Структура, порядок образования, компетенция органов местного самоуправления (управления).




Местное управление – это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления.

Осуществляется местное управление в основном через назначаемые вышестоящей властью административные органы. Во Франции в наиболее крупных административно-территориальных единицах-регионах органом управления является префект Республики и подчиненные ему отраслевые ведомства. Префект назначается Правительством Франции. Нижестоящие административно-территориальные единицы-департаменты возглавляются назначаемыми префектами департаментов. Промежуточные между департаментом и коммуной административно-территориальные единицы-округа возглавляются также назначаемыми чиновниками-супрефектами.

В большинстве зарубежных стран утвердилась на конституционном уровне концепция, в соответствии с которой органами государственной власти считаются только центральные органы страны и их представители на местах – назначаемые губернаторы, префекты, комиссары. Выборные органы на местах и формируемая ими собственная администрация являются, согласно этой концепции, органами местного само управления.

Следовательно, местное само управление – это деятельность самого населения местной территориальной единицы, так называемого территориального коллектива и его выборных органов по управлению делами данного коллектива.

Государственные органы не вправе давать органам местного само управления обязательные указания по реализации их функций. На организацию местного само управления возможно возложение задач государственного управления, например, в реализации финансируемых государством программ в сфере образования, здравоохранения. При этом они могут быть обязаны выполнять указания вышестоящих органов государственной власти.

В некоторых зарубежных странах органы местного само управления рассматриваются как продолжение центральной государственной власти. Однако и в этом случае органы местного само управления автономны по вопросам своей компетенции.

Административно-территориальные единицы в теории принято подразделять на «естественные» и «искусственные».

К «естественным» относятся поселения, села, города, которые получили обобщенное название общины и являются низовыми административно-территориальными единицами.

В общинах всегда есть выборные органы, избираемые ее населением. В демократических странах в этом звене нет назначаемых центральной властью чиновников общей компетенции.

Такая система управления получила название общинного или муниципального само управления.

«Искусственные» административно-территориальные единицы (губернии, области, воеводства) создаются актами государства и получили обобщенное название регионов. Система управления «искусственными» административно-территориальными единицами имеет несколько вариантов: *

региональное государственное управление – когда в области или губернии действуют только назначенные центральной властью управитель области, губернатор (Болгария, Тайланд); *

региональное само управление – при котором в регионах действуют только избранные населением выборные органы (Великобритания); *

смешанная система управления, например, в департаментах Франции, где наряду с назначаемым префектом имеется выборный генеральный совет департамента.

Основными методами муниципальной деятельности являются регулирование, контроль и непосредственное управление муниципальным имуществом, предприятиями и учреждениями.

Регулирующая и контрольная деятельность муниципальных властей в области местного хозяйства состоят в выдаче лицензий на право открытия и содержания магазинов, бытовых и зрелищных предприятий, торговлю спиртными напитками, занятие различными промыслами, а также в установлении правил торговли, застройки населенных пунктов, выделение участков под жилищное, промышленное строительство, в наблюдении за соблюдением природоохранного законодательства.

Под непосредственным управлением муниципальных органов находятся состоящие в муниципальной собственности предприятия, в основном в сфере коммунального хозяйства и бытового обслуживания, определенная часть жилого фонда, школы, муниципальные библиотеки, парки, благотворительные учреждения. В ряде стран, например, в Германии, Австрии муниципалитеты владеют промышленными предприятиями, в том числе и на паях с частными компаниями.

Полномочия местных органов управления в области охраны общественного порядка, защиты прав и свобод граждан включают в себя установление правил поведения в общественных местах, выдачу разрешений или наложение запрета на проведение митингов, собраний, шествий, демонстраций, пикетов, других форм общественно-политической деятельности населения, издание предписаний по осуществлению противопожарного, санитарного надзора.

В таких странах как США, Франция, Канада и других, в ведении органов местного управления находятся местные полицейские силы, осуществляющие несение патрульной, охранной службы и другие виды полицейской деятельности.

Важнейшие полномочия органов местного управления представлены в бюджетно-финансовой сфере. Согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении местные сообщества имеют право в рамках экономической политики государства на собственные достаточные ресурсы, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. При этом финансовые ресурсы местных сообществ должны быть соразмерны полномочиям, предусмотренным конституцией или специальным законодательством.

При осуществлении финансовых взаимоотношений центрального правительства и органов местно управления и самоуправления в большинстве стран принят принцип финансовой автономии местных самоуправляющихся единиц. Согласно этого принципа муниципальные образования являются независимыми в финансовом отношении. Но при этом они не могут расходовать больше средств, чем заложено в местном бюджете. Финансовая база местных бюджетов складывается из собственных доходов муниципальных образований и дотаций из государственного бюджета. Главный источник собственных доходов – это налоги и сборы с населения. Они устанавливаются и взимаются муниципалитетами под контролем центральных органов. Большое значение для доходов муниципалитетов имеют такие источники как компенсации за предоставленные муниципалитетами услуги (плата за водоснабжение, канализацию, рыночные пошлины, выдачу дорожных документов), а также доходы от муниципальных и совместных с частными компаниями предприятий. Доходы органов местного управления, как правило, недостаточны для покрытия расходов, поэтому широкое распространение получила практика выделения муниципалитетам правительственных субсидий, которые имеют общее и специальное назначение, то есть они могут выделяться и соответственно расходоваться строго на установленные цели, например, на строительство жилья, образование, медицинское обслуживание, либо на все предусмотренные в бюджете цели.

Составление и утверждение бюджета является прерогативой местного представительного органа, который таким образом определяет общую финансово-экономическую политику в пределах своего муниципального образования. Проект бюджета готовит, как правило, исполнительный орган муниципалитета. Законодательство зарубежных стран о местном управлении и самоуправлении обычно предусматривает перечень обязательных расходов на образование, эксплуатацию дорог, содержание пожарной, полицейской, медицинской и других служб, содержание исполнительной власти, непредвиденные расходы. Кроме ежегодного бюджета практикуется составление долгосрочного бюджета, рассчитанного на несколько лет, основной целью которого является перспективное планирование, определение приоритетных сфер деятельности муниципальных образований и создание запасов денежных средств для развития различных сторон деятельности муниципального сообщества



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: