Антропология природы (происхождение и природа человека)




1. Сотворение человека. Человек тварен: «и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1. 26-27). «И создал Господь Бог человека из праха земного, (LXX: персть взем от земли) и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою » (Быт 2.7). О сотворении жены: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт 2. 21-22). Два момента отличает сотворение человека от прочих творческих актов: 1) Предвечный Совет: «сотворим человека» - Св.Троица словно совещается перед этим; 2) непосредственность сотворения: «персть взем от земли», т.е. Бог «одно только счел достойным собственных рук: сотворение человека» (Свв. Феофил, Василий Вел.). Но «предварительное размышление», и «собственные руки» Бога, и «вдуновение души» нужно понимать не буквально (Бог не обдумывает, не имеет рук, уст), а как акцент на высший статус человека, чем других творений (бл.Феодорит, Св.Златоуст). Создание души: «Вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» - это не вдуновение в тело частицы Бога, но – 1) сотворение души, подобно сотворению ангелов (Златоуст) и, одновременно, 2) сообщение человеку энергии Св. Духа (Татиан, Св.Ириней? Св.Афанасий Вел.). Изначальная одухотворенность. Итак, изначально энергия Св. Духа была вложена в состав человеческой природы, следовательно не было «чистой природы», в замысле Бога был исконно человек с даром Св. Духа. Вероятно, душа и тело созданы одновременно и лишь для удобства описаны в Библии как два последовательных акта.

2. Состав человека: тело, душа, дух и Святой Дух. Писание многократно о двусоставности человека (дихотомия), как состоящего из тела и души (психи) или тела и духа (пневма): «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф 10.28), «дух бодр, плоть же немощна» (Мф 26.41); «прославьте Бога в телесах ваших и в душах ваших, которые есть Божии» (1Кор 6.20), «не замужняя печется о Господних… да будет свята телом и духом» (1 Кор 7.34). У Христа и Ап. Павла душа и дух (ум) синонимичны. В Писании немного текстов о человеке как теле, душе и духе (трихотомия). Это два места Ап. Павла: «Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1Фес 5.23) и слово Божие «проникает до разделения души и духа» (Евр 4.12), но у самого Ап. Павла дихотомия гораздо чаще. «Дихотомия» и «трихотомия» есть теологумены, но «дихотомия » более соответствует Откровению и великому большинству Отцов (Афинагор, Свв. Афанасий, Кирилл Иер., Василий Вел., Григорий Богослов, Нисский и др.), ярко бл. Феодорит против Аполлинария (выделявшему тело, душу животную и душу разумную) пишет: «Писание признает одну душу, а не две… Бог, образовав из персти тело, вдунул душу… показать, что в человеке два естества, а не три ». Трихотомия подчеркивает, что у души есть высшая сторона, т.н. дух - не особая природа, а чистейшая энергия, свойство души. Душа (низшие энергии души: интеллект, память, воля, чувства, инстинкты) создает культуру, науку и движет тело, а дух (высшая энергия души: духовный ум, умное чувство) постигает Бога, усвояет благодать Св. Духа, зрит идеи-логосы вещей в Боге, позволяет обоживаться, соединяться с Богом в экстазе. Итак, схема душа-тело точнее, но схема тело-душа-дух удобнее описывает св-ва человека. Освящающая энергия Св. Духа, бывшая в Адаме и утраченная им, возвращена нам Христом, мы получаем ее в Крещении и Миропомазании. Присутствие нетварной и вечной энергии Св. Духа в нас есть здоровая норма человеческого бытия и естества.

3. Отличие от тела, природа души, связь души и тела. Из Быт 2.7: тело «из персти», душа создана дуновением Бога - уже видна иноприродность души и тела. Св. Афанасий: «Человек часто телом лежит на земле, умом мыслит от небесном и его созерцает. Тело по природе смертно, почему же человек рассуждает о бессмертии и нередко из любви к добродетели сам на себя навлекает смерть… Тело не помыслит ничего подобного, необходимо поэтому быть иному, что помышляло бы неестественное телу». Итак, душа весьма отлична от тела как разумное правящее телом начало. Природа души сходна с ангельской: душа разумна, самодвижна (движет себя сама, в отличие от тела, движимого ею), свободна в выборе, бестелесна, непротяженна, но груба в сравнении с Богом (как ангелы, не сводима к категориям телесность-бестелесность), проста (не имеет частей), невидима, бесформенна (хотя, возможно, имеет оболочку, сходную с телом по Св. Феофану Затворнику), бессмертна (не сама по себе, а благодаря неизменному дару-поддержке Бога). В силу непротяженности, ее единение с телом есть тайна, душа проникает, движет все тело, «соприкасается с ним» (Св. Григорий Палама. Святогорский Томос), поэтому верно, что: ум в мозге (св. Афанасий), ум в сердце (Пс-Макарий), но верно и что «ум как бестелесный и не внутри тела пребывает и не вне его» (Св. Григорий Нисский), можно говорить об энергийном единстве души и тела. Душа существенно отличается от ангельских природ тем, что нуждается в теле для полноценной жизни, создана так, что без тела не может реализовать все свои потенции, энергии и не имеет полноты жизни, но есть лишь инвалид, обломок человека.

4. Образ и подобие Бога. ОБРАЗ БОЖИЙ в человеке это 1) ум человека (логос): Бог Отец – Логос-Сын (Образ Отца) – логос-ум человека (образ Логоса-Сына), ум здесь означает дух, духовный разум, умное чувство, высшую сторону-энергию души, через которую человек созерцает Бога (Фаворский Свет)[1] – это есть и в ангелах; 2) душа человека как таковая с ее свойствами: разумности, свободы, бессмертия, бестелесности-духовности (Тертуллиан: «линии образа Божия») – это также есть в ангелах; 3) тройственность души: ум-мысль-жизнь (душа есть чистый дух (ум), мыслит и животворит тело), это и есть образ Троицы (Отец-Слово-Св. Дух), и в этом мы уже выше ангелов, т.к. они имеют только ум-мысль, а человеческая душа: ум-мысль-жизнь тела, итак, мы более троицеподобны[2]. Ангельские умы обладают лишь энергией мысли, человеческие души-умы еще обладают второй энергией: оживотворять тело. Как следствие этого: 4) Образ Божий также в творческих способностях, ибо мы через тело можем творить из материи различные новые изделия, предметы, чего лишены Ангелы; 5) Образ Божий – это присутствие обоживающего действия Святого Духа в душе и теле человека[3] (личная причастность Богу, в отличие от природной причастности, которая есть и у камней), этот образ утрачен Адамом, возвращен Христом, мы обретаем его в Крещении. У ангелов это есть. 6) Образ Божий – это весь человек (душа и тело), как образ Христа, предсуществующего в вечных идеях Бога (Св. Ириней). В этом смысле и тело создано по образу Божию (Тертуллиан), тело и душа созданы сообразными Божеству, т.е. такими, чтобы в них мог воплотиться, вочеловечиться Бог. В этом смысле мы выше ангелов и теснее соединяемся с Богом, чем они и, возможно, призваны даже Ангелов приблизить к большему совершенству участия в замысле Бога, единстве мироздания. 7) Образ Божий и в том, что человек имеет способность церковности, соборности, когда по образу Святой Троицы, каждый человек всех собратьев воспринимает в себя и всем себя дарит. Неизвестно, насколько ангелы способны на это, насколько едина их природа. ПОДОБИЕ БОЖИЕ как отличное от образа Божия. Начиная, вероятно, со Св. Иринея или Климента Александр. различают образ Божий в человеке как потенциал, способность человека уподобляться Богу, от подобия Божия. Подобие Богу – само актуальное обожение, святость, стяжание божественных энергий и свойств как нашего неотъемлемого достояния. Тогда, по образу Божию (потенциально) мы выше ангелов, дано нам больше, а по подобию (актуально) ангелы гораздо ближе к Богу, чем мы, т.к. они непрестанно насыщаются Божественным Светом и обоживаются и уже не могут согрешить, т.к. окончательно стали в добре.

5. Микрокосм и посредник, царь, пророк и священник. Человек создается в завершение божественного плана после мiров ангельского и материального (неживой природы и животных). Ибо он является единством неба и земли, мiра духовного и материального как средоточие мiра и его малая копия (микрокосм). Человек поэтому может и призван 1) объединить в себе и чрез себя все творение, человек призван «продвигаться от ступеньки к ступеньке, пока через него все не станет единым» (мудрость хасидов; Св. Максим); 2) творчески преобразовывать мир, будучи со-творцами Богу (царь); 3) это единство мироздания соединить с Богом, обожить, наполнить энергией Св. Духа (посредник и пророк – проводник воли Божией в мiре); 4) приносить весь мiр в дар Богу и славословить Его от лица творения (священник). Задачу эту не выполнил Адам и никто из людей, но выполнил Христос.

6. Психология догматическая. Структура души. Уже Татиан: душа многочастна.Многие Отцы принимают схему Платона: ум – чувства – воля, другие схему Аристотеля: рассудочная – чувственная – растительно-питательная стороны души. Схема Аристотеля – самая емкая, вмещает библейские, платонические и стоические интуиции: Св. Геннадий Схоларий: стороны души 1) разумная (ум; слово в сердце – Библия, стоики ), 2) животно - чувственная (чувства и воля Платон, воображение, память) 3) растительная (питание, рост, порождение) ПЭ16.464.2.

7. Соматология, роль тела. Нобыть таким посредником человек может только за счет того, что он сам представляет нераздельное единство. Поэтому тело не есть темница или гроб души, а, вопреки платоникам, неотъемлемая часть человеческого индивида (личности). Без тела душа не полноценна и есть обломок человека, не способна вполне ни к вечному блаженству, ни к вечному мучению. 1) Только человек может за счет наличия тела быть привести к единству мiры ангелов и материи, тем самым приводя и Ангелов к более совершенной жизни, 2) только человек, опять же за счет наличия тела, способен так тесно приобщаться к Богу через Тело Богочеловека в Евхаристии, как не могут даже ангелы приобщиться к Богу; 3) только человек за счет наличия тела может быть со-творцом Богу, окультуривая и одухотворяя материальный космос. Поразительно: наличие тела и свойство души оживлять тело, восприятие Христом именно человеческой, а не ангельской природы, и дарование нам Евхаристии делает человека посредником между Богом и самими ангелами (Христос как единство всех уровней бытия, Богородица как честнейшая Херувим), а не только между ангелами и материей, между Богом и материей. И сама способность творить через тело ставит человека выше ангелов.

 


[1] Филон, Климент, Ориген, Максим Исповедник.

[2] Св. Григорий Палама.

[3] Татиан, Св. Ириней.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: