ЛЕКЦИЯ 1. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА




ТЕМА 3. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

«Детство» Европы протекало в катастрофической, бурной обстановке Великого переселения народов, столкновении двух совершенно противоположных и, казалось бы, несовместимых миров — мира варварских германских племен и цивилизации Рима. Первое знакомство с германцами произошло еще в I в. до н. э. Тогда их натиск был отбит, и самый решительный удар нанес знаменитый полководец Юлий Цезарь. К концу I в. н. э. по этой реке и пролегла граница, отделяющая римские владения от земель свободных германских племен.

Это мирное сосуществование было нарушено уже во II—III вв. н. э., когда в движение пришли восточногерманские племена — готы. Поселившись в Причерноморье, они совершали оттуда набеги на империю. В IV в. началось Великое переселение народов — массовые перемещения германских и негерманских племен. Под натиском гуннов — кочевников тюркского или монгольского происхождения, которые шли с востока на запад, вестготы осели на территории империи, в современной Болгарии, как союзники римлян. Но уже в начале V в. они вторглись в Италию, в 410 г. взяли Рим, а потом перешли в Галлию. В начале V в. в Галлию хлынули и другие германские племена (вандалы, аланы, свевы, бургунды). Кроме германцев в том же V в. на территорию империи стали вторгаться гунны, во главе которых стоял знаменитый вождь Атилла, прозванный современниками «бичом Божьим». В этой бурной катастрофической обстановке практически незамеченным прошло знаменательное событие — в 476 г. варварами-наемниками был низложен последний римский император и Западная Римская империя прекратила свое существование.

Между тем на территорию бывшей Западной Римской империи продолжали вторгаться германские племена. Одно за другим образовывались варварские королевства (вандалы в Северной Африке, франки в Северной Галлии, остготы, а затем лангобарды в Италии, англы, саксы, юты, фризы в Британии). Эта довольно хаотичная картина дополнялась непрерывными перемещениями по Европе многочисленных германских, тюркских, иранских и славянских племен, еще не создавших собственной государственности. Волны варварских нашествий постепенно успокаивались, но обстановка в Западной Европе еще долго оставалась напряженной. С VIII до середины XI в. на Западную Европу наводили ужас набеги воинственных норманнов — германских народов, населявших скандинавские страны. В конце VII — начале VIII в. молодая исламская цивилизация повела наступление на европейский мир и утвердила свое господство над Северной Африкой и большей частью Испании.

Степень варваризации была неодинакова; многое зависело от того, какие именно германские племена вторгались на территорию Римской империи. Но для становления будущей западноевропейской цивилизации имело значение не только культурное наследие Рима, которое в той или иной степени перенимали варвары. В эпоху ее детства произошел важнейший сдвиг — переход к феодализму. И этот сложнейший процесс развивался при самом активном участии варваров. Такой путь развития феодализма называется синтезным. Зарождались два класса феодального общества: феодалы — собственники земли, и крестьяне, получавшие землю от феодалов под определенные условия, т. е. зависимые крестьяне.

На первых порах Западная Европа состояла из ряда разобщенных и довольно неустойчивых варварских королевств. На их территориях, кроме самих варваров, жило местное римское население, резко отличавшееся от завоевателей по уровню культуры. Германские племена не были едины: они отличались друг от друга по языку и обычаям, даже те, кто принял христианство, продолжали верить в своих старых богов. И все-таки идея политического единства Европы появилась достаточно рано — на рубеже VIII—IX вв. Ее родиной стало Франкское королевство, которое в ту неспокойную эпоху оказалось самым жизнеспособным и сильным государством. Достигнув наивысшего расцвета при короле Карле Великом (годы правления 768—814), который активно вел завоевательную политику, оно превратилось в огромную империю, объединившую различные племена. Карл Великий и его приближенные видели в своем новом государстве возрождение Римской империи. В 800 г. папа Лев III короновал Карла и провозгласил его римским императором. Но империя была непрочным образованием и распалась вскоре после смерти своего создателя. Согласно Верденскому договору 843 г. она была поделена между потомками Карла Великого на три большие части: Западно-Франкское, Восточно-Франкское королевства и империю, включавшую Италию и земли вдоль Рейна (империя Лота-ря, одного из внуков Карла). Раздел положил начало истории трех современных европейских государств — Франции, Германии и Италии.

Еще одна попытка утвердить преемственность Западной Европы от Римской державы была предпринята германским королем Оттоном I (годы правления 936—973). Совершив несколько военных походов в Италию, в 962 г. он добился коронации в Риме. Так была создана новая «Римская Империя», включавшая в свой состав Германию, а также Северную и Среднюю Италию. Позже она стала называться Священной Римской империей. Это позволило германским императорам вмешиваться во внутренние дела европейских стран, оказывать влияние на папство, считать себя хозяевами Италии.
Империи Карла Великого и Оттона I выполнили свою объединяющую роль, которая проявилась и в международных отношениях внутри Европы, и в утверждении идеи о связи молодой западноевропейской цивилизации с ее великим предшественником — Римом.

Идея единства западноевропейской цивилизации постепенно формировалась и под воздействием римско-католической церкви, которая претендовала на роль высшего арбитра в политической жизни Европы. Кроме того, церковь вкладывала в сознание своей паствы идею о существовании особого христианского мира, отделенного от других стран исключительностью вероисповедания.
Для христианской церкви одним из важнейших был вопрос об отношении к мирской власти. В 413 г., после того как Рим был взят вестготами, Аврелий Августин (354—430), один из самых выдающихся отцов церкви, начал писать свое знаменитое произведение «О Граде Божьем». Церкви Августин отводил роль высшего арбитра не только в делах веры, но и в управлении государством. Следовательно, светская власть должна беспрекословно подчиняться духовному руководству церкви. Такой тип управления государством называется теократией. Идеи Августина получили признание в западном мире, в то время как восточная церковь избрала иной путь во взаимоотношениях с государством.

По мере того как росли разногласия в догматике и обрядах западной и восточной церквей, Рим превращался в центр западного христианства. Уже в конце IV — начале V в. римские епископы присвоили себе право называться папами, т. е. главами церкви, и воспринимались как преемники апостола Петра, первого епископа Рима. Несколько позже, в VIII в., образовалось Папское государство.
Экономическая мощь церкви возрастала: до XV в. духовенство владело третью всей обрабатываемой земли в большинстве стран Западной Европы. При Карле Великом была узаконена церковная десятина — налог, которым облагалось все европейское население. В неспокойную эпоху варварских нашествий папы активно вмешивались в мирские дела. Карл Великий, стремясь возродить Римскую империю, короновался в Риме. Однако это был неустойчивый союз: церковь, видя в государстве свою опору, тем не менее претендовала на политическое лидерство. С другой стороны, светская власть, сила которой постепенно нарастал/а, стремилась подчинить себе папство.

Наибольших успехов церковь добилась в XI—XIII вв. Богатству пап могли позавидовать иные европейские короли. У церкви был свой суд, разветвленная бюрократическая система. Папы римские активно вмешивались в дела европейских государств, а подчас и в личную жизнь монархов. Во всех церковных вопросах их авторитет считался непререкаемым. В 1096—1270 гг. церковь организовала крестовые походы — религиозные войны во имя освобождения Гроба Господня в| Иерусалиме, обещав за это прощение грехов и сказочные богатства. Под лозунгом защиты христианского мира от «неверных» шли войны против арабской Испании. Огнем и мечом обращались в католичество западные славяне, венгры и жители Прибалтики.

Одерживая победы в политической жизни, церковь теряла свой духовный авторитет: представители духовенства часто напоминали ловких интриганов, а не истинных служителей Бога. Осуждение многих верующих вызывала продажа индульгенций — отпущений грехов: получалось, что место в раю можно было купить за деньги. О ненасытном стремлении церкви к власти и обогащению в то время говорили многие писатели и поэты. Но и политическое могущество церкви было не слишком долгим. Уже в конце XIII и в XIV в. набирающая силу государственность дала отпор церкви. Начался закат папства.
В XIV в. ослабление папства довершилось великой схизмой, — расколом внутри католической церкви: из-за внутренних разногласий появились сначала два, а потом три папы, причем все они доказывали свои права на власть и объявляли друг друга антихристами. После этого римско-католическая церковь уже не сумела вернуть прежние позиции, а на исходе средневековья, в XVI в., ей нанесла мощный удар Реформация.

Таким образом, западная церковь, которая руководствовалась теократическим идеалом и сделала политику одной из важнейших сторон своей деятельности, создавала серьезный противовес государству и вынуждала его идти на компромиссы. Благодаря церкви еще в раннем средневековье в Западной Европе начала создаваться обстановка диалога в политической жизни. А это было важнейшим условием для появления особого, европейского типа государственной власти — власти, вынужденной считаться с обществом и идти с ним на компромиссы.

Другая сила, оспаривавшая право первенства в государстве — феодалы. В Европе достаточно рано, с VIII—IX вв., стала возникать крупная земельная собственность. Крупные феодалы, формально подчинявшиеся королю как вассалы, на самом деле были вполне независимы. Позиции местной знати постепенно укреплялись, росли ее политическая независимость и военная сила, т. е. шел процесс, который неизбежно приводил к феодальной раздробленности и, следовательно, к ослаблению власти короля. Светская и духовная знать завоевывала все более прочные позиции в управлении государством, участвуя в королевском совете. Поэтому историки называют раннефеодальные государства демократией знати.

Между тем на политическую арену выходили города. С X по XIII в. по всей Западной Европе нарастала волна городских движений, цель которых состояла в том, чтобы сократить поборы феодалов, получить торговые привилегии и, главное, добиться права на городское самоуправление. В то время вольности добились многие города Северной Франции, Италии, Германии. Независимые города управлялись собственными городскими советами, имели право объявлять войну, заключать союзы, чеканить монету. Они назывались коммунами.

Активность общества оказала воздействие на политическую структуру. Новый тип государства, который стал появляться в большинстве европейских стран в конце XII—XIV в., получил название сословно-представителъной монархии. В ту эпоху резко усилилась централизация, но при этом власть провозглашала, что она выражает «общую волю» и обеспечивает «общее благо». В сущности, это означало, что король был вынужден признать политические права сословий. Результатом соглашения между властью и сословием стали представительные собрания: парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, риксдаг в Швеции. Сословные собрания обладали значительными правами и не давали центральной власти превратиться в деспотическую. С другой стороны, сам король был заинтересован в поддержке сословий и даже нуждался в ней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: