Выдели причины и последствия Чеченской войны.




Тема: Экономические реформы 1990-х годов. Чеченские войны.

Письменно ответь на вопросы.

Какие реформы были проведены в РФ в 1990-е г.? Каковы их итоги и значение для развития страны?

Выдели причины и последствия Чеченской войны.

Президентская гонка 1996 г. Ключевым фактором политической и эко­номической жизни России в 1996 г. стали президентские выборы. В отли­чие от предшествовавших им думских выборов выборы Президента РФ оз­начали и выбор направления развития российского общества на годы впе­ред.

Коммунисты и их сторонники после успешно проведенной думской кампании были уверены в победе их кандидата. Значительная часть населе­ния страны была недовольна ходом и итогами либеральных реформ и хоте­ла бы вернуться в доперестроечные времена. По этой причине Г. Зюганов основную ставку сделал на критику демократической власти.

Положение Б. Н. Ельцина, несмотря на наличие административных ресурсов, было сложным. Недовольство политикой реформ усугублялось болезнью президента. Однако Ельцину удалось за достаточно короткий срок сделать практически невозможное. Уже весной 1996 г. россияне смог­ли увидеть «нового» Ельцина. В ключевой для себя момент Президент РФ смог резко изменить имидж, набрать былую энергию и восстановить кон­такт с избирателями.

В конечном счете Б. Н. Ельцину удалось объединить общественные силы, не желавшие возвращения к власти коммунистов. Настоящей сенса­цией стал выход на третье место отставного генерала А. Лебедя. Ельцину удалось привлечь его в свою команду. Уже 19 июня Ельцин назначил А. И. Лебедя секретарем Совета Безопасности и помощником Президента РФ по национальной безопасности.

Второй тур голосования завершился убедительной победой Б. Н. Ель­цина. За него проголосовали более 53,8%, за Г. А. Зюганова — 40,3%. Из 108 миллионов избирателей 40 миллионов проявили равнодушие к полити­ческому выбору страны и не пришли на избирательные участки.

Но после переизбрания Ельцин не смог ускорить рыночные реформы. Состояние здоровья президента поставило на первый план борьбу за ус­кользающую власть, сделав реформы и самих реформаторов заложниками в этой борьбе. Все большую власть в стране стали приобретать ведущие банкиры и предприниматели, так называемые «олигархи». По мере роста их финансовой мощи росли и их претензии на участие в управлении госу­дарством, контроль за средствами массовой информации.

Новый этап либеральных реформ. В начале весны 1997 г. в России сло­жилась взрывоопасная ситуация. Терпение людей достигло предела, также как и вера в способность властей переломить ситуацию. Во многих регио­нах граждане готовили акции протеста.

В этих условиях в состав правительства В. С. Черномырдина ввели двух первых вице-премьеров — губернатора Нижнего Новгорода Бориса Нем­цов и Анатолия Чубайса, возглавлявшего президентскую администрацию.

Самое заметное в работе обновленного правительства — предложение Думе о секвестре неисполнимого бюджета. Кроме того, «молодые рефор­маторы» приступили к реальному регулированию естественных монопо­лий, таких как РАО ЕЭС, «Газпром», выплатили долги пенсионерам. Од­новременно были предложены долговременные программы по налоговой и жилищно-коммунальной реформам. Казалось, либеральные реформы удалось сдвинуть с мертвой точки. 1998 г. должен был стать для России первым годом экономического роста. Во всяком случае, об этом постоянно говорил В. С. Черномырдин.

Кризис августа 1998 г. и его последствия. 23 марта 1998 г. президент Б. Ельцин совершенно неожиданно для большинства россиян и зарубеж­ных наблюдателей отправил в отставку правительство В. Черномырдина. По оценкам специалистов, увольнение Черномырдина произошло под сильным воздействием субъективных факторов — нетерпимости Б. Ельци­на к любому соперничеству, его психологической неготовности передать кому-либо президентскую власть.

Отправив в отставку правительство Черномырдина, Ельцин вновь под­твердил свое лидерство, перехватив политическую инициативу и лозунги у народно-патриотической оппозиции в Государственной Думе, собирав­шейся вынести вотум недоверия кабинету В. С. Черномырдина.

Назначение малоизвестного банкира из Нижнего Новгорода С. В. Ки­риенко (считаные месяцы проработавшего министром топлива и энергети­ки) исполняющим обязанности премьер-министра оказалось для страны столь же неожиданным, как и отставка Черномырдина. Своим непредска­зуемым шагом президент полностью дезорганизовал «партию власти» и од­новременно разрушил механизм компромисса с оппозицией.

Лишь 12 мая 1998 г. новое правительство России было сформировано и смогло приступить к работе. Вместе с Кириенко в его состав вошли три заместителя премьера, 22 федеральных министра и 11 руководителей гос­комитетов.

В силу того что члены нового кабинета представляли различные поли­тические силы, его состав не удовлетворял ни депутатов Госдумы, ни чле­нов Совета Федерации. Еще большим раздражителем для Госдумы стала попытка Кириенко продолжить курс либеральных реформ. Главной про­блемой нового руководителя правительства стала нехватка практического опыта. Все три с небольшим месяца, что правительство С. В. Кириенко было у власти, оно боролось с надвигавшимся финансовым кризисом, по­следний этап которого пришелся на весну—лето 1998 г. Начав по традиции с лоббизма топливно-энергетического комплекса, новый премьер сумел стать государственником. Он изменил акценты в экономической полити­ке, сделав ставку на стабилизацию финансовых рынков и разрешение бюд­жетного кризиса.

Одновременно правительство Кириенко пыталось найти выход из по­литической изоляции. Однако попытки отсечь от государственного управления олигархов кончились тем, что, приняв против них ряд жестких решений, правительство само оказалось в изоляции. В целом правитель­ство Кириенко, даже лишенное поддержки парламента и ведущих финан­сово-промышленных групп, принимало верные, хотя и запоздалые реше­ния.

Кризисного обострения можно было избежать, если бы кабинет Кири­енко не запаздывал с принятием решений. Впрочем, перерастание хрони­ческого кризиса российской финансовой системы в острую форму нача­лось еще при Черномырдине. Постоянная необходимость заимствования средств за рубежом для покрытия бюджетного дефицита вела к стремитель­ному увеличению государственного долга и, соответственно, росту бюд­жетных расходов по его обслуживанию.

Непростую ситуацию с бюджетом страны серьезно осложнили начав­шийся еще в октябре 1997 г. мировой финансовый кризис и падение цен на нефть. Кризис пытал отток капиталов из России. Сомнения иностранных кредиторов в способности российских властей удержать курс рубля в суще­ствующих границах стали причиной пересмотра ими своей инвестицион­ной политики в России. Чтобы обеспечить свое вхождение в российский рынок, инвесторы потребовали увеличения доходности государственных кредитных обязательств (ГКО). Летом 1998 г. она достигает рекордных ко­тировок: 160— 180% годовых, что неминуемо вело к девальвации рубля.

Минфин к августу оказался не в состоянии обслуживать пирамиду ГКО — все деньги, получаемые от продажи новых порций этих ценных бу­маг, уходили на погашение долгов по предыдущим. Более того, первый транш кредита МВФ в размере 4 миллиардов долл., выданный правитель­ству Кириенко, был израсходован на те же цели практически за четыре не­дели. Правительственная антикризисная программа была подготовлена с большим опозданием, за считаные дни до 17 августа, когда наступал оче­редной срок выплат по обязательствам крупнейших российских коммерче­ских банков.

Кульминацией кризиса стали решения, принятые правительством и Центральным банком 17 августа 1998 г.: о расширении границ валютного коридора до 7,1—9,5 руб. за 1 долл. США (верхняя отметка которого была достигнута в обменных пунктах в тот же день); об отказе от обслуживания ГКО с прекращением торговли ими; о 90-дневном моратории на обслужи­вание внешних долгов частными российскими компаниями и банками. Россия, пусть на время, но признала свою неплатежеспособность.

Однако не «черный понедельник» стал днем национальной финансо­вой катастрофы. Фактически обвал рубля (девальвация в 2,5 раза), огром­ный инфляционный скачок (40% инфляции за последнюю неделю августа и две первые недели сентября) и развал всех рыночных механизмов про­изошел 23 августа, когда кабинет Кириенко во время сложнейшего манев­ра в финансово-экономической политике был отправлен в отставку.

Кризис отбросил страну на несколько лет назад, кардинально изменил политическую и экономическую ситуацию. За год покупательная способ­ность среднедушевых доходов, исчисленная по мясу, упала почти на по сахару — на 42,5%.

В сентябре 1998 г. новым премьер-министром стал бывший глава Службы внешней разведки и министр иностранных дел в правительстве Кириенко академик Е. М. Примаков. Правительство Е. М. Примакова бы­ло образовано как результат очередного компромисса между президентом и оппозицией.

«Коалиционное» правительство Примакова оказалось кабинетом Ду­мы, а не президента. В нем немалую роль играли левые — Ю. Маслюков и Г. Кулик. Левая оппозиция добилась от нового правительства обязатель­ства пересмотреть экономическую политику.

Создать долгосрочную экономическую программу правительству При­макова так и не удалось, но свое девятимесячное пребывание у власти ему удалось завершить с неплохими результатами: начался рост в некоторых отраслях российской экономики, правда, пока на инфляционной основе: с августа 1998 г. все цены выросли как минимум в два-три раза, упала стои­мость труда, снизились государственные расходы (над чем бились все либе­ральные правительства).

Падение курса рубля, больно сказавшееся на уровне жизни населения, помогло отечественным товаропроизводителям восстановить утраченные позиции на российском внутреннем рынке. Кроме того, правительство Примакова перестало выплачивать огромные суммы по ГКО. К реальным заслугам кабинета Примакова следует отнести осторожную политику в де­нежной сфере — оно не пошло, как ожидали вначале, на бесконтрольную эмиссию.

Попытка Государственной Думы провести импичмент президента дала повод Ельцину для досрочной отставки правительства Е. М. Примакова. 11 мая 1999 г. Е. М. Примакова сменил «силовик» С. В. Степашин. Из-за отсутствия собственной экономической концепции и слабости команды Степашин смог продержаться лишь до 9 августа, когда президент Б. Н. Ельцин в очередной раз сменил «конфигурацию власти», и кресло главы правительства занял руководитель Федеральной службы безопасно­сти РФ В. В. Путин. Предлагая Путина в качестве своего преемника, Б. Н. Ельцин в первую очередь думал о сохранении преемственности вла­сти. Дума с легкостью приняла кандидатуру Путина, поскольку большин­ство рассматривало его как фигуру временную и техническую — «на период очередной избирательной кампании». Однако через три месяца политиче­ская ситуация в стране кардинально изменилась.

Вторая чеченская кампания. Первым вызовом для нового премьера ста­ла чеченская проблема. Новая операция федеральных войск в Чечне нача­лась как ответ на вторжение в августе 1999 г. боевиков Басаева в Дагестан. Всю первую половину года федеральные власти бездействовали, несмотря на очевидную активизацию террористов в Чечне.

Еще во время первой чеченской кампании на территории республики сложились мощные преступные группировки, возглавляемые полевыми командирами Шамилем Басаевым, Салманом Радуевым, Русланом Гелае­вым и др. Каждый из полевых командиров претендовал на власть в Чечне. По существу, власть президента А. Масхадова распространялась лишь на центр Грозного. На административной границе с Чечней постоянно происходили конфликты, участились случаи похищения людей с целью выку­па. Криминализация обстановки в республике достигла такого уровня, что стала реально угрожать национальной безопасности России. В Чечне от­крыто действовали учебные центры по подготовке террористов, террито­рия Северного Кавказа все активнее использовалась для производства и сбыта наркотиков.

Подписывая 30 августа 1996 г. в Хасавюрте договор о так называемом «отложенном статусе» Чечни, федеральная сторона рассчитывала до 31 ян­варя 2001 г. нормализовать ситуацию в мятежной республике. Для этого предлагалось массированно вложить деньги в восстановление экономики Чечни и тем самым погасить социальную напряженность. На практике произошло прямо противоположное. Правовая неопределенность лишь способствовала эскалации в республике насилия и беззакония. За три года после Хасавюрта на территории России укрепилось мятежное самопровоз­глашенное государство, поддерживаемое экстремистскими кругами неко­торых исламских стран. Политические лидеры Чечни вынашивали планы захвата всего Кавказа и создания исламского теократического государства «Великая Ичкерия». Первым шагом на этом пути должно было стать на­сильственное объединение с Дагестаном.

В августе 1999 г. несколько тысяч хорошо вооруженных чеченских бое­виков Ш. Басаева и Хоттаба вторглись в Ботлихский и Цумадинский райо­ны Дагестана. Ваххабиты тщательно готовили операцию, пытаясь предста­вить вторжение как мятеж религиозных фанатиков. Это был серьезный вы­зов целостности Российской Федерации. Именно это обстоятельство предопределило жесткие действия правительства В. Путина, который взял на себя всю ответственность за проведение операции.

Ценой больших усилий командование федеральных сил смогло разгро­мить вторгшихся в Дагестан боевиков. В самый разгар антитеррористиче­ской операции в Буйнакске, а затем в Москве и Волгодонске были произ­ведены теракты, в результате которых погибли сотни невинных граждан. Вторжение боевиков в Дагестан и террористические акты радикально из­менили настроение российского общества в отношении Чечни. В выступ­лении перед депутатами Государственной Думы премьер-министр В. Пу­тин призвал «переоценить» Хасавюртовские соглашения с Чечней. Неже­лание официального Грозного сотрудничать с Москвой в поимке террористов превратило Масхадова в их пособника и дало федеральному центру моральные и юридические основания для ввода войск в Чечню.

Учтя опыт предыдущей кампании, российские военные отказались от лозунга «победа любой ценой» и изменили тактику. Войсковая операция в Чечне проводилась не по правилам, навязываемым бандитами, а по зако­нам военного искусства и тактики в несколько этапов.

К середине ноября 1999 г. федеральные силы, фактически не встречая серьезного сопротивления, овладели районами севернее Терека и подошли к Грозному. Благодаря сочетанию ударов авиации и огня артиллерии феде­ральные войска овладели большинством населенных пунктов.

По сведениям командования объединенной группировки, к 12 ноября 2000 г. в Чечне погибло 2600 российских военнослужащих.- Единственным населенным пунктом на первых этапах операции, в котором шел длитель­ный бой с применением тяжелого вооружения и специальных общевой­сковых формирований и сил МВД, являлся Грозный. В начале февраля 2000 г. операция по освобождению города была завершена, и в Заводском районе над одним из административных зданий был водружен российский флаг.

Одновременно с боями за Грозный происходило освобождение пред­горных и горных районов Чечни. В 2000 г. федеральным силам удалось за­нять большую часть территории Чеченской республики. Последним крупным населенным пунктом, удерживающимся боевиками, стал рай­центр Шатой, находящийся в долине Аргуна. С его взятием 29 февраля 2000 г. полномасштабная армейская операция в Чечне фактически была завершена.

В июне 2000 г. был осуществлен первый шаг по созданию в Чечне госу­дарственной власти. Главой администрации был назначен бывший муфтий Чечни Ахмад Кадыров.

Успехи во второй чеченской кампании резко увеличили популярность премьера В. Путина, что серьезным образом отразилось на результатах оче­редных парламентских выборов.

Думские выборы 1999 г. Первой крупной победой Путина стали выбо­ры новой Государственной Думы. Контролируя почти половину голосов, левая Дума боролась с «антинародным режимом» Б. Н. Ельцина всеми дос­тупными ей законными средствами. Приняв 1036 федеральных законов, из которых 716 вступили в силу, Дума второго созыва из-за высокой поляри­зации сил в ней за четыре года так и не смогла принять целый ряд чрезвы­чайно важных для страны законов (Уголовно-процессуальный кодекс, Зе­мельный кодекс).

Ко времени очередных выборов в российском обществе созревают ус­ловия для принятия важнейших итогов демократической революции 90-х гг. как основы для восстановления стабильности. За годы реформ многие россияне смогли адаптироваться к ним, сформировать желаемый образ будущего для себя лично и для своей страны. В 1999 г., несмотря на общую нестабильность, стала заметной тенденция улучшения ситуации в экономике. Резкая девальвация российского рубля создала благоприят­ные возможности для роста экспорта и предопределила оживление про­мышленного роста.

За год производство продукции в промышленности, сельском хозяйст­ве, транспорте, розничной торговле увеличилось на 3,5%. Ситуация на крупных и средних промышленных предприятиях была значительно луч­ше, чем в предыдущем году. Объем промышленной продукции вырос на 9,7%. Столь высоких темпов прироста промышленного производства в российской экономике не наблюдалось за весь период экономических реформ. На 8,5% вырос за год объем жилищного строительства, стабилизи­ровался курс рубля, продолжала сокращаться безработица.

Однако отрицательным последствием значительной девальвации руб­ля стали ощутимое снижение реальных располагаемых доходов населения (почти на 20% по сравнению с 1998 г.) и вследствие этого падение потребительского спроса, снижение оборота розничной торговли. В обществе еще продолжались дискуссии о направлениях реформирования страны, но дис­танция между правыми и левыми резко сокращается. За три месяца до го­лосования Кремль создает новую «партию власти» — избирательный блок «Единство». Широко используя административный ресурс, контроль над общероссийскими каналами телевидения, власть приводит «Единство» в Думу. Проправительственный блок, получив 23,6% голосов избирателей, формирует вторую по числу мандатов фракцию.

Итоги выборов 19 декабря 1999 г. во многом, как и предыдущие, оказа­лись неожиданными. Впервые за годы реформ россияне избрали парла­мент, лояльный правительству. Набрав 8,6% голосов, вернулись в Думу правые (Союз правых сил). Традиционный лидер парламентских кампа­ний — КПРФ вновь завоевала больше всех голосов — 24,3%. Однако по оценкам, коммунисты реально могли контролировать в новой Думе не больше трети голосов депутатов. В числе победителей парламентских вы­боров вновь оказался и «Блок Жириновского», набравший чуть больше 6% голосов. Прошли в новую Думу также блок ОВР (13,1%) и «Яблоко» Г. Яв­линского.

Важным фактором успеха на выборах блока «Единство» и СПС стала поддержка правительства В. В. Путина. Популярность нового премьера возросла в результате успешного завершения первого этапа второй чечен­ской кампании, начавшейся осенью 1999 г.

За несколько часов до наступления нового, 2000 г. президент Б. Н. Ельцин неожиданно заявил о досрочном (за полтора года до фор­мального срока) завершении своих полномочий и назначении В. В. Пути­на исполняющим обязанности президента на период до новых выборов.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: