Подготовила:
Учитель-логопед МДОУ «ЦРР –
д\с №2 «Солнышко» первой категории
р.п. Межозерный
Исибаева Ф.М.
На протяжении многих лет стало доброй традицией проводить совместные семинары между МДОУ и школой, где каждый из нас обменивается своим опытом работы. И это правильно, ведь проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
В феврале состоялся семинар по преемственности дошкольного и начального общего образования в МОУ Межозерной СОШ. Педагоги выпускных групп поделились такой темой как: "Трудности, выявленные в процессе подготовки детей к обучению в школе", а учителя поделились с нами проблемой: "Трудности, выявленные в процессе обучения в первом классе". Семинар дал общее представления о "портрете выпускника" детского сада, и обозначил позицию, что в последнее время дети приходят мало подготовленные к школе, что уже в начале обучения растет число детей, попадающих в разряд неуспевающих. И это при том, что дети, которые выпускаются из нашего детского сада читают, пересказывают, считают, подготовлены к овладению звуковым анализом, но школа имела в виду совсем другую подготовку.
С чем сталкиваются педагоги в детском саду и школе?
У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста снижена работоспособность, темподеятельность, колебание внимания, гиперактивность, проблема в построении программ действий и последовательности их выполнения, недостаточный уровень развития тонкой моторики, трудности звуко-буквенного анализа, трудности восприятия и воспроизведения (устного и письменного) звука, слога, слова, трудности в ориентации на листе бумаги, трудности переключения с одного задания на другое. У детей также встречаются трудности с построением связной речи.
|
Все эти трудности возможны при слабостях функций правого и левого полушарий мозга, именно при слабостях межполушарного взаимодействия.
Все высшие психические функции, такие как письмо, память, мышление, внимание, зрительное восприятие, временные, пространственные представления – это определенный процесс, который состоит из нескольких звеньев, каждое звено вносит свой специальный вклад в осуществление этой функции. Например, чтобы ребенку запомнить, как пишется буква, у него задействованы:
1. Энергетические функции – он должен находится в тонусе, хорошо себя чувствовать;
2. Зрительное восприятие – проанализировать зрительный образ.
3. Слуховое восприятие – букву нужно назвать, чтобы осмыслить,
4. Кинестетическое восприятие – букву нужно написать, «прочувствовать» ее пальчиками
5. Зрительно-пространственные функции – в какую сторону пишется буква,
6. Функции серийной организации движений и действий – способность переключаться от одного элемента этой буквы к другому.
7. Функции программирования и контроля – чтобы в принципе запомнить ее и в дальнейшем воспроизвести, нужно составить программу деятельности.
Естественно, если у ребенка что-то из перечисленного не функционирует, или функционирует, но искаженно, то конечно же, он будет испытывать трудности. В зависимости от того какой фактор нарушен у ребенка, то он не будет функционировать и в остальных высших психических функциях. Если не работать, не устранять проблемы, то их число будет только возрастать, становиться все больше и больше.
|
Именно исходя из этого, мне хочется рассказать о нейропсихологическом подходе профилактики и коррекции трудностей обучения дошкольников.
Нейропсихология - наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др. Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.
Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений (гиперактивности, синдроме дефицита внимания, задержке развития и т. д.). Он не имеет побочных действий. Если подход грамотный, то и результативность окажется высокой.
Основной вид деятельности дошкольника - это игра. Так какие же игры могут нам помочь? Они существуют, они очень просты в исполнении, для них ничего сложного не потребуется, но они так много дают для развития ребенка!