Проект «Знакомство с миром шахмат»
Актуальность. Шахматы – это игра в которой ребенку предоставляется уникальная возможность проявлять собственную активность, получать массу радостных эмоций и переживаний, развивать аналитические способности, логику, мышление, память, внимательность, усидчивость, самостоятельность и многое другое. Говоря о шахматах мы подразумеваем не столько игру, как таковую, сколько рационально построенный процесс обучения шахматным азам в формах доступных для детей старшего дошкольного возраста. И одной из таких форм является дидактическая игра.
Цель: Знакомство дошкольников с шахматами и популяризация шахмат среди дошкольников и их родителей.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей шахмат, заинтересовать через использование художественного слова, видео материала, дидактические игры.
2. Познакомить с шахматной доской и шахматными фигурами.
3. Развивать внимание, память, наблюдательность, умение ориентироваться на плоскости.
4. Воспитывать усидчивость и интерес к шахматам.
Тип проекта: творческий.
По количеству участников: групповой.
По длительности: среднесрочный 1 месяц
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты:
Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре;
Повысится уровень знания шахматных азов;
Сформируется осознанный интерес и мотивация к игре в шахматы.
Работа с родителями:
Консультация «Шахматы в дошкольном возрасте»
Придумывание с детьми историй, сказок о шахматном королевстве.
План осуществления проекта:
Подготовительный этап
Собрать и изучить информацию о шахматной игре.
Заинтересовать родителей для оказания помощи в организации проекта.
Консультации для родителей «Шахматы в дошкольном возрасте»
Подбор литературы о шахматах, мультфильмы
Изготовить дидактические игры для знакомства с миром шахмат
Организационный этап
Подготовить развивающую среду для знакомства с шахматами.
Просмотр мультфильмов: «Учимся, играя в шахматы», «Мудрые сказки тётушки совы – шахматы»
Перспективный план работы с детьми
Основной этап
Познакомить детей с историей возникновения шахмат;
Дать представление о шахматной доске и шахматных фигурах;
Развивать умения ориентироваться на плоскости;
Заинтересовать детей шахматами.
Чтение легенды; загадок о шахматных фигурах
Дидактические игры: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ», «Собери шахматную доску», «Кто быстрей расставит фишки», «Угадай фигуру по описанию», «Найди пару», «Шахматный поход», «Чудесный мешочек», «Шахматный веер» и др.
Театрализация: «Шахматный колобок», «Шахматный теремок», «Шахматная репка» — определять значимость фигуры, её цену в игре. Рассказывание историй, сказок о шахматном королевстве, придуманных дома с родителями.
Подвижные игры: «Живые шахматы», «Пешки в домике», «Чудесная шкатулка»
Лепка шахмат из пластилина. Рисование и вырезание шахматных фигур. Рисование шахматной доски.
Итоговый этап
Закрепить полученные данные о шахматах как о игре, шахматных фигурах, активизировать мыслительную деятельность, формировать интерес к шахматам.
Создание книги «Истории и сказки о шахматном королевстве»
Развлечение «Шахматные фигуры».
Реализация проекта позволила:
Детям – о владеть шахматной терминологией и ориентироваться на шахматной доске;
знать название, ценность, возможность шахматных фигур;
правильно расставлять фигуры на шахматной доске в начальное положение.
Родителям – сблизиться с ребёнком; создать условия в семье для совместного развития детей и взрослых; установить дружеские связи с другими родителями.
Педагогу – создать условия для комфортного пребывания детей и их родителей; приобщить родителей к совместному развитию детей.
Перспективный план работы с детьми
Октябрь | |
1 неделя | 1.«В стране шахматного королевства» Познакомить детей с понятием «шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы. 2.«Волшебная доска» Познакомить с новыми понятиями – «шахматная доска», «белые и чёрные поля», чередование белых и чёрных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные, «центр» шахматной доски. |
2 неделя | 3.«Волшебная доска» Продолжать знакомить с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнёрами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр. 4.«Шахматные фигуры» Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и чёрными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. |
3 неделя | 5.«Начальное положение» Познакомить с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», партия, запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр. 6«Шахматные фигуры» Закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. |
4 неделя | 7. «Шахматные фигуры – игровая практика» Закреплять полученные знания о шахматных фигурах в игровой практике. 8. Развлечение «Шахматные фигуры» |