Коммуникативный потенциал национальной культуры в контексте формирования позитивного имиджа организации на международном рынке («Бренд работодателя»)




 

В условиях современного информационного общества, в котором информация становится одним из основных предметов производства, обмена, торговли, происходят коренные социально-культурные трансформации, осуществляется взаимопроникновение различных культурных и интеллектуальных систем на основе новых коммуникативных технологий. Последние наряду с экономическим, административным, финансовым и другими ресурсами, превращаются в стратегический актив, как всего государства в целом, так и отдельно взятого предприятия в условиях функционирования экономических отношений на международном рынке. В этих условиях коммуникативные функции приобретают новый смысл, поскольку от их грамотного применения во многом зависит имидж как всего государства, так и имидж отдельно взятого хозяйствующего субъекта. Это обусловлено тем, что сегодняшний мир, современная социокультурная реальность характеризуются противоречивыми процессами и тенденциями. С одной стороны, усиливаются глобализационные процессы, повышается взаимная зависимость и взаимное влияние государств, стран, регионов; с другой – локализация, обособление, стремление к самосохранению любой ценой. В этих условиях особую актуальность приобретает способность национальной культуры адаптироваться к быстро меняющимся условиям, готовность к диалогу, умение выстраивать отношения на принципах уважения, открытости, толерантности. В международной системе коммуникативных связей не менее важное место принадлежит и локальным культурам, отражающим региональную специфику, заключающуюся в этнических, культурных, экономических и политических особенностях и определяющих их коммуникативный потенциал.

Чтобы понять какую нагрузку несет коммуникативный потенциал культуры в формировании имиджа современной организации в условиях международного рынка, обратимся к терминологическому аппарату, который будет использован в данном исследовании.

В широком смысле слова, в научных публикациях дается различное толкование термина потенциал. Так, С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова в своем толковом словаре данную дефиницию интерпретирует следующим образом: «...степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность каких-нибудь средств, возможностей...» [8].

По мнению Е.В. Попова, под потенциалом понимается имеющийся в наличии источник, способный осуществлять определенное действие или используемый для достижения определенных целей [9].

Понятие коммуникативного потенциала также вошло в научный оборот речи. Однако, его интерпретация получила в научных публикациях [1, 6], в большей мере, относительно личностных качеств человека, т.е. таких возможностей человека, которые определяют качество его общения.

Вместе с этим, если рассматривать группу лиц в рамках организации, в том числе и выступающей на международном рынке, то в данном случае, по мнению автора данной работы, интерпретация коммуникативного потенциала приобретет несколько иной смысл. В данном случае, его следует трактовать как качество обмена информации между субъектами международного рынка, где в число участников информационного обмена входят:

- государства,

- международные межправительственные организации и интеграционные объединения,

- бизнес-структуры,

- неправительственные организации и отдельные личности.

Коммуникативный потенциал субъектов международного рынка разнообразен по форме и включает в свой состав:

- дипломатические каналы,

- деловую активность по достижению соглашений экономического, торгового и финансового плана,

- культурный и научный обмен.

И нельзя не согласиться с мнением Г.Г. Почепцова [10], который считает что значимыми факторами коммуникативного потенциала субъектов международного рынка являются СМИ, которые изначально могут служить как взаимопониманию и духовному взаимообогащению, так и манипулированию общественным мнением в угоду всевозможным группам интересов. Интернет позволяет максимально расширить сферу коммуникаций и способствует развитию «социальных сетей». Благодаря новым технологиям появилась возможность выработки более гибких механизмов, регулирующих международные информационные и коммуникационные потоки.

Таким образом, коммуникативный потенциал на международном рынке структурируется с помощью классификации его инструментария, представляющего собой как совокупность средств коммуникационного воздействия, так и совокупность инструментов, используемых при разработке и реализации этих средств. В целом, международные коммуникации являются одной из основ современного мирового процесса. Они позволяет осуществлять политическое взаимодействие, развивать экономическое сотрудничество, способствует культурному обмену.

Что касается коммуникативного потенциала национальной культуры в условиях международного рынка, то под этим понятием автор данной работы будет понимать способность культуры вступать в коммуникации, связи и отношения с другими культурами и развиваться под их влиянием, сохраняя собственную идентичность.

Характеризуя идеальную модель культуры, авторы [3] определяют структуру ее коммуникативного потенциала, где, они, в частности, выделяют два его необходимых качества, таких как устойчивость (стабильность) и изменчивость (трансформативность).

С позиции выше указанных авторов, коммуникативная устойчивость означает, что культура, обладая высоким коммуникативным потенциалом, в диалоге с другими культурами сохраняет свое ядро (базовые ценности, смыслы, традиции). Под коммуникативной же изменчивостью понимается способность культуры к адаптации и развитию в постоянно меняющихся условиях. И, мы, в свою очередь, солидарны с мнениями этих авторов, которые считают, что чем более гибкой, «отзывчивой» и динамичной оказывается культура, тем выше ее коммуникативный потенциал. Таким образом, коммуникативный потенциал национальной культуры зависит от степени выраженности обоих названных качеств.

Вместе с тем, коммуникативный потенциал национальной культуры имеет свои неповторимые черты, и связано это с особенностями национального характера. Дело в том, что национальный характер является сложным социальным явлением и многоаспектным понятием, который можно рассматривать с точки зрения философии, культурологии, социальной психологии, описывающее особенности того или иного этнического сообщества и включающее идеи, интересы, чувства, мораль, духовные ценности. Анализируя отличительные особенности национальной культуры, М.К. Петров классифицирует ее на традиционно-бытовую, профессиональную, обыденную, а также специализированные области культуры [11]. Другой исследователь добавляет к данной классификации деловую культуру [5]. Последняя, на наш взгляд, для данного исследования представляет наибольший интерес, поскольку, являясь отражением моделей взаимодействия субъектов международного рынка в ситуациях делового общения, она направлена на решение стандартных проблем, возникающих в процессе функционирования делового сообщества. Составляющими элементами национальной деловой культуры являются способы социальных отношений, нормы делового общения и поведения (внешняя деловая культура), а также характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности на международном рынке.

И в данном случае, обозначенное выше свойство национальной культуры, такое как, коммуникативная устойчивость, в деловом ее аспекте характеризуется фундаментальными характеристиками коммуникативного поведения и особенностями национального характера. И мы, в свою очередь, солидарны с мнением И.А. Стернина, который считает, что коммуникативное поведение в деловом сообществе в условиях международного рынка - это ни что иное, как «реализуемые в коммуникации правила и традиции общения той или иной лингвокультурной общности» [12].

Изменчивость коммуникативного потенциала национальной культуры в рамках мирового сообщества проявляется в обновлении, инновациях, а последние являются результатом творчества. Инновация – это изобретение или выработка новых идей, образов, моделей, нацеленных на изменение общественного бытия, выдвижение новых форм деятельности или организации общества, нового типа мышления или чувствования [2].

Таким образом, обобщая выше изложенное, структуру коммуникативного потенциала национальной культурына международном рынкеможно представить в виде следующей модели (рисунок 1):


Рисунок 1 – Модель коммуникативного потенциала национальной культуры на международном рынке

 

Представленное выше философско-культурологическое исследование структуры и содержания коммуникативного потенциала национальной культуры убедительно подтверждает тот факт, что культура представляет собой мощный имиджеобразующий ресурс современной организации на международном рынке. Ее потенциал может и должен быть эффективно использован в деле формирования позитивного облика российских компаний на международной арене.

Имидж представляется сегодня одной из важнейших характеристик организации, фактором доверия к ней, а, следовательно, является условием ее процветания или упадка. В данном случае особый интерес представляет рейтинг России относительно других стран по показателю благоприятствия ведения бизнеса, который представлен в глобальном исследовании, составленный в совместной публикации Всемирного банка и Международной финансовой корпорации [4]. Всего в рейтинге приняли участие 189 стран мира. Ниже, в таблице 1 содержатся рейтинговые данные российского бизнеса по десяти индикаторам регулирования предпринимательской деятельности относительно других стран.

 

Таблица 1

Рейтинговые данные благоприятствия ведения российского бизнеса по десяти индикаторам регулирования предпринимательской деятельности [составлено согласно данным [5]]

№ п/п Наименование индикатора Рейтинговый показатель
1. Регистрация предприятий  
2. Получение разрешений на строительство  
3. Подключение к системе электроснабжения  
4. Регистрация собственности  
5. Кредитование  
6. Защита инвесторов  
7. Налогообложение  
8. Международная торговля  
9. Обеспечение исполнения контрактов  
10. Ликвидация предприятий  
Общий рейтинг  

 

Как видно из представленных показателей, по состоянию 2013 года в России хуже всего обстоят дела по таким индикаторам, как «получение разрешений на строительство» (178 место), «международная торговля» (157 место), «защита инвесторов» (115 место).

Вместе с этим, как отмечается в докладе, в рейтинге Doing Business-2014 Россия поднялась на 92-е место, войдя в топ-3 стран по числу антибюрократических реформ. Если в рейтинге Doing Business-2013 основное улучшение наблюдалось в налоговом администрировании (в соответствующем субрейтинге Россия поднялась на 41-ю позицию), то в 2013 году главный прогресс зафиксирован в подключении к электросетям. Сокращение количества процедур с 10 до 5 и времени, затрачиваемого на подключение, на 119 дней обеспечили России рост по этому критерию сразу на 67 позиций - самое сильное улучшение среди всех стран. Значительный подъем (на 29 позиций) произошел и в рейтинге регистрации собственности.

В целом, на настоящий момент имидж российского бизнеса в большинстве стран западного полушария преимущественно отрицательный, где за рубежом сложилось два образа России. С одной стороны, частью образа страны являются достижения культуры и инженерной мысли. Но, с другой стороны, необъективная оценка внутриполитической ситуации в России приводит к формированию негативного имиджа российского бизнеса. При анализе внутриполитической ситуации указывают на отсутствие прозрачности экономики, стабильности законодательства, нарушении прав человека.

Опираясь на такие характеристики Российской Федерации, представители бизнеса зарубежных стран воспринимают российские деловые круги отрицательно. Западные СМИ используют термин «русская мафия», под это определение попадает практически вся бизнес-элита РФ, и не только России, но и большинства постсоветских государств. В журналистской среде происходит определенная селекция новостей: при выборе отрицательной или положительной новости из России выбирается негативная. Это не значит, что СМИ регулярно сообщают исключительно негативную информацию, такая ситуация часто вызвана реальными проблемами в российском обществе. Стоит обратить особое внимание на отсутствие организованных усилий со стороны государственных структур переадресовать или отразить, используя СМИ, поток неблагоприятного освещения российских событий.

Однако, проблема не только в самих СМИ, часто российские компании неправильно взаимодействуют с ними, это также ухудшает имидж бизнеса. Компании не знают правила раскрытия информации, не соблюдают бизнес-церемонии, принятые во всем мире. Это ухудшает отношение к российскому бизнесу. Ни бизнес, ни государство не обладают развитыми навыками позиционирования себя на международной арене.

В России имеются необходимые интеллектуальные, информационные и финансовые ресурсы для улучшения образа бизнеса за рубежом. Экономический и коммуникативный потенциал национальной культуры России позволяет ей и сегодня вести равноправный диалог с партнерами за рубежом. На государственном уровне постепенно совершаются необходимые конкретные шаги для формирования положительного образа российского бизнеса и России в целом. Так, в мае 2012 года Владимир Путин подписал указ «О долгосрочной государственной экономической политике» [7], в котором говорится о необходимости принять меры, направленные на повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й позиции, рассчитанной в 2011 году, до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году.

Проблема создания позитивного имиджа российского бизнеса носит долгосрочный характер и требует постоянной работы над его поддержанием. Важнейшим аспектом является то, что позитивный имидж должен иметь фундаментальные основы, формироваться с опорой на действительно происходящие в стране события, с учетом национальной идентичности, являющейся одной из важнейшей составляющей коммуникативного потенциала национальной культуры.

 

 

Литература

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М.: Инфра-М, 2011. – 632 с.

2. Абрамова С.Г. О понятии «корпоративная культура». – М.: Дело, 2011

3. Буденкова В.Е. и др.Коммуникативный потенциал региональных культур: опыт анализа и развития. Вестник томского государственного университета, май, 2011 – С. 45-52

4. Всемирный банк. 2013. «Ведение бизнеса 2014: Понимание регулирования деятельности малых и средних предприятий» Вашингтон: Группа Всемирного банка. DOI: 10.1596/978-0-8213-9615-5. Лицензия: Creative Commons Attribution CC BY 3.0. [Электронный ресурс] – URL: https://russian.doingbusiness.org (Дата обращения: 01.04.2014)

5. Горин, С.В. Деловая репутация организации. — Ростов н/Д.: Феникс, 2012. — 256 с.

6. Ньюсом Д. и др. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшенз. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 212 с.

7. «О долгосрочной государственной экономической политике» Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 596 / Российская газета, N 102, 09.05.2012

8. Ожегов С. И., Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - M.: Азбуковник, 2010. - 944 с.

9. Попов Е. В. Рыночный потенциал предприятия. - M: Экономика, 2012. - 559 с.

10. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М.: Инфра-М, 2011. – 412 с.

11. Петров, М.К. Язык, знак, культура. - М.: Наука, 2011. - 560 с.

12. Cтернин, И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания, 1996. – С. 97-112.

 

© БШ КузГТУ, 2014

© Н.Н. Равочкин

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: