Бортовой журнал четвертого этапа Национально-экспедиционного патриотического проекта «Российская Кругосветка»




«Байкал», 2016 г. Остров Ольхон.

 

Время проведения экспедиции: 16–26 августа 2016 года.

Количество участников: 16 человек.

Формат проведения: велосипеды, трекинг.

Проживание палаточное.

1. Савельев Дмитрий – руководитель.

2. Чиглинцева Ирина – врач, только получивший диплом, участвует в экспедиции впервые.

3. Самохвалова Яна – участник и завпит. Завпитом впервые, участник Алтайской экспедиции.

4. Низиенко Евгений, участник Ладожской экспедиции, участвовал в горных походах.

5. Низиенко Юлия – участник Алтайской и Ладожской экспедиций.

6. Низиенко Алексей, 10 лет – самый юный участник.

7. Волков Алексей – участник Алтайской и Кольской (Соловецкие о-ва) экспедиций.

8. Слепуха Лида – участвует в экспедиции впервые.

9. Крамаровский Виталий – участник Алтайской экспедиции.

10. Медведев Иван, 15 лет – участник Алтайской и Кольской (п-ов Рыбачий, Соловецкие о-ва) экспедиций, технический спец по велосипедам.

11. Митрохина Екатерина 13 лет – участник Ладожской экспедиции.

12. Гронин Андрей, 13 лет – участник Ладожской экспедиции.

13. Тертиенко Андрей, 14 лет – участвует в экспедиции впервые.

14. Ускова Ксения, 15 лет – участвует в экспедиции впервые.

15. Елисеев Михаил – участвует в экспедиции впервые.

16. Елисеева Ирина – участвует в экспедиции впервые.

 

 

15 августа. Остановка в Иркутске, знакомство с Бабром, закупка и фасовка продуктов.

После отправки баргузинской группы размещаюсь в гостинице «Арт-Хаус» примерно к 12 часам, рядом супермаркет, в котором планирую закупать продукты. Накануне получил от Яны смс о том, где еще можно посмотреть продукты в Иркутске. Предпринимаю попытку съездить за ними на рынок. Понимаю, что далеко, по дороге знакомлюсь с иркутским Бабром, который стал символом города. Совершенно таинственный зверь: с телом тигра, перепончатыми задними лапами и хвостом белки. Согласно Википедии, «бабр – старорусское обозначение пантеры, тигра, ягуара, заимствованное через посредство тюркских языков из фарси. В якутском языке это слово (баабыр) обозначает амурского тигра. Как геральдическая фигура существовал с 1642 года на гербе г. Якутска, с переносом места размещения сибирских воевод с 18 февраля 1690 года стал геральдическим символом города Иркутск».

Когда во второй половине XIX века, в связи с реформой геральдической науки, создавался новый герб Иркутской губернии, произошло непредвиденное. Слово «бабр» в России оказалось забыто, оно было принято за искаженное слово «бобр», и в тексте указа «ошибку» исправили. К чести художников, не было нарисовано ни одного изображения иркутского герба с бобром, грызущим соболя. Однако, поскольку указ оставался указом, бабру на гербе пририсовали большой бобровый хвост и перепончатые задние лапы, создав некое новое, мифическое животное.

По телефону подтверждаю транспорт, удивляюсь, что они так часто звонят. Заказываю 23-местный автобус, чтобы поместиться в салон с вещами. Но здесь, похоже, принято возить вещи на крыше: почти все автобусы оборудованы багажниками, у водителей есть багажные сетки и тенты.

На рынке приобрел чеснок и кедровые орешки, в книжном магазине – комплект карт, потом вернулся в гостиницу. Сделал первый заход в супермаркет, еле допер все до гостиницы. При втором и третьем заходе себя жалел, не стал жадничать. Поесть получилось только после 23 часов. Фасовка продуктов по группам заняла еще часа два. Понимая, как режет уши непрерывный визг скотча, все это время ожидал стука в стену от соседей – миновало…

 

16 августа. Встреча группы в Иркутске, дорога на Ольхон, паромная переправа, размещение на базе в Харанцах «Мелодия Ольхона».

Рано утром – звонок от Михаила о прибытии. Выезжать в аэропорт встречать ребят – нет сил совершенно. Прошу их добираться самостоятельно, договариваемся о встрече в 13 часов на железнодорожном вокзале.

На утро запланирована поездка в управление Прибайкальского национального парка: для знакомства, а также для получения разрешения и путевки, позволяющей находиться на охраняемых территориях Ольхона. По милости сайта, на котором был указан устаревший адрес, я побывал в самых разных, причем довольно удаленных, уголках Иркутска. Затраты на путевку оказались значительно меньше, чем я предполагал: стоимость рассчитывается за разовое посещение, а не за количество дней пребывания. Сэкономленные деньги мы в последующем использовали для оплаты экскурсии на остров Огой и в Сурхайтэ.

Инспектор отговорил идти на Жиму и поделился картой заповедных территорий, на которые заходить не нужно.

По возвращении в гостиницу уже приходится торопиться, собирая вещи, чтобы успеть к часу на вокзал.

Встреча всех прилетевших на самолете прошла планово, достали вещи из камеры хранения, ждем транспорт и группу из трех человек: Кати, Ирины-доктора и Яны, подъезжающих на поезде. Они везут с собой дополнительные палатки (у нас будет две гарантированно сухих), велоремнабор, подготовленный Иваном, подарочные футболки и еще гору важных вещей.

Автобус находим не сразу. У него 16 посадочных мест, другой бортовой номер, да и водитель говорит какие-то не те слова. Еще раз осматриваю площадь. Теперь обнаружил и 23-местный, с которым все совпадает. Оказалось, что вчера, запутавшись в номерах телефонов, я случайно подтвердил заказ транспорта и второй компании. Извиняюсь неустойкой за свою ошибку и невнимательность. Теперь спокойно грузимся.

Выезд из города занял около часа. Дальше едем по трассе, автобус заставляет вспомнить Алтайское путешествие по Чуйскому тракту. Общее расстояние – 360 км. До Баяндая дорога идет по безлесной холмистой местности. Березовой рощи, в которой можно сделать «зеленую остановку», пришлось дожидаться долго. До Еланцов – дорога лесная, по обочинам продают грибы и чернику. От Еланцов мы едем через уникальную Тажеранскую степь уже до Сахюрты (летние стойбища). До прихода монголов эти местности занимали племена курыкан. Весной здесь цветут эдельвейсы, много соленых озер и пещер, геологи обнаружили здесь множество различных минералов, в том числе и уникальные, которые были открыты именно здесь: тажеранит и азопроит. А «гребень дракона» охраняет жилища местных духов. Но мы, как и многие туристы, целеустремленно проехали мимо: к Байкалу. Миновали и два памятника с богатыми легендами: Орлу и Бродяге.

В начале шестого добрались, наконец, до Сахюрты, откуда ходит паром. Двойная очередь из машин – для гостей и для живущих и работающих на Ольхоне – заняла у нас всего около часа, даже при том, что у одного из паромов («Ольхонские ворота») был часовой перерыв. Перед нами оказалось всего 10 машин. Ожидание скрасили перекусом, туалетом и прогулкой в окрестностях. На холме – памятный знак аэронавтам, пересекшим на воздушном шаре аномальную зону Байкала. Любуемся водой с пирса. Солнце совсем закатывается.

Сама переправа занимает 15 минут, едем дальше – в Харанцы. Дорога длиной около 40 км заняла почти два часа. Автобус идет совсем медленно, по грунтовой дороге. К Харанцам доехали к 23 часам. Выгружаемся. Хорошо, что заказали ужин: силы, чтобы готовить сейчас, собрать было бы непросто. Картофельное пюре с печеным омулем, салат и сырники с повидлом были восприняты на «ура». Ставим палатки, четыре из них мокрые еще с Баргузина. Частично размещаемся в юртах и даем палаткам просохнуть. Общее время переезда – 8 часов.

 

17 августа. Получение велосипедов, первый веломаршрут к базе (около 7 км).

Завтрак назначен на 10 часов, сам просыпаюсь рано, выходим с Яной к озеру. Купаюсь. Вода чистейшая, Малое Море спокойно. На берегу в распадке стоит несколько палаток. Задумываюсь: вдруг имеет смысл уйти с базы и переместиться в «дикую зону»? Пока ответ не очевиден. Глаз радуется, а мозг удивляется лиственницам: как они умудряются при своей фантастической корявости оставаться эстетичными? Погода ясная. Похолодание с дождями нас не застало.

К 10 приготовили завтрак с Яной и Катей. Надо было освоить порядок использования газового баллона, плиты – и понять, чем мы можем пользоваться из того, что есть в столовой. После завтрака все участники собираются на берег: купаться и знакомиться с Байкалом. До этого мы видели только картинки, залив Мухур, мелькнувший, пока ехали в автобусе, и пролив Ольхонские Ворота, через который переправлялись на пароме. Ставим тент, обустраиваем костровое место.

После обеда отправляемся в Хужир за ожидающими нас велосипедами. По дороге примечаем грибные места, Валентин с Ириной и Михаилом горят идеями «тихой охоты». Семь километров по дороге прошли спокойно.

Велосипеды для нас отложены. О двух маленьких я договаривался, а вот для Юли – нет, позабыв, что она невысокого роста. В целом – решаем, что заедем завтра и подберем ей велосипед с низкой рамой. Михаил вовремя сориентировался, взяв велосипед с широким седлом, в результате чего стал предметом зависти обладателей спортивных сидушек… но этот секрет раскрылся значительно позже. Олег, хозяин велопроката, после того как все расселись, меняет мне велосипед, достав его из закромов.

В этот же день отправляемся на мыс Бурхан. Мыс Бурхан (он же скала Шаманка) – одно из ключевых мест на Ольхоне. Теперь здесь центр притяжения и для туристов: сувенирные лавки, едальни, прогулки и прочие интерактивы. Выкладываем велосипеды у 13 столбов-сэргэ в линию, ребята отправляются на осмотр. Остаюсь с велосипедами, дожидаюсь момента, когда в камеру не попадут люди – очень непростая задачка J Место действительно сильное. Меня не влечет особенно приблизиться или, тем более, подняться. На верхушке скалы вижу пару туристов. Возможно, они не знали, что это обитель духов, возможно, не обращают внимания, а может, специально идут туда вопреки всем табу. Я уважаю места, в которые прихожу гостем, чтобы случайно не напакостить. Сорок минут осмотра превратились в полтора часа, я не тороплю, понимаю: время есть, вдруг мы сюда не попадем еще. Фотография велосипедов получилась, поймал момент между китайскими группами. Перед выездом делаем общую фотографию.

Освоение велосипедов идет непросто. Первые подъемы и спуски, требующие переключения скоростей, некоторые ребята преодолевают пешком. Ничего, образуется. Стало понятно, что один велосипед точно нужно менять. Делаем это у Олега. И на завтра все-таки договариваемся о замене велосипеда для Юли. У всех свой ритм передвижения, который сильно растягивает группу. К тому же еще сувенирные лавки отвлекают внимание! Встречу назначаем у магазина «Хороший». Для меня это просто центр разврата: кола, мороженое, чипсы J. На обратном пути в Харанцы делаем огромное количество остановок: кого-то подождать, что-то на велосипеде поправить. Юле так не понравился велосипед, что его при переключении скоростей заклинило, согнув деталь переключателя. Теперь завтра – однозначная замена!

Остановка у грибного места оказалась не напрасной: теперь у нас целый пакет различных грибов. Собираем даже незнакомые, в расчете на то, что местные на базе помогут разобраться – что к чему… На ужин картошка с грибами. Местные отсеяли не так уж и много. Картофель израсходовали весь. Ну ничего, здесь можно докупить, магазин есть и в Харанцах.

Вечером заводим костер. За дрова отдаем 150 рублей. Топим обрезками, оставшимися после строительства дома. Лесозаготовки на Ольхоне запрещены. В местах диких стоянок дрова выбраны подчистую. Добавляем в костер шишки: они жирным слоем лежат под главным деревом базы. Ваня занимается Юлиным велосипедом, чтобы завтра она могла спокойно доехать и заменить его.

Обсуждаем маршрут на завтра. Он грандиозен. Евгений призывает смотреть реалистично, Ваня с Валей – сторонники больших переходов. Пока предполагаем отправиться к озеру Ханхой, при возможности – доехать еще и до пади Идиба на юго-восточном побережье. Расстояние до цели на завтра – около 20 км.

 

18 Августа. Первый радиальный выезд – к озеру Ханхой. Знакомство с Сарайским пляжем. Замена велосипеда.

После завтрака стартуем. Решили отправиться по новой для нас дороге, не через аэродром, а вдоль берега – через турбазы «Гармония» и «Ольхон-Парк». На одной из остановок показываю, как смешивать смолу для получения серы, которую жуют вместо жвачки.

Предупреждаю, что там где-то сарайские пески… Они оказались настолько богатыми, что даже крутым велосипедистам ехать через них было не под силу. Великолепной красоты сосновый бор оказался для колес абсолютно непроходимым… Решаем выбираться на знакомую дорогу, но путь лежит еще и в гору! Я окончательно подмочил свою репутацию проводника! После возгласов «Куда ты завел нас?», «Неужели здесь не было другой дороги?» становится понятно, что здесь мы больше не поедем. Наше буксование по барханам заняло полтора часа, а продвинулись мы только на километр. Если считать вместе с ожиданием окончательно застрявших – эта экскурсия обошлась нам часа в два. Евгений ведет два велосипеда – свой и Лехин, Яна поет песни, обозначая точку, чтобы отставшие могли ориентироваться по звуку. Алексей (он замыкающий) по рации подтверждает, что они в пути, но путь непрост! Теперь мы точно знаем, что пески и велик несовместимы!

Проезжаем Хужир, много остановок и ожиданий. В Хужире меняем велосипед, Юля пересаживается на Лехин и вздыхает от облегчения: он с низкой рамой. Лешке подбираем велик поменьше – он сначала сопротивлялся, потом смирился: с новой машиной ему справляться действительно легче…

Держим путь на юго-запад, после Хужира снова начались бесконечные остановки. Екатерина сообщает, что дальше ехать не может из-за боли в животе, врач это подтверждает. Предлагаем ей в сопровождении Ивана вернуться в лагерь, а Ивану предстоит потом догнать нас в пути. Время летит стремительно. Проехав Малый Хужир, совместно принимаем непростое решение: повернуть в ближний залив, искупаться, перекусить и возвращаться. Ивану по телефону сообщаем, что маршрут изменился. Сами спускаемся в залив за мысом Хужирский, с горки все скатываются весело и быстро…

Купаемся, устраиваем перекус, собираем камни на берегу. Смешанный песок черного и белого цвета с вкраплениями бордовых гранул граната перемывает волной и откладывает различными фракциями с прослойками слюды. В принципе, здесь так везде, но это очень красиво. Юля набирает песка в пакет. Как метеор, прилетает Иван: наконец-то ему не надо никого ждать и можно разогнаться, как душа просит!

Путь обратно занимает чуть меньше времени, но снова приходится делать остановки. Сегодня есть подплавленные на солнце: у Алексея благородной сединой от пантенола покрылись ноги, у Ксении пантенол лег сугробом на носу. В аптеке взяли необходимые препараты, чтобы справиться с недугом живота у Катерины.

Михаил купил в магазине мяч, вечером играем в волейбол и пионербол: на территории базы установлена сетка. Жареные семечки подсолнуха постепенно становятся сквозным гвоздем экспедиции. Я не понимаю, где и как подпитывался этот нескончаемый источник, но всегда находились люди, которые предлагали зерна!

В магазине докупаю картофель, лимоны и хлеб. За день пройдено около 30 км, у Ивана – около сорока. Одновременно ищу машину для сопровождения группы на завтра. Стоимость крутая. За обычную экскурсию просят 12000, за сопровождение группы – 18000. Но зато обещают в придачу к транспорту парня, который расскажет по пути о достопримечательностях и приготовит уху на месте отдыха. Сдаюсь.

Вечером по очереди жалуемся на отсиженное о велосипед сидение... Силиконовые накладки есть только у троих. Есть мнение, что завтра некоторые даже оседлать своих железных коней не смогут. Почти все успели искупаться в душе, а некоторые даже воспользовались банькой. Душ с горячей водой стоит дополнительные 50 рублей.

Откладываю и комплектую продукты для выезда в Узуры.

Хозяйка базы, Лариса, предлагает мне не возвращаться на базу, а остановиться в другом месте. Мы её чем-то не устраиваем. Выясняется, что она за наше пребывание назначила слишком малую стоимость. Она не ожидала, что с нами будет столько хлопот. Для неё это уже конец сезона, и она даже отказывается от возможности дополнительного заработка – готовки еды для нас. Устала. Но договоренности сохранились. Расплачиваюсь за первую часть пребывания.

 

19 августа. Переезд в Узуры.

Утром ожидаем транспорт к 10 часам. Откладываем в баул вещи, которые нам не пригодятся, баул оставляем на базе. Машина пришла вовремя, проводниками – двое молодых бурят. Проговариваем маршрут, обозначаем места стоянок, выбираем дорогу вдоль берега. Похоже, карту Геннадий и Тумен видят впервые, но с местностью сопоставляют её легко. УАЗ утрамбован полностью, осталось только одно место для того, кто пожелает прокатиться. Яна и Екатерина озвучили накануне вечером желание часть пути проехать на велосипеде – часть на машине. Лида готовится серьезно, обматывает седло полотенцем, расширяя его площадь: говорит, так лучше.

Стартуем легко. Седалище сначала чуть постанывает, потом мирится со своей долей. Быстро доехали до смотровой площадки у островов Голова Льва (о. Едор) и Крокодил (о. Модото). Силуэт первого действительно напоминает львиную голову с гривой, а вот Крокодил мне показался больше похожим на саламандру. Традиционная фотография, где Ванька поднимает велик над головой, – и дальше в путь.

Дорога гладкая, глинистая, хорошо укатанная. Пересекаем несколько глубоких балок: отличное место для применения скоростей велосипеда, однако нужно время, чтобы не только разобраться с их переключением, но и научиться применять этот навык. Помогаем друг другу советами, экспериментируем. Чтобы подняться на самый верх, не сходя на землю, требуется огромное усилие. Переключаться приходится на самые малые скорости, ноги аж воют от удовольствия, и, одолев очередную горку, я серьезно задумываюсь: не проще ли подниматься ногами? Пока еще большинство на крутых подъемах спешивается, но с каждой новой балкой опыта прибавляется. После одной из балок Екатерина перебирается в машину, на её велосипед садится один из водителей. Но ехала она там недолго, одной в машине стало скучно, поэтому уже через пару километров мы вновь увидели Катю в наших рядах.

Первое падение. Андрей свез коленку и локоть при повороте на дне балки. Зеленка, перекись, пластырь, фото на память. Едем дальше. После Халгая проезжаем столбы-сэрге. В степи они смотрятся совсем иначе. Становится как-то понятно, что туристы здесь останавливаются редко. Земля – как рыбная чешуя, вся усыпана монетами различного достоинства. На камне лежат только десятирублевые монеты. Такого я пока еще нигде не видел. Сам всегда клал юбилейные десятки (Калач-на-Дону, Волгоград и Ковров), и они ложились в основном среди монет меньшего достоинства. Честолюбивая мысль мелькнула в голове, но я её отпугнул. По верованиям местных, у бурханов (духов местности) брать ничего нельзя, можно только оставлять дары. Как выяснилось, верования эти касаются не всех. Кладешь монету на камень – на следующий день она исчезает. Остается полагать, что духам она понравилась… Поэтому не у всех бурханов лежит много монет желтого цвета, которые они особенно ценят и уважают.

Вскоре въезжаем в лиственный лес божественной красоты. Пока я поднимал перо с земли – отстал, пришлось догонять, но даже в спешке остался восхищен величием и достоинством деревьев. Просто реликтовый лес! В нем расположен кордон – шлагбаум, въезд на охранную территорию заповедной зоны. Те, кто не оплатил путевку в Хужире, могут сделать это здесь. Ребята удивились, рассмотрев в нашем аусвайсе иркутскую печать. Другой дороги, говорят, нет, объехать практически невозможно, но кордон работает только днем, вечером и ночью путь открыт. При нас не пустили вперед легковушку: впереди пески, просто предупредили, что на ней обязательно встрянут. Тогда же, при нас, одна из машин, увидев, что на кордоне есть люди, развернулась: возможно, заехали на территорию при открытом шлагбауме, теперь будут ждать, чтобы не оплачивать. Но стоимость такова, что всё это кажется очень странным! Сходили в туалет на экскурсию – знакомились с запиралкой. Аутентичненько и со вкусом, из природных материалов. Крутой спуск по лесной размытой дороге с промоинами и песчаными выкатами привел к Песчанке, где всем нам пришлось брать велосипеды под уздцы и катить рядом с собой. Вокруг картина, как на поле боя: обрывки тросов, куски подкрылков, перемолотые подложки и песчаные колеи по 30 см высотой продолжительностью метров двести…

У самого берега – сгоревший пирс, несколько аншлагов о природных растительных сокровищах (реликтовый ельник, эндемик астрагал ольхонский). Подслушиваем кусочки экскурсии: гид рассказывает, что раньше здесь был один из лагерей ГУЛАГа, куда ссылали на работы не сильно провинившихся. Заключенные работали на рыбозаготовках. Движемся дальше, дорога в гору, самые «бывалые» из нас встали на ноги. Наверху лакомимся сушеной клюквой, её еще в Иркутске купили Ирина с Михаилом. Очень вкусно. Надо на обратной дороге обязательно взять для гостинцев.

Едем еще около трех километров по тому самому реликтовому еловому лесу. Красоту глазами пить можно!

В Курхунской Пади, впадающей в залив Нюрганская Губа (тот самый, в котором, по описанию, есть места с песком, сиреневым от кристаллов граната), нас ждет машина с обедом. Останавливаемся у места стандартных стоянок. Обозначаем 1,5 часа на отдых. Евгений, Валентин и я сразу идем купаться. Волна взбаламутила прибойную зону, здесь много мелких камней и валунов, а дальше – чистая вода и песчаный пляж. Купаемся с удовольствием, с кряканьем и дикими возгласами. К этому времени и уха подоспела. Омуль в ухе очень хорош, очень вкусный свежий хлеб. Чай заваривают с чабрецом, здесь его тоже называют «богородской травой». После обеда появляется один из экскурсоводов другой группы, причем она как-то значительно активнее, чем наши, которые так ничего и не рассказали, вопреки обещаниям продавца… С ней танцуем танец солнца и еще несколько бурятских танцев, один из них – танец Орла, повергший нас в состояние истерического удовольствия.

Дальнейший путь как-то беднее видами, да и трудно стало смотреть по сторонам: глубокие глиняные колеи не позволяли оторвать взгляд от дороги. Едем с Алексеем, рассуждая о связи мечты и риска. У большинства россиян есть мечта побывать на Байкале и на Алтае, но для этого просто надо рискнуть – и взять билет. Отложить нескончаемые дела. Иначе можно так и промечтать до старости, завидуя всем тем, кто рискнул – и превратил свои мечты в реальность. Так ведь получается и со многими другими мечтами: в жизни, бизнесе, отношениях. Оказывается, просто важно рисковать ради своей мечты! За рассуждениями и дорога показалась короче…

Теперь трехкилометровый спуск – и мы в Узурах! Долго ищем место для стоянки. Суслики постоянно перебегают дорогу: у них здесь целая колония. Начинается фотосессия на тему: «Успей запечатлеть суслика». Выбранное нами место находится далековато от берега, в молодом лиственничном лесу. Зато много дров. Ставим лагерь, купаемся на галечном пляже и отдыхаем. Лешка почти сразу засыпает. Он сегодня герой! Пройденный маршрут – примерно 27 км.

 

20 августа. Выезд на северную оконечность острова – мыс Хобой. Грибной экстрим, прогулка на вершины Толгой и Раба.

Сплю под тентом, встречаю восод солнца. Отправляемся на северную оконечность острова. Евгений и Юлия остаются в лагере вместе с Лешкой, он так и не проснулся к завтраку. Ему нужен отдых. Они планируют сходить вместе на гору Толгой, вершину которой видно из лагеря. В лгере осталась и Екатерина. С Евгением договариваемся о сообщении по рации, когда будем подъезжать. Выезжаем около 10 утра, планируем вернуться к 14 часам.

Теперь три километра приходится ехать в гору. Хорошо, что подъем плавный, но около часа этот путь съедает. На развилке остановились, Валентин и остальные насобирали гору грибов – луговых шампиньонов (я называл их дождевиками). Устраиваем короткую прогулку, выходим на берег – фотографироваться. На береговом склоне показываю Ирине кустики цветущего чабреца: она им живо интересовалась и хвалила с ним чай. Рядом на склонах обнаружили и эфедру. Ягоды есть, но кустики выглядят немного иначе, нежели наши. Грибы с желтизной отбросили, оставшиеся перегрузили в рюкзак: пакет на руле сразу порвался. Получилось около пяти килограммов, их теперь катает по Ольхону Валентин в своем рюкзаке.

Прибыли на мыс Шунтэ-Левый. Я приехал с запозданием: останавливался фотографировать мраморную скалу. Ребята, похоже, приняли мыс за Хобой. Алексей традиционно сделал фото с вымпелом. Сюда уже прибыло множество экскурсионных УАЗиков. Одновременно в этом месте я насчитал 12 штук. Проехал дальше – счет увеличился до 30. Говорят, что бывает до 70 машин в день!

До Хобоя от Шунтэ-Левого добрались за 20 минут. Там дорога пыльная и под уклон. Велосипед скатывается вниз даже при зажатых тормозах по мелкой каменной крошке. Ирина и Яна ведут велосипеды, Ксения снова падает на склоне. Решаем оставить велосипеды здесь и идти дальше пешком. На сам Хобой отправились не все. Дороги метров 500-700. На тропе, круто уходящей вниз, а потом не менее круто взмывающей вверх, много смотровых площадок. О мысе сложено много легенд, в переводе с бурятского его название означает «зуб» или «клык». Хобой стал одним из мест туристического паломничества, при этом он действительно обладает своеобразной силой. Я отправляюсь на осмотр в другую сторону, на юг: на том холме людей меньше. Внимание привлекло огромное количество гранатовой крошки и кристаллических вкраплений в породу. Собираю самоцветы в кулечек, теперь охотно верю в существование гранатового песка!

Назад предлагаю ехать через мыс Саган-Хушун. Но время уже близится к 15 часам, так что решаем возвращаться. Обратный путь занял около 40 минут. Как только появилась связь по рации, я сообщил, что будем через полчаса – а спустя 10 минут авангард уже подъезжал к лагерю. Катиться с длиннющей горы, на которую поднимались утром, – огромное удовольствие!

В лагере уже готов обед. Теперь очередь Евгения, Юлии и Алексея знакомиться с местными достопримечательностями: пока мы в лагере отдыхаем и купаемся, они отправляются на гору Толгой. Меньше чем через час вижу их, стоящих на вершине гребня, в бинокль. Доносится победный рык Евгения и богатырский пописк Алексея! Отвечаем, как можем.

По лагерю кружит птичка чуть крупнее воробья, смело ходит по вещам, по столу, подбирается ко мне на расстояние вытянутой руки. Очень похожа на поползня. Легко бегает по стволам деревьев вверх и вниз, очень проворное создание: фотоаппарат так ни разу и не успел навести на него резкость.

После возвращения ребят с Толгоя предлагаю пойти в другую сторону – на гору Раба (762,2 м), при высоте уреза воды Байкала 455,9 м превышение составляет только 210 метров. Соглашаются Иван, Валентин и Юлия с Евгением. Выходим около 17 часов. Оставшиеся в лагере взялись за готовку привезенных грибов. Подъем занял около часа, к закату солнца успеваем добраться до вершины, водрузить влаг Кругосветки, осмотреться по сторонам и увидеть, куда сегодня ездили. Оставляю на макушке горы пятирублевку «185 лет РГО». Спускаться начинаем в сумерках.

Купаемся в Байкале с легким психологическим напряжением, вода всего +160С. Слышим: гремят котлы. Предполагаю, что наши. Подходим – точно! Алексей Волков отмывает котел и ведает нам историю приготовления грибов. Заранее извинившись, набирает воздуха и по-настоящему выдает, среди мата изредка проскакивают предлоги. Его отношение к луговым шампиньонам становится полностью очевидным и однозначным. От хохота скручивает спазмами живот, при этом становится ясно, что дежурные сделали всё возможное, чтобы это было съедобно! Картофельное пюре с тушенкой – отличная картинка, а грибы – по желанию. Знаю, кушали не все J. Но все, кто решился, остались не только довольны, но и живы-здоровы.

Вечером договриваемся о совместной акции по восходу солнца.

 

21 Августа. Переезд из Узур в Харанцы.

Всхдящее солнце вситречать встали не все, но активисы нашлись, это приятно.

Договариваемся о том, что группа оставляет собранные вещи в лагере и выезжает с мелкими рюкзаками. С вещами остается один человек, который и загрузит их вечером в экскурсионный автобус. Долго выбирал, кто же сможет быть этим человеком, в итоге решил остаться сам. Что-то мне подсказывало, что с автобусом могут произойти неожиданности, хотя у нас там и куплено одно место. Но так как «автобусом» здесь называют УАЗики – «меня терзали смутные сомнения»...

После отъезда группы разложил вещи, подготовил их к погрузке – и уже через час выяснилось, что наша экскурсия отменилась, то есть транспорт нужно искать заново. Звоню с просьбой найти мне машину – ищут... Разница в стоимости попутной машины и заказанной ощутима, слегонца покалывает сознание. За пределы сметы по внутреннему транспорту мы выскочили уже с одним рейсом сопровождения.

Восторгаюсь парочкой поползней, которые, проворно прыгая, подходят ко мне на расстояние вытянутой руки.

Еще через час – звонок от Юли: двое ребят упали и не готовы ехать дальше самостоятельно. Становится понятно, что машина нужна срочно. При этом если она из Хужира, то ее все равно придется гнать еще и за вещами. Решаю искать в Узурах. Тут живет три семьи, у каждой в хозяйстве по УАЗику: самый адекватный для этих мест транспорт. Иду к приезжим бурятам, торгующими сувенирами, за помощью: как бы правильно обратиться, чтобы не отказали? Шансов на ошибку – только два...

Первого хозяина так и не дозвались. Пробираясь ко второму, старательно обходили собак и заборы метеостанций.

Хозяин Евгений, сам из Новосибирска, соглашается помочь. И через несколько минут мы уже грузимся. Машина ухоженная, подготовленная, совсем не подходит под сложившийся у меня образ «таблетки-УАЗика». Евгений рассказывает о своей работе – пункте наблюдения за магнитными явлениями. Жалуется на изношенную аппаратуру, которую постоянно необходимо поддерживать в рабочем состоянии, на современные аккумуляторы к солнечным батареям. Всё сокрушается: почему послевоенные до сих пор работают, а современные через 3-4 года категорически теряют свою емкость?..

Оказалось, что те табуны лошадей и стада коров, которые мы здесь видели, – вовсе не маркиза Карабаса, а хужирских хозяев: сюда животных привозят пастись на лето. Все попытки связаться с Юлей или кем-то другим из группы – безрезультатны. В дороге заряжаю телефон.

Доезжаем до места, где могла оказаться группа – никого, проезжаем дальше… Дорог много, угадать маршрут группы непросто. Переживаю, что можем разминуться. Подъезжаем к Песчанке – среди стоящих на улице людей наших нет. Вот так, думаю, они вжарили! Наверное, с ребятами всё в порядке. Доезжаем до КПП, спрашиваю, проезжали ли такие. «Нет», – говорят. Уговариваю водителя вернуться, застаем группу в Песчанке. Они, оказывается, убрали все велосипеды за забор, чтобы они на виду были, а сами расположились, чтобы перекусить – вот в этот момент мы их и проскочили. Оказалось, что упавших Ксюшу и Андрея нашли возможность отправить вместе с велосипедами на попутной машине, а сами – в столовку J. Теперь, когда всё в порядке, едем скорее в Харанцы: возможно, успеем приготовить еду к возвращению группы.

Ребята в лагере, велосипеды разобраны, Ксюша, как всегда, в боевом настроении. «Всё в порядке!» – говорит, вот только прихрамывает изрядно. Андрей ударился животом об руль, теперь переживает за погнутую рукоять тормоза на велике. Иван, чтобы вышедшая из строя деталь не мешала, поменял тормозные тросы.

Совместно с ребятами готовим еду. Съездил на велосипеде за хлебом. Удивительно вкусный хлеб пекут в Харанцах! Местные жители им гордятся. Да и пока были на другой стороне Байкала, слышали, что оттуда зимой по льду при любой оказии обязательно заезжают за хлебом на Ольхон.

Начинают прибывать первые ласточки группы, среди них – Михаил, Ирина и Леха! Ну даёт малец! До 18 часов все уже на месте. Быстренько распределяемся между банями и душами, кушаем. Основной вопрос: это обед или ужин? Вопрос интересный, ведь в первом случае есть надежда трапезничать сегодня еще раз J При этом гордо заявляют, что при непосредственном участии группы Российской Кругосветки съедены все пирожки в кафе Песчанки!

Играем в волейбол и пионербол, заводилой становится тот же Леха.

Вечером меняется погода, небо заволакивает облаками, грозится дождь. В принципе, мы уже привыкли к тому, что над приморским хребтом, который от нас за Малым Морем, формируются грозовые облака, видны и очень хорошо слышны проблески и отзвуки бушующей грозовой стихии. Но сами при этом остаемся при чистом небе над головой. Вот так и поверишь в статистику, что по количеству солнечных дней Ольхон приравнивают к Крымскому полуострову. А сегодня эти облака ведут себя иначе: давление падает, небо со всех сторон хмурое и черное.

Ирина-доктор впервые на велосипеде в подобном путешествии, спускается не только осторожно, но даже и пешком иногда. Говорит, скорость – не её стихия. А вот Валентин и Лида грозятся по возвращении в Волгоград купить себе велосипеды.

Планируем оставшиеся дни, понравилась идея посетить остров Огой. Заказываем экскурсию на теплоходе «Иркутск».

22 августа. Поездка в Хужир, сувениры.

Ночью идет дождь. Палаткам спасибо, воду держат! Лариса - хозяйка базы, как то промолвилась, что после 20 августа на Ольхоне в палатках не живут, становится холодно. нам остается продержаться еще 4 дня. Но пока именно холода нет. Сильный ветер. Утро хмурое, зато по мокрой песчаной дороге ехать на велике отлично. Юля с Евгением решили остаться в лагере, обещают сварить борщ.

На сегодня запланирован выезд в Хужир и окрестности, решаем посвятить день сувенирам. Ищу обещанных шаманов. Всё, что предлагается, – больше похоже на актерские мастер-классы. Хужирский краеведческий музей закрыт. Договариваюсь о мастер-классе игры на варганах и национальных инструментах на завтра, сразу после экскурсии к Ступе Просветления на Огой и в Сурхайтэ. Велосипеды решили сдать завтра, перед отплытием. Старшие остаются обедать в Хужире, я с молодежью возвращаюсь в Харанцы. Для Андрея с Ксюшей заказываем такси, они пока на велик не садятся. Яна по пути собирает боярышник.

После обеда, не дожидаясь возвращения старших, предлагаю съездить на мыс Будун. Откликается только Андрей Гронин. Если верить описаниям, там есть уникальный каньон и заброшенные штольни, в которых добывали самоцветы. Рекомендовал туда заехать ребятам при возвращении из Узур, но как-то не сложилось. Сейчас время пришло.

По-прежнему пасмурно. В северо-восточной стороне, откуда мы только вчера вернулись, бушует ненастье. Мелькнула мысль: хорошо, что мы выехали оттуда вовремя! Размокшие глиняные дороги изрядно добавили бы приключений и экстрима…

Каньон нашли быстро, прошлись с Андреем по его промытым берегам. Он действительно удивительный: сложен из размытых пород различных цветов. После сильного ночного дождя много свежих промоин и камней. Андрей смотрит с недоумением, как я на карачках ползаю по свежим овражкам, рассматривая различные камни в поисках интересного. Зато вдвоем находим возможность посидеть на краю и послушать, посмотреть, вдохнуть без спешки и без забот.

Отправляюсь по рекомендации Ларисы (администратора нашей базы) в кафе «Удача», чтобы подготовить финальный ужин, состоящий из национальных блюд. Заказ приняли, долго обсуждали меню.

Вечером опять жжем в костре шишки, любуясь «розочками» из пепла. Доктор рекомендует положить Ксюшу спать в юрте: у нее обнаружена температура, пока предполагаем, что это связано с разодранной коленкой.

 

23 августа. Отмененная экскурсия, в гостях у шамана, Сарайский пляж.

За ночь ветром сдуло тент. Мне как спящему под ним пришлось переставлять колышки и подтягивать веревки.

Подъем ранний. Возник конфликт с персоналом базы: нам отказались открыть пораньше столовую для дежурных, хотя с Ларисой накануне об этом договаривались. За завтраком напряжение вылилось в словес<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: