараона. Специальный чиновник следил за тем, чтобы повара не воровали продукты, поровну раздавали похлебку, кашу и пиво; он же собирал с крестьян налоги и разбирал их дела в суде.

Уже в ранних гробницах типа мастаба сложился определенный канон изображения фигуры на плоскости. Поскольку египтяне верили в магическую силу искусства и считали, что все изображенное существует, они избрали при показе человеческой фигуры сложное сочетание «фасных» и профильных элементов, обеспечивающее, на их взгляд, передачу объема. Голову и ноги фараона показывали в профиль, плечи – в фас. Сцены располагали по порядку развития событий и действия. Особо следует сказать о разномасштабности фигур в росписях: боги и фараоны всегда были несколько раз крупнее остальных участников сцен. Стоящая фигура всегда изображалась в полный рост, с выставленной вперед левой ногой как знак движения в вечности.

Во второй половине XXIII в. до н. э. Египет распался на отдельные области и период Древнего царства закончился.

 

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

В 2050 г. до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Началась эпоха Среднего царства, в культурном отношении продолжавшая тенденции, определившиеся уже в Древнем царстве.

Однако столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона, нарушение установленной шкалы ценностей – все это создало почву для развития индивидуализма. Индивидуализм египтян проявился, прежде всего, в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон, спавший вечным сном в своей пирамиде, не только вельможная знать, погребенная в мастаба, но и простые сметные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы – каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в потустороннем мире. Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, что обусловливалось политическими соображениями (несмотря на объединение Египта под эгидой Фив, борьба между номархами периодически возобновлялась, поэтому фараоны, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать могучим владыкам Древнего царства). Размеры пирамид значительно уменьшились, материалом для строительства служил кирпич-сырец, изменился способ кладки. Пирамида была полой, держалась за счет нескольких несущих стен, промежутки между которыми заполнялись строительными отходами, а сверху облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шел крытый переход к храму в долине. Уникальным сооружением эпохи Среднего царства являлся верхний заупокойный храм фараона XII династии Аменемхета III в Хавара (Фаюмский оазис).

Наряду с такими пирамидами, которые были внешне точным воспроизведением усыпальниц царей Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница родоначальника фараонов-фиванцев царя XI династии Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. По древней традиции к ней из долины вела огражденная каменными стенами дорога в 1200 м длиной и 32 м шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком (галерея на колоннах или столбах перед входом в здание); по центру пандус (наклонная площадка, служащая для въезда к расположенному над цоколем здания парадному входу) вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Ее основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходом в колонный зал и святилище, вырубленные в скале. Гробница фараона помещалась непосредственно под колонным залом.

Среднее царство по сравнению с другими эпохами египетской истории занимало относительно непродолжительный период. Фараонам XII династии так и не удалось прочно объединить страну. Социальный кризис и вторжение в страну кочевых азиатских племен (1720 г. до н. э.) положили конец Среднему царству.

 

НОВОЕ ЦАРСТВО

Период характеризуется изгнанием кочевников и объединением Египта. В это время к Египту присоединяется часть северо-восточного Средиземноморья. Складывается товарно-денежная система. Усиливается влияние жречества. В этот период начинается грандиозное строительство наземных храмов, скальных храмовых комплексов, наземных заупокойных храмов, полускальных заупокойных храмов.

Наземные храмы представляли собой в плане вытянутый прямоугольник, окруженный высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона (монументальные трапециевидные башни с покатыми стенами и узкой дверью между ними), к наружной стороне которого прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона. Вход вел в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостильный (многоколонный) зал, а за ним, в глубине храма – молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух – статуи богини-жены и бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов. Фасады и интерьеры храмов раскрашивали яркими красками.

К подобному типу храмов относятся два храма бога Амона-Ра в Фивах – Карнакский и Луксорский.

Скальные храмовые комплексы представляли собой перевернутую букву «Т». Фасад вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Самым уникальным храмом подобного типа является знаменитый храм Рамсеса II в Абу-Симбеле, состоящий из Большого и Малого храмов. Большой был посвящен фараону и трем богам: Амону, Ра и Птаху. Малый воздвигали в честь богини Хатор, образ которой совпадал с образом любимой жены Рамсеса II Нефертари.

Наземные заупокойные храмы строились по тому же образцу, что и храмы, посвященные Богу Амону-Ра, в виде удлиненных параллелограммов (четырехугольник, у которого стороны попарно параллельны: прямоугольник, ромб, квадрат), обращенных фасадом к Нилу и связанных с ним аллеями сфинксов.

Полускальные заупокойные храмы сочетали наземные помещения с молельней, вырубленной в скале. По такому принципу построен заупокойный храм царицы Хатшепсут.

 

РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА ЭХНАТОНА

Одним из важнейших событий в истории Древнего Египта явился непродолжительный по времени, но глубокий по сути религиозный переворот, осуществленный фараоном Аменхотепом IV, затронувший все стороны жизни египтян: быт, верования, искусство, письменность, язык. Этот период в египетской культуре носит название «амарнского» - по деревне, находившейся на месте бывшей столицы фараона. Из 17 лет правления первые 5 Аменхотеп IV пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона-Ра. Затем неожиданно перенес свою столицу во вновь отстроенный Ахетатон («Горизонт Атона»), провозгласил истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона и принял новое имя Эхнатон, что значит «угодный Атону». В этот период произошли изменения в египетском искусстве.

 

1. Храмы. Их территория была обнесена стенами. Вход оформляли в виде невысокого пилона с мачтами. Так как культ совершался под открытым небом, колонных залов не было, пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Появился некрополь приближенных фараона на восточном берегу Нила, вопреки традиции.

2. Скульптура отличалась индивидуализацией черт, тяготела к лирической трактовке образов. Например, портреты Эхнатона, Нефертити.

3. Рельефы.

А. Семья фараона и сам фараон изображались строго в профиль, что по правилам канона не допускалось в изображении царствующих особ.

 

Б. Появилась новая иконография фараона: его изображали с некрасивыми чертами лица и со всеми погрешностями фигуры.

В. Появились изображения фараона в быту.

 

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения, сказки.

Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что начертанные на стенах пирамиды, они обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире.

В среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Тексты саркофагов».

Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книга мертвых», особенностью которой являлись многочисленные иллюстрации – виньетки. Тексты «Книги мертвых» записывали на папирусе.

Древние египтяне заботились о том, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью. Образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе».

В Египте появились и первые сказки, например «Сказки о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Амон – в др. егип. мифологии бог-покровитель города Фивы, постепенно стал отождествляться с верховным богом Ра (Амон-Ра).

Ра – в др. егип. мифологии бог солнца, почитался как царь и отец богов. Отождествлялся богом Амоном. Изображался в облике фараона.

Птах (Пта) – в др. егип. мифологии покровитель искусств и ремесел, первоначально почитался в городе Мемфис как создатель всего сущего.

Хатор – в др. егип. мифологии богиня любви и судьбы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: