Категория – (греч. kategoria – высказывание, свидетельство) предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания.
В категориях представлены рабочие принципы мысли, ее содержательные формы, организующие процесс исследования. Категориальный аппарат психологии образует основу, «костяк» выработки психологических теорий и фактов. Категориальный аппарат формируется постепенно, совершенствуется и отличается динамичностью.
К числу основных категорий психологии относятся:
отражение,
психика,
сознание,
деятельность,
общение,
образ,
мотив,
переживание,
отношение,
действие,
личность.
Категория отражения. Отражение в широком смысле слова есть всеобщее свойство материальных объектов, состоящее в их способности реагировать, изменяться и сохранять след, отпечаток воздействия на них других материальных объектов. Отражение носит характер взаимодействия.
Отражение (психическое) – свойство высокоорганизованной материи воспроизводить в форме субъективных образов (ощущений, восприятий, представлений, мыслей и чувств) с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов в процессе активной деятельности. Характер отражения зависит от уровня организации материи, вследствие чего оно качественно различно в неорганической и органической природе, в мире животных и социальном мире, в более элементарных и высокоорганизованных системах.
Категория психики. Психика – (от греч. psyche – душа) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
|
В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. Определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в которой действуют живые существа, их ориентация в этой среде и удовлетворение потребности в контактах с нею. Эти контакты, в свою очередь, по принципу обратной связи контролируют правильность отражения.
Категория сознания. Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно – историческому существу.
Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвосхищающих его практическую деятельность; как высшая форма отражения действительности, использующая системы понятий, категорий. Психология изучает происхождение, структуру, функционирование и развитие сознания индивида.
Сознание характеризуется следующими признаками:
- активностью;
- интенциональностью (направленностью на предмет);
- способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания), мотивационно-ценностным характером;
- различной степенью (уровнями) ясности.
Сознание любого индивида уникально, но не произвольно. Оно обусловливается внешними по отношению к сознанию и независимыми от него факторами и прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид. Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе, благодаря присвоению (интериоризации) ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Принципиальная возможность подобного присвоения формируется на базе филогенетического (исторического) развития.
|
Категория деятельности. Деятельность - процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.
Предметная деятельность обладает следующими основными свойствами, отраженными в ее структуре: социальным происхождением и строением (это выражается в ее социальной регламентации, а также в опосредствованности орудиями и знаками); разделенностью между двумя субъектами; направленностью на объект. Структура деятельности порождает структуру сознания, определяя соответственно следующие его основные свойства: социальный характер (включая опосредованность знаковыми, в том числе вербальными, и символическими структурами); способность к рефлексии и внутренний диалогизм, предметность. В деятельности проявляются, а также, согласно С.Л. Рубинштейну, формируются и развиваются человек и его психика.
При определении деятельности как объекта психологического исследования были раскрыты новые аспекты изучения психики: процессуальный аспект (психическое анализируется с точки зрения динамики), исторический аспект (позволяет исследовать психическое с точки зрения законов и закономерностей его развития), структурно-функциональный аспект (определяет возможности анализа психического как сложной многоуровневой системы, выполняющей определенные функции).
|
Категория общения. Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.
Общение включает в себя коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты.
Коммуникативный аспект общения связан с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к «движению» информации, но к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди.
Интерактивный аспект общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. В общении люди ставят перед собой цель - оказать воздействие на другого человека. Это не исключает так называемого фатического общения (от лат. fatuus - глупый), т.е. бессодержательного использования коммуникативных средств с единственной целью поддержания самого процесса общения.
Перцептивный аспект общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Общение возможно только тогда, когда вступающие во взаимодействие люди могут оценить уровень взаимопонимания и составить представление о партнере по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам. «При общении вы, прежде всего, ищите в человеке душу, его внутренний мир», - рекомендовал К.С. Станиславский. Однако эта реконструкция внутреннего мира другого человека - задача весьма сложная.
Категория образа. Образ - субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность
Образ - субъективный феномен, продукт целостного интегрального психического отражения кик познания реальной действительности, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности. Актуализация образа происходит на стыке индивидуального и общественного сознания.
Категория переживания. Переживание - испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.
Наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям.
Категория отношения. Отношение - момент взаимосвязи всех явлений. Эта категория используется в различных общественных науках - философии, социологии, этике, экономике, психологии. Различают общественные отношения, производственные, нравственные отношения и т.д.
Категория мотива. Мотив (от лат. moveo – двигаю) – это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Мотив не может быть адекватно объяснен сам по себе, вне связей и изначальной включенности в систему детерминант – образа, отношения, действия, которые конституируют общий строй психической жизни. Его функция заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели, поддерживая энергетическое подкрепление поведения на всем пути стремления к ней.
Форма активности, возникающая в связи с невозможностью достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, проявляющаяся в преобразовании его психологического мира и направленная на переосмысление своего существования.
Категория действия. Категория действия в теоретическом плане имела разночтения на протяжении всей истории психологии. Действие как категория выражалось в таких понятиях, как интенциональный акт сознания, отношение «стимул – реакция», условный рефлекс, компонент сенсомоторных структур, инструментальный, семиотический (сема - знак, признак), опосредованный акт. Действие - одна из единиц деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью; произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
Категория личности. Личность - человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. Личность является системным образованием, то есть все психические процессы, качества и свойства связаны между собой и влияют друг на друга. Существуют разные подходы к структурированию личности.
А.Г. Ковалев выделяет: а) темперамент (структуру природных свойств); б) направленность (систему потребностей, интересов и идеалов); в) способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
В.Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психич. деятельности. Структура личности – более частная ее характеристика, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции.
К.К. Платонов выделяет в структуре личности: а) социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); б) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); индивидуальные особенности различных психических процессов.
Б.Г. Ананьев: а) определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); б) динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; в) статус и социальные функции-роли; г) мотивация поведения и ценностные ориентации; д) структура и динамика отношений. Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях.