Для подготовки к практическим занятиям




Планы практических занятий

 

 

Челябинск

 

 

Одобрены на заседании кафедры теории и истории государства и права Института права ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» (Протокол № 2 от 15.09.14 г.)

 

Предназначены для студентов 1 курса очной формы обучения, обучающихся по направлению 030900.62 – «Юриспруденция», 030901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 031001.65 «Правоохранительная деятельность».

 

ТЕМЫПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

I семестр

1. Историко-методологические аспекты теории государства и права……..2 ч.

2. Теория государства и права: предмет, метод, функции………...…….….2 ч.

3. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук………………………….………………………………………………..…2 ч.

4. Теория государства и права о социальном управлении и

регулировании в обществе………………….……………………..………….4 ч.

5. Происхождение государства и права……………………………………...2 ч.

6. Понятие, сущность и типология государства……………..…..……….….4 ч.

7. Функции государства….……………………………………………………2 ч

8. Формы государства…………………………………………………………2 ч.

9. Государственная власть…..……………………………………..……….…2 ч

10. Механизм государства……………………………………………………..2 ч.

11. Государство и личность…………………..………………………………..2 ч.

12. Государство в политической системе общества.………………………..4 ч.

13. Гражданское общество и правовое государство…..……………………..4 ч.

14. Российское государство: прошлое, настоящее, будущее…..……………2 ч.

Итого: ………………………………………………………………………….36 ч.

II семестр

15. Право в системе социального регулирования…………………………..2 ч.

16. Понятие, сущность и социальная ценность права………………………4 ч.

17. Формы (источники) права …..………………………...….............. 2 ч.

18. Правовое регулирование и его механизм………………………………...4 ч.

19. Норма права…………………………………………………………………2 ч.

20. Система права и система законодательства………………………………2 ч.

21. Правотворчество и систематизация нормативных правовых актов..….. 2 ч.

22. Юридическая практика, юридические документы, юридическая техника………………..………………………………………………………...2 ч.

23. Правовые отношения………………………………………………………2 ч.

24. Реализация и применение права…………………………………….…….2 ч.

25. Толкование норм права…..………………………………………………...2 ч.

26. Правовое сознание, правовая культура, правовое воспитание..………....2 ч.

27. Законность, правопорядок, дисциплина…….…………………………….2 ч.

28. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность…………………………………………….…………………..4 ч.

29. Правовая система общества и правовые системы мира….……………...2 ч.

Итого:…………………………………………………………………………..36 ч.

Методические рекомендации

для подготовки к практическим занятиям

Практические занятия являются существенной составляющей учебного процесса. Цель занятий состоит в уяснении, усвоении и закреплении студентами теоретических знаний. На практических занятиях студенты учатся творчески мыслить, аргументировать, и отстаивать свою позицию, правильно и доходчиво излагать свои мысли перед аудиторией, овладевать культурой речи, юридической терминологией.

План практического занятия содержит перечень теоретических вопросов, выносимых на обсуждение, и практические задания в виде самостоятельной работы.

Прежде чем приступить к выполнению практических заданий, необходимо внимательно изучить конспект лекции, соответствующий раздел учебника, специальную литературу по предлагаемому перечню вопросов. Иными словами, необходимо хорошо знать теорию вопроса, который является предметом рассмотрения на практическом занятии.

Изучив условие задания для самостоятельной работы, следует обратиться к материалу для ее решения. Значительное число заданий ориентировано на анализ положений Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. Для этой цели у студента должен быть собственный текст Конституции, чтобы имелась возможность обрабатывать ее материал, делать необходимые пометки, приносить с собой на практическое занятие. С текстами других нормативных правовых актов можно ознакомиться через справочно-правовую систему «Гарант» или «консультант Плюс», либо отыскать в сети Интернет на официальных сайтах государственных органов или иных организаций. Перечень актов, необходимых для решения заданий дается в разделе рекомендованной литературы.

Кроме того, подготовка к практическому занятию должна найти отражение в записях. Поэтому для практических занятий рекомендуется завести отдельную тетрадь, в которой будут фиксироваться конспекты ответов на вопросы занятия, обоснованное решение задач, ответы на тесты и другие записи.

При подготовке к семинарскому занятию следует чаще обращаться к справочной литературе, иногда к литературе по смежным наукам (в нашем случае, к философии, истории отечественного государства и права, политологии, истории политических и правовых учений, конституционному, административному праву и др.), полнее использовать консультации преподавателя.

В ходе практического занятия в первую очередь студенты обсуждают теоретические вопросы. Затем учащиеся сообщают варианты выполненных заданий самостоятельной работы с соответствующей аргументацией и обоснованными ссылками на законодательство, которые коллективно обсуждаются в порядке свободной дискуссии.

Выступление на практическом занятии должно удовлетворять следующим требованиям:

1) четкое изложение теории рассматриваемого вопроса, анализ его основных положений;

2) выдвигаемые теоретические положения должны подкрепляться практическими примерами;

3) завершать ответ должны собственные выводы студента.

Важно, чтобы каждый студент стремился к активному участию в обсуждении проблематики темы и решении задач, чтобы в ходе практического занятия не осталось непонятных вопросов.

На практическом занятии преподаватель может дать новые дополнительные задачи, которые необходимо решить здесь же, и тем самым проверить, насколько глубоко освоены теоретические вопросы по теме и нормативный материал.

Итогом практического занятия является краткий тест-контроль на закрепление полученных знаний.

Следует внимательно слушать вступительное и заключительное слово руководителя практического занятия, все его замечания. Наиболее важные из них полезно записать.

Четкое следование данным рекомендациям позволит студенту успешно освоить материал курса «Теория государства и права».

ПЛАНЫПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Историко-методологические аспекты теории государства и права. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Возникновение и эволюция юриспруденции.

2. Происхождение и развитие юридической науки и правового образования в России.

3. Состояние теоретической юриспруденции и юридического образования в советский период.

4. Общая характеристика современной теории государства и права.

Самостоятельная работа:

Выписать в конспект имена ученых внесших, существенный вклад в развитие теоретической юриспруденции и юридического образования в России: а) в период ее (юриспруденции) становления (XVIII в.); б) в XIX – начале XX в.; в) в советский период; г) в настоящее время.

 

Тема 2. Теория государства и права: предмет, метод, функции. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Предмет и структура (система) теории государства и права.

2. Понятие и содержание методологии теории государства и права.

3. Специальные и частнонаучные методы теории государства и права.

4. Функции теории государства и права.

5. Российская юридическая терминологическая система и ее формирование.

6. Категориально-понятийный аппарат теории государства и права.

Самостоятельная работа:

1. Привести примеры использования в юридической практике методов сравнительного правоведения, правового эксперимента и правового прогнозирования. Отметьте достоинства и недостатки данных методов познания.

2. Привести примеры следующих юридических терминов:

а) общеупотребительные термины, используемые в юриспруденции;

б) специальные юридические термины;

в) специальные неюридические термины, используемые в юриспруденции.

3. Выписать имена ученых, внесших существенный вклад в развитие теоретической юридической науки в России:

а) в дореволюционный период;

б) в советский период;

в) в современный период.

 

Тема 3. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Специфика теории государства и права как науки.

2. Подходы к классификации юридических наук, их анализ.

3. Место и роль теории государства и права в системе гуманитарного знания.

4. Место теории государства и права в системе юридических наук.

5. Практическое значение теории государства и права для формирования современного юриста.

Самостоятельная работа:

Письменно отметить, наиболее известные классификации юридических наук. Привести (схематично) одну из классификаций.

Тема 4. Теория государства и права о социальном управлении и регулировании в обществе. (4ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Общество и его институты.

2. Власть и социальные нормы как средства с помощью которых организуется и управляется общество.

3. Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру.

4. Государственно-правовая деятельность в сфере охраны окружающей природной среды.

5. Первобытное (догосударственное) общество. Структура родоплеменной организации.

6. Переход от присваивающей к производящей экономике («неолитическая революция») как фактор социального расслоения общества.

7. Общая характеристика социальной власти первобытного общества.

8. Социальные регуляторы первобытного общества.

Самостоятельная работа:

Письменно охарактеризовать структуру современного российского общества.

 

Тема 5. Происхождение государства и права. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Причины возникновения государства и права.

2. Типичные и уникальные формы возникновения государства.

3. Основные способы образования права.

4. Отличие норм права от социальных норм первобытного общества.

5. Плюрализм взглядов на процесс возникновения государства и права.

6. Марксистская теория происхождения государства.

7. Основные концепции возникновения права.

Самостоятельная работа:

1. Заполнить таблицу, добавив дополнительно несколько вопросов для сравнения.

 

Вопросы для сравнения Первобытное общество Государство
Принцип организации власти    
Принадлежность власти      
Регламентация поведения членов общества    
и т. д.    

2. Проанализировать теории происхождения государства и права (теологическая, общественного договора, классовая, насилия, естественного права, психологическая) и отразить в конспекте по схеме: автор(ы), сущность теории, оценка теории (достоинства, недостатки).

 

Тема 6. Понятие, сущность и типология государства. (4ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Плюрализм в понимании государства. Основные подходы к понятию.

2 Признаки государства. Определение государства.

3. Роль территории в организации государства.

4. Суверенитет как признак государства.

5. Население государства как материальный фактор государственности.

6. Сущность государства: понятие, методологические подходы к ее выявлению и исследованию.

7. Критическое осмысление классового подхода к характеристике сущности государства.

8. Тип государства. Формационный подход к типологии государства.

9. Исторические типы государства.

10. Цивилизационный подход к типологии государства.

11. Переходные типы государств. Преемственность в развитии государства.

Самостоятельная работа:

1. Заполнить таблицу «Исторические типы государства и права».

 

Тип государства и права Экономи-ческая основа Сущность Функции государства
внешние внутренние
Рабовладель-ческое        
Феодальное        
Буржуазное        
Социалисти-ческое        

2. В Конституции РФ найти и законспектировать статьи, в которых содержится характеристика Российского государства.

3. Проанализировать основные подходы к типологии государства и права, определить их достоинства и недостатки.

 

Тема 7. Функции государства. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Понятие, классификация и объективный характер функций государства.

2. Основные внутренние функции государства.

3. Основные внешние функции государства.

4. Соотношение типа и функций государства.

5. Формы и методы осуществления функций государства.

6. Функции государства и организация управления.

Самостоятельная работа:

1. В Конституции РФ найти и законспектировать статьи, определяющие функции российского государства.

2. Из Конституции РФ, Устава Челябинской области и указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» выписать примеры государственных органов, выполняющих конкретные функции российского государства (указать какие).

Тема 8. Форма государства. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1.Форма государства: понятие, явление, институт.

2. Форма правления: понятие, основные виды.

2. Государственно-территориальное устройство: унитарное государство, федерация.

3. Форма межгосударственного устройства: исторические и современные виды.

4. Политический (государственный) режим: соотношение, понятие и виды.

5. Идея и понятие демократии. Суверенная демократия.

6. Соотношение элементов форм государства между собой и типом государства. Соотношение форм и функций государства.

Самостоятельная работа:

1. Заполните таблицу, добавив дополнительно несколько вопросов для сравнения.

Вариант 1

Вопросы для сравнения Виды монархии
абсолютная дуалистическая парламентская
Принадлежность законодательной власти      
Осуществление исполнительной власти      
и т. д.      

Вариант 2

Вопросы для сравнения Виды республики
президентская парламентская смешанная
Порядок избрания президента      
Порядок формирования правительства      
и т. д.      

2. Из Конституции Российской Федерации выписать статьи, характеризующие форму правления, форму государственного устройства и политический режим российского государства.

3. Привести примеры современных государств с различными формами государственно-территориального устройства (административно-территориального, национально-территориального и т.д.) и выявить их основные отличия.

 

Тема 9. Государственная власть. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Понятие и свойства государственной власти.

2. Методы осуществления государственной власти.

3. Легитимность и легальность государственной власти.

4. Теория разделения властей: генезис и основные положения.

5. Законодательная власть: ее функции и принципы организации. Законодательные органы в государстве.

6. Исполнительная власть: ее функции и принципы организации. Система исполнительных органов в государстве.

7. Судебная власть: ее функции и принципы организации. Система судебных органов государства.

Самостоятельная работа:

1. Из Конституции РФ выписать статьи, характеризующие общие принципы организации власти в российском государстве.

2. Из Конституции РФ выписать статьи, характеризующие процесс легитимации высших органов государственной власти российского государства.

3. Из Конституции РФ и Устава Челябинской области выписать статьи, характеризующие органы законодательной, исполнительной и судебной власти (по принципу: статья, название органа, его основное назначение).

 

Тема 10. Механизм государства. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Понятие, основные черты и структура механизма государства.

2. Принципы организации и деятельности механизма государства.

3. Государственный орган, его признаки. Компетенция государственных органов.

4. Органы государства и органы местного самоуправления. Основные принципы взаимодействия.

5. Государственные служащие, их классификация. Государственный служащий и должностное лицо.

6. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства. Бюрократизм и коррупция.

Самостоятельная работа:

1. Заполните таблицу, указав вид предложенных государственных органов и иных организаций по различным критериям классификации.

 

Государст-венный орган По способу формиро-вания По террито-риальному охвату По характеру компетен-ции По порядку принятия решений По принципу разделения властей
Конституци-онный Суд РФ          
Президент РФ          
Губернатор Челябинской области          
Министр финансов РФ          
Глава администрации города Челябинска          
Организация Объединен-ных Наций          
Генеральный прокурор РФ          
Федеральное Собрание РФ          
Министерст-во обороны РФ          
Временное правительст-во          

2. Из федеральных законов «О государственной гражданской службе» и «О муниципальной службе» выписать статьи, характеризующие правовой статус государственных и муниципальных служащих.

3. Из федерального закона «О противодействии коррупции» выписать основные направления и формы антикоррупционной деятельности в Российской Федерации.

Тема 11. Государство и личность. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Права и свободы человека и гражданина: сущность и понятие.

2. Гражданство (подданство) как политико-правовая связь личности и государства.

3. Правовой статус личности: понятие, структура и классификации.

4. Ограничения правового статуса личности.

5. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

6. Обязанности человека и гражданина.

7. Международная защита прав человека: понятие и механизмы реализации.

Самостоятельная работа:

1. В Конституции РФ найти и законспектировать статьи закрепляющие обязанности человека и гражданина.

2. Письменно определить видовую принадлежность прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ (гражданские, политические, социальные, духовно-культурные).

3. Из федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» выписать основные принципы гражданства России.

Тема 12. Государство и право в политической системе общества. (4ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Понятие, структура и функции политической системы общества.

2. Государство в политической системе общества.

3. Государство и политические партии.. Понятие и основные виды политических партий.

4. Государство и средства массовой информации.

5. Государство и церковь.

6. Право в политической системе общества.

7. Основные виды политических систем. Эволюция политических систем современных государств.

Самостоятельная работа:

1. Из Конституции РФ выписать статьи, закрепляющие основы политической системы России.

2. Из федерального закона «О политических партиях» выписать статьи, определяющие понятие политической партии, цели ее деятельности.

3. Письменно охарактеризуйте политическую систему современной России.

Тема 13. Гражданское общество и правовое государство. (4ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Понятие и структура гражданского общества.

2. Принципы и условия формирования и жизнедеятельности гражданского

общества.

3. Зарождение и развитие идеи правового государства.

4. Правовое государство: понятие и принципы.

5. Государство и гражданское общество в их соотношении.

6. Проблемы формирования правого государства и гражданского общества в современной России.

Самостоятельная работа:

1. Из Конституции РФ выписать статьи, характеризующие Россию как правовое государство.

2. Из Конституции РФ выписать статьи, характеризующие Россию как социальное государство.

3. Из федерального закона «Об общественной палате Российской Федерации» выписать статьи, характеризующие ее правовой статус и цели деятельности.

Тема 14. Российское государство: прошлое, настоящее, будущее. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Различные типы и формы государства в истории России.

2. Становление современного Российского государства и проблемы его

укрепления. Политическая система современной России.

3. Традиции и специфические закономерности развития государственности в России.

4. Форма правления, форма государственного устройства и политический режим Российской Федерации.

5. Механизм Российского государства на современном этапе.

6. Тенденции развития функций современного Российского государства.

Самостоятельная работа:

1. Провести сравнительную характеристику формы советского и современного российского государства по положениям Конституции РФ 1993 г. и Конституции РСФСР 1977 г.

2. Письменно охарактеризовать основные концепции развития России, представленные в программах современных политических партий.

3. Из Конституции РФ выписать статьи, характеризующие механизм российского государства и его структуру.

4. Из Конституции РФ выписать принципы организации и деятельности механизма российского государства.

 

Тема 15. Право в системе социального регулирования (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1.Социальное регулирование: понятие, виды.

2. Понятие, признаки и классификация социальных норм общества.

3. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь.

4. Нравственное содержание права. Право и мораль.

5. Право и нормы общественных объединений.

6. Право и религиозные нормы. Право и обычай.

7. Профессиональная этика юриста.

Самостоятельная работа:

1. Заполнить таблицу «Право и мораль».

 

Вопросы для сравнения Нормы морали Нормы права
Источник происхождения    
Процесс формирования    
Сфера регулирования    
Внутреннее содержание    
Формальная определенность    
Обеспечение выполнения    
Особенности реализации    

2.Из Конституции РФ выписать статьи, характеризующие нравственное содержание права.

Тема 16. Понятие, сущность и социальная ценность права. (4ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Правопонимание, различие подходов и направлений исследования (юридический позитивизм, социологическое направление, теория естественного права).

2. Признаки права, их характеристика. Определение права.

3. Объективное и субъективное право.

4. Социальная ценность права.

5. Сущность права: ее общесоциальный, классовый и социально-волевой аспект.

6. Функции права и формы их реализации.

7. Принципы права как отражение его социальной ценности: понятие, классификация.

8. Соотношение права и государства.

9. Право и экономика.

10. Право и политика.

Самостоятельная работа:

1. Из Конституции РФ выписать статьи, характеризующие социальную сущность и ценность права.

2. Из Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Гражданского процессуального кодекса, Арбитражного процессуального кодекса и Уголовно-процессуального кодекса выписать статьи, закрепляющие основные принципы права:

а) общеправовые;

б) отраслевые;

в) межотраслевые.

 

Тема 17. Формы (источники) права. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Понятие формы права. Соотношение формы и источника права.

2. Классификация форм права. Основные виды форм российского права.

3. Понятие и виды нормативных актов.

4. Система нормативных правовых актов в Российской Федерации.

5. Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды.

6. Пределы действия нормативных правовых актов.

7.Порядок опубликования и вступления в действие нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Самостоятельная работа:

1. Письменно составить схему нормативных правовых актов Российской Федерации, расположив их по юридической силе.

2. Найти в официальных источниках различные виды нормативных актов. Выписать их название, время принятия и вступление в силу.

3. Проанализировать порядок вступления в действие Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях по соответствующим федеральным законам о введении их в действие.

Тема 18. Норма права. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Понятие правовой нормы, ее признаки.

2. Предоставительно-обязывающий характер юридических норм.

3. Классификация правовых норм.

4. Структура правовой нормы. Характеристика элементов правовой нормы.

5. Особенности структуры регулятивных и охранительных норм.

6. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

Самостоятельная работа:

1. Заполнить таблицу.

 

Признаки нормы права, общие для всех социальных норм Признаки нормы права, отличающие ее от иных социальных регуляторов
   
   
   
   

 

2. Из любых нормативных правовых актов выписать (по 1-2 примера):

а) дефинитивные нормы;

б) декларативные нормы;

в) коллизионные нормы;

г) оперативные нормы;

д) регулятивные нормы;

е) охранительные нормы.

3. Из любых нормативных правовых актов выписать нормы:

а) с простой гипотезой;

б) с простой диспозицией;

в) в простой санкцией;

г) со сложной гипотезой;

д) со сложной диспозицией;

е) со сложной санкцией;

ж) с альтернативной гипотезой;

з) с альтернативной диспозицией;

и) с альтернативной санкцией.

4. Из любых нормативных правовых актов выписать нормы с использованием:

а) прямого способа изложения;

б) ссылочного способа изложения;

в) бланкетного способа изложения.

Тема 19. Правотворчество и систематизация нормативных правовых актов. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Понятие, принципы и функции правотворчества.

2. Понятие и стадии правотворческого (законотворческого) процесса.

3. Субъекты законодательной инициативы в России. Законотворческие полномочия субъектов РФ.

4. Понятие систематизации нормативных правовых актов.

5. Понятие и виды инкорпорации нормативных правовых актов.

6. Кодификация нормативных правовых актов. Виды кодификационных актов.

Самостоятельная работа:

1. Из Конституции РФ выписать порядок федерального законотворческого процесса.

2. Из Устава Челябинской области выписать порядок законотворческого процесса на уровне области.

3. Привести примеры инкорпорации, кодификации и консолидации.

Тема 20. Юридическая практика, юридические документы, юридическая техника. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Понятие, структура и виды юридической практики.

2. Юридическая техника: понятие, виды.

3. Общие правила юридической техники (содержание юридической техники).

4. Юридические документы: понятие и роль в правовом регулировании.

5. Структурные правила (внутренняя форма правового документа).

6. Юридические конструкции, правовые презумпции, правовые символы, правовые аксиомы и фикции как особые средства юридической техники.

Самостоятельная работа:

1. Записать примеры: юридических конструкций, правовых презумпций, правовых символов, аксиом и фикций.

2. Подготовить проект любого юридического документа, отразив его основные обязательные структурные элементы и используя правила юридической техники.

 

Тема 21. Система права и система законодательства. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Понятие и элементы системы права.

2. Отрасли права. Характеристика основных отраслей права, комплексные отрасли.

3. Правовой институт: понятие, виды

4. Публичное и частное право.

5. Соотношение национального и международного права.

6. Система законодательства Российской Федерации и тенденции ее развития.

Самостоятельная работа:

1. Охарактеризовать гражданское, трудовое, уголовное и экологическое право с точки зрения их структуры (подотрасли, институты, субинституты).

2. Охарактеризовать отрасли российского права с точки зрения их принадлежности и частному или публичному праву.

3. Перечислить основные особенности системы законодательства Российской Федерации.

 

Тема 22. Правовые отношения. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Правоотношение: понятие, признаки и место в системе общественных отношений.

2. Классификация правовых отношений: критерии и виды.

3. Состав (структура) правоотношений. Субъекты правовых отношений. Правосубъектность.

4. Объекты правоотношений.

5. Содержание правоотношений. Субъективное право и юридическая обязанность.

6. Юридические факты и их классификация.

Самостоятельная работа:

1. Разобрать по составу правоотношение между арендатором и арендодателем (субъекты, объекты, содержание).

2. Привести примеры из разных отраслей права регулятивных и охранительных правоотношений, относительных и абсолютных правоотношений, простых и сложных правоотношений, процессуальных и материальных правоотношений и др.

3. Привести по три примера юридических фактов различных видов.

 

Тема 23. Реализация и применение права. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Понятие и формы непосредственной реализации права.

2. Применение права как особая форма реализации права.

3. Стадии процесса применения норм права.

4. Акты применения норм права: понятие, особенности, виды.

5. Пробелы в праве и способы их восполнения.

6. Коллизии в праве и способы их разрешения.

Самостоятельная работа:

1. Письменно привести по три примера ситуаций, в которых возникает необходимость применения права и, опираясь на нормы соответствующего законодательства, указать круг фактических обстоятельств, которые необходимо будет установить на первой стадии правоприменительной деятельности в каждой из этих ситуаций.

2. Привести примеры оперативно-исполнительного и охранительного применения права.

3. Найти в законодательстве не менее 5 различных юридических коллизий и описать механизм и средства их разрешения.

 

Тема 24. Толкование норм права. (2ч.)

Вопросы для повторения:

1. Понятие и необходимость толкования права.

2. Способы толкования норм права.

3. Виды толкования норм права по субъектам.

4. Виды толкования норм права по объему.

5. Акты толкования норм права: понятие, особенности, виды.

6. Соотношение актов толкования права и нормативных правовых актов.

Самостоятельная работа:

1. Записать в тетради примеры основных видов толкования норм права.

2. Австралийский юрист М. Дэвис писал: «Правовой текст значит больше для того, кто больше знает». Объясните смысл его высказывания.

3. Привести примеры толкования Конституционным судом РФ положений Конституции РФ.

Тема 25. Правовое сознание, правовая культура, правовое воспитание. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Понятие и структура правового сознания.

2. Виды правового сознания.

3. Правовая культура: понятие, структура, функции.

4. Понятие и источники правового нигилизма.

5. Формы проявления правового нигилизма.

6. Правовое воспитание как средство правовой социализации личности.

Самостоятельная работа:

1. Перечислить письменно основные методы борьбы с правовым нигилизмом. Обосновать эффективность одного из них.

2. Пояснить высказывание известного российского ученого-юриста профессора С.С. Алексеева: «Правосознание – неизбежный спутник права».

3. Привести примеры форм и методов правового воспитания, применяемых в современный период в России.

 

Тема 26. Правовое регулирование и его механизм. (4ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Правовое регулирование и правовое воздействие.

2. Предмет правового регулирования.

3. Методы правового регулирования.

4. Способы правового регулирования.

5. Типы правового регулирования.

6. Правовые режимы.

7. Правовые средства: понятие, виды.

8. Стадии правового регулирования.

9. Структура механизма правового регулирования.

10. Правовые стимулы и ограничения в праве.

11. Эффективность механизма правового регулирования.

Самостоятельная работа:

1. Из любых нормативных правовых актов привести примеры правовых стимулов (льгот, поощрений, иммунитетов).

2. Из любых нормативных правовых актов привести примеры правовых ограничений.

3. Охарактеризовать общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования на примере любых отраслей российского права.

Тема 27. Законность, правопорядок, дисциплина. (2ч.)

Вопросы для подготовки:

1. Понятие, черты и аспекты понимания законности в юридической науке.

2. Правовой порядок: общая характ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: