в Европе в течение 17 и 18 веков – эпоха Просвящения




В 17-18 веках в Европе получили развитие новые формы помещений для рассредоточения и представления коллекций. Понятие «студиоло», распространённое ранее, было вытеснено из коллекционерского обихода понятием «кабинет». Под кабинетом понималось небольшое помещение, в котором находились произведения искусства или другие интересные предметы. Оно размещалось поблизости от спальни владельца замка, дворца или дома. Часто кабинеты размещали так, чтобы из них был виден сад, в угловых частях здания, в башнях или павильонах.

Художественные музеи: Получили распространение кабинеты картин, для которых часто создавались картины небольших размеров. Кроме кабинетов картин создавались «мюнц-кабинеты» (от немецкого «мюнце» – монета, медаль). Среди них получил известность в начале 18 века мюнц-кабинет герцога Саксен-Гота-Альтенбургского в замке Фриденштейн в г. Гота (Тюрингия).

В 1734 году в Риме был открыт Капитолийский музей (художественный); а в 1745 маркиз Франческо Шипионе Маффеи предоставил в распоряжение посетителей залы своего Музея-лапидария в Вероне (музей предметов античного искусства).

Дрезденская галерея. К концу XVII в. блестящий центр художественного коллекционирования сложился в Дрездене. На протяжении столетия все саксонские курфюрсты покупали для своих замков и дворцов произведения искусства, однако подлинный размах коллекционирование приобрело при Фридрихе Августе I (1694— 1733)

В 1722 г. в специально оборудованном помещении второго этажа так называемых «Конюшен» на Юденхофе он создал картинную галерею, в которую поместил лучшие произведения живописи из кунсткамеры, дворцов и церквей. В последующее десятилетие ее собрание пополнилось несколькими сотнями полотен, специально закупленными во Франции, Италии и Голландии, а к 1742 г. в галерее экспонировалось 1938 картин.

Лувр. В 1694 г. аббат Ж.Б. Буазо пожертвовал монастырю св. Винсента в Безансоне свое собрание книг, картин, монет и медалей при условии, что оно будет доступно всем, кто пожелает использовать его в процессе обучения. Так появился первый французский музей, созданный «во благо общества». Публичный музей национального масштаба — Музей Лувра — был создан спустя столетие в ходе революционных потрясений.

Комплекс дворцовых зданий, вошедший в историю под названием Лувр, сооружался на протяжении многих веков. Некогда на этом месте простирались леса, и полагают, что слово «Лувр» произошло от слова Louverie (лат. Luparia) — «Волчий лес» (лат. lupus —волк).

Естественнонаучные музеи и коллекции эпохи Просвещения: Англ. ученые-садовники Трейдескант Старший и его сын в СаутЛамбете, недалеко от Лондона, основали «Ламбетский ковчег» — кабинет редкостей, окруж. великолепным ботаническим садом. После смерти Дж. ТрейдескантаМл.его коллекцию получил в наследство юрист Эшмоул. Он передал «Ламбетский ковчег», а также свою библиотеку и коллекцию монет в Оксфордский университет, где все это получило название «музей Ашмола». Музей был открыт в Оксфорде в 1683 г. Он стал первым публ. музеем в Великобритании.

В XVII—XVIII вв. расшир. функции ботанических садов, 1-ый большой ботанический сад — Королевский ботанический сад — был открыт в Париже

Научно-технические музеи и коллекции эпохи Просвещения: Франц. изобретатель и инженер Вакансон, собрал в Париже коллекцию действ.машин и моделей. Кабинет Голландского общества наук в Харлеме был создан в 1778 г. благодаря усилиям Питера Тейлера. Тейлеровский музей имеет ценнейшую коллекцию научных инструментов XVIII в. В XVIII в. организовываются первые промышленные выставки, которые являются прообразом и научно-технических музеев, и музеев прикладного искусства. Император Рудольф II совмещал жажду к научной информации и фантастическую веру в чудеса. В его дворце физический кабинет соседствовал с алхимической лабораторией. Похожая лаборатория была и у Фридриха Августа I Саксонского.

Исторические музеи и коллекции эпохи Просвещения: Британский музей в Лондоне, принад. ХансуСлоуну, известному лондонскому врачу и президенту Королевского научного общества. (печатные и рукописные книги, предметы быта, инструменты, рисунки, посуда из агата, яшмы и хрусталя, камеи и печати, монеты и медали).

В 1694 году аббат Ж. Б. Буазо пожертвовал монастырю св. Винсента в Безансоне своё собрание книг, картин, монет и медалей при условии, что оно будет доступно всем, кто пожелает использовать его в процессе обучения. Так появился первый французский музей, созданный во благо общества.(франция)

11. Расширение доступности музеев со времени французской революции конца XVIII в. Художественные музеи первой половины XIX в. Естественнонаучные музеи первой половины XIX в. Научно-технические музеи первой половины XIX в. Исторические музеи первой половины XIX в.

Публичный музей национального масштаба был создан во Франции (музей Лувра) только столетие спустя, во время революционных потрясений. Учредительное собрание объявило Лувр собственностью государства 26 июля 1791 г. Королевская резиденция, получившая статус музея, ставила новые задачи: • распространение знаний, доступность для широкой аудитории; • сопровождение картин пояснительными табличками; • организация экскурсий и лекций; • подготовка каталога собрания. Функциями нового Лувра стали сохранение национального культурного достояния, донесение его до широкой публики. Лувр становится в начале XIX в. Центральным музеем искусств (1803– 1814 гг. – Музей Наполеона). Комплектацией коллекций занимался барон Д. Виван-Денон, который сформировал галерею по тематическому принципу. Наполеон проводил политику ограбления завоеванных стран и перевоза культурных ценностей во Францию. Поэтому деятельсность многих уже публичных музеев Европы продолжилась только после 1819 г., после реституции национальных ценностей. Процесс реституции привел и к определенным положительным результатам: • произведения искусства возвращались не в монастыри или частные коллекции, а в коллекцию национальных и территориальных музеев или уже существующих публичных музеев; • музей стал рассматриваться как учреждение общественной значимости и необходимый атрибут суверенного государства. Культурные ценности, возвращенные французским правительством, легли в основу национальных музеев Европы, получивших статус публичных музеев к середине XIX в.: в Нюрнберге открыт Германский публичный музей (1852); Дрезденская картинная галерея открыта для посетителей каждый день; основанный на добровольные пожертвования в 1802 г., открывается для посетителей Венгерский национальный музей (1836–1848); Пражский Национальный музей 65 Раздел 2. История музейного дела (1818) концентрирует свое внимание на изучении культуры чехов и словаков; в Копенгагене открывается Национальный музей древностей (1819); во Франции – Музей национальных древностей в СенЖермене (1862). Иногда появление публичных музеев было реакцией на завоевание французскими войсками национальных территорий. Примером может служить Голландия. В 1800 г. в Гааге (Батавская республика), через пять лет после завоевания французами, была открыта Национальная художественная галерея (закрыта по приказу Наполеона в 1806 г.). После долгих перепитий в 1817 г. в новом особняке в Амстердаме Вильгельм I открывает Рейхсмузеум или Государственный музей. Ныне это один из крупнейших художественных музеев мира. В поисках национальной самобытности и в процессе определения национального самосознания в различных странах развивается интерес к искусству. Музеи национального искусства стали появляться во всех странах Европы: Национальный музей современного искусства (Париж, 1818);

12. Расширение специализации и тематики музеев во второй половине XIX – начале XX вв. Художественные музеи второй половины XIX – начала XX вв. Естественнонаучные музеи второй половины XIX – начала XX вв. Научно-технические выставки и музеи второй половины XIX – начала XX вв. Исторические музеи второй половины XIX – начала XX вв. Этнографические, археологические, военные музеи второй половины XIX – начала XX вв.

Новая пинакотека Мюнхена (1850-е гг.); Берлинская Национальная галерея (1850-е гг.); Национальная галерея британского искусства (галерея Тейт, 1897). В ряде музеев история и культура нации представлялись в контексте истории мировой цивилизации, но со второй половины XIX в. все чаще стали создаваться музеи, делающие упор на национальной культуре, истории и искусстве или полностью им посвященные. В XIX в. продолжается дифференциация научного знания: от геологии отделяется минералогия, а от нее в свою очередь, превращаясь в самостоятельную научную дисциплину, палеонтология. Автономной отраслью знания становится этнография, выделившись из географии. Началось оформление специальных исторических дисциплин, где особое место занимают археология, археография; формируются востоковедение, египтология. Все это сказывается на составе музейных собраний. Ярким примером служила Петербургская кунсткамера. Перемены коснулись и датской Королевской кунсткамеры, основанной еще в 1650 г. Она стала специализироваться на коллекционировании медалей, художественных изделий, природных редкостей, здесь формируется Азиатский и Индийский кабинеты, кабинеты героев и др. Устанавливаются более тесные связи музеев с дифференцированным научным знанием. В XIX в. естественно-исторические и этнографические коллекции обособляются, появляются специализированные музеи. В 1880 г. коллекции Британского музея разделили. Естественно-научное собрание переехало в Южный Кенсингтон и получило название «Британский музей естественной истории»; этнографические коллекции этого музея стали самостоятельным учреждением. В этот период формируются специализированные художественные музеи: в Берлине – Египетский музей археологического профиля (1823); в Ватикане – Этрусский музей. Разграничиваются музеи искусств (художественного профиля) и промышленные музеи. К началу XX в. музейная сфера обогащается специализированными учреждениями новых типов и профилей: естественно-научные, художественные, исторические, сельскохозяйственные, архитектурные, музеи науки и техники.

Вторая половина XIX в. становится временем проведения всемирных выставок, устраиваемых странами-метрополиями. Выставки имели большой успех. Коллекции, остававшиеся после их закрытия, дали начало основанию новых типов музеев, в частности: музеев заморских территорий (колониальных), промышленного искусства, этнографических музеев под открытым небом. Наиболее результативными явились лондонские промышленные выставки (1851, 1867, 1871); парижские выставки (1867, 1876, 1878, 1889); российские выставки в Санкт-Петербурге (1870) и Москве (1872); американские выставки в Чикаго (1873) и Филадельфии (1876). Интересны были и выставки колониальных товаров в Антверпене (1869), Вене (1873) и Амстердаме (1883). Новые виды музеев связаны с зарождением промышленного дизайна как особого искусства. Впервые такой музей возник в Великобритании (1852) после окончания Великой промышленной выставки.

Музей Мануфактур (1852). В 1857 г. он был преобразован в музей науки и техники (художественные и промышленные коллекции), а затем Музей науки (музей истории техники и музей патентов). История музея в Южном Кенсингтоне отражала усложнявшуюся типологию музеев промышленного искусства, связанную со специализацией технического знания. Понятие промышленное искусство исчезает, и на территории Южно-Кенсингтонского музея появляются: музей естественной истории, музей декоративно-прикладного искусства (Музей Виктории и Альберта), музей зодчества и другие узкоспециальные музеи. Примером создания музеев науки и техники может служить и Музей прикладных знаний в Москве (Государственный политехнический музей). Инициатором его создания в 1870 г. стало Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, которое активно поддерживали московские промышленники и биржевики. Городская дума выделила для музея участок земли, а в основу коллекции легли материалы Политехнической выставки 1872 г., где посетителям были продемонстрированы 10 тыс. российских и 2 тыс. зарубежных экспонатов. Не менее интересен и музей науки в Мюнхене – Немецкий музей (1903). В 1911 г. город выделил для музея остров на р. Изар, финансирование велось городской казной, правительством Баварии, центральным правительством и немецкими промышленниками (окончательное открытие музея в новом здании на острове состоялось после войны в 1925 г.). Концепция заключалась в демонстрации достижений естественных наук и техники и влияния научно-технического прогресса на жизнь общества. Выставки колониальных товаров давали представление о новых территориях и способствовали подготовке будущих управленцев этих территорий; знакомили с природой, ресурсами, бытом, нравами коренного населения. На этих выставках использовались новейшие достижения в технике экспозиционного искусства, показ сопровождался театрализованным представлением. Для павильонов таких выставок использовались традиционные постройки, привезенные из колоний. Экспонаты данных выставок послужили основой для организации ряда колониальных музеев (музеев заморских территорий). Музей Конго в Бельгии; Музей тропиков в Нидерландах; Музей колоний в Париже. На рубеже XIX – XX вв. формируется отношение к музею, прежде всего, как к храму науки, где собраны памятники древности и другие предметы, представляющие интерес для исследователей и ученых, в соответствии с определенными принципами комплектования и методами экспонирования (редкость образцов и видовая полнота, систематизация коллекций). Это касалось как коллекций естественно-научного плана, так и художественных. Формируются специализированные музеи, т. е. профильные музеи с определенной системой коллекций (естественно-научные, музеи техники, археологические [камень, бронза, железо] и др.). Материалы этнографических музеев систематизировались в основном по географическому принципу: по частям света, государствам, племенам. (появились типологические ряды). В музеях декоративно-прикладного искусства материал распределялся по отраслям материальной культуры (коллекционный показ предметов из дерева, керамики, тканей). В музеях изобразительного искусства систематический метод экспонирования получил название «академического ряда» – академическая история искусств, т. е. эстетическая ценность произведения уходила на второй план, а на первый выдвигалось значение памятника как исторического источника (хронология, школы, территории).

В 1879 г. французский архитектор, историк и реставратор Виоле-ле-Дюк в Париже организовал Музей французских памятников, где экспонировались слепки с основных типов монументальной скульптуры минувших эпох. В России профессор Московского университета И. В. Цветаев в 1894 г. на I съезде русских художников и любителей художеств предложил создать учебный и публичный музей, экспонатами которого должны были стать слепки, макеты и живописные копии, позволяющие наглядно представить развитие искусства. В 1898 г. был создан комитет для устройства Музея изящных искусств (председатель великий князь Сергей Александрович). В 1912 г. Музей изящных искусств имени Александра III при Московском университете был открыт (здание на Волхонке). Собственно, развитие музейного дела в XIX в. открыло двери музеев для широкой публики. Сначала музеи были рассчитаны на посетителей, имеющих, несомненно, большой багаж знаний – ученых, интеллектуалов, знатоков. Но была поставлена задача привлечь широкую аудиторию, посетителей всех классов общества – идеи эпохи Просвещения получили свое развитие в конце XIX столетия. В концепции музеев стали включать просветительные функции, проводились образовательные лекции, экскурсии, разрабатывались образовательные экспозиции: • этнографические: иллюстративный метод (бытовые комплексы «как жили люди»); • антропологические: функциональный метод показа (назначение предметов); • естественно-исторические и краеведческие: наглядный метод – предметность обучения по различным дисциплинам (школьные музеи). • учебные: коллекционный метод – показ систематизированных коллекций по различным научным дисциплинам (музеи высших учебных заведений); Не только расширялась тематика музеев и росло их количество, но и повысилась их посещаемость, чему способствовало снижение входной платы и увеличение времени работы музеев. Тяготение к сохранению национальной истории и национальных традиций приводит к образованию музеев нового типа – музеев под открытым небом (расширение тематики этнографических музеев). Музей становится неотъемлемой частью социокультурного пространства.

13. Формирование музееведения с конца XIX – начала XX вв.

Во второй половине XIX в. возрастает необходимость использования музея государством в решении ряда управленческих задач. В этой связи возникают принципиально новые области бытования музеев, формируются их новые типы. Наиболее знаменательными событиями, способствующими музейному строительству и развитию музейной типологии, были следующие: • появление промышленного дизайна (Всемирная выставка в Лондоне в 1851 г.) и музеев промышленного искусства; • аграрные реформы в России и появление земских исторических музеев; • распространение в Европе национальных движений и формирование национальных музеев: художественных, исторических, спортивных, этнографических; • дифференциация научного знания выразилась в разделении универсальных музеев на профильные: естественно-научные, ботанические, зоологические, этнографические, нумизматические, художественные, картинные галереи, анатомические, промышленного искусства, исторические, сельскохозяйственные; • тяготение общества к решению образовательных и просветительных задач способствовало разделению музеев по типам: – просветительные – общедоступные экспозиции, понятные не только группе интеллектуалов. формируется институт (профессия) экскурсоводов; – учебные (к которым относят и университетские и школьные музеи). Университетские музеи обеспечивали курсы отдельных дисциплин. В России первый такой музей появился в 1791 г. (Музей натуральной истории); – в 1860-х гг. дифференциация университетских фондов привела к делению университетских музеев: научные (для проведения исследований) и учебно-вспомогательные (в соответствии с образовательными программами); экспозиционно-представительские (ориентация на уникальность учебного учреждения); • тяготение к сохранению национальной истории и национальных традиций приводит к образованию музеев нового типа – музеев под открытым небом (по профилю – этнографические, по методике подачи материала – просветительные и презентационные).

Считается, что автор идеи – филолог и этнограф Артур Хаселиус (1833–1901). Он предложил воссоздать в музее национальный быт в естественных условиях, пытаясь сохранить особенности быта, национальный костюм, зодчество и традиционные ремесла в том виде, как они есть.

Интерес к народной культуре привел к формированию новых тенденций в музейной сфере: сохранение и демонстрация не только отдельных памятников, а в комплексе с другими объектами, т. е. воссоздание исторической среды через комплексный метод.

В середине XIX в. общественный интерес был направлен на изучение местной истории, что привело к появлению исследовательских центров в этой области знания. В Германии в 1930-е гг. возникла идея нового музея – хайматмузеума, или музея родного края. У посетителей хайматмузеумов должно было формироваться представление о нации, её культуре, территории, государственном устройстве, современной политике.

В XIX – XX вв. в музейное строительство активно включается американский континент. Особенности американских музеев: изначальная доступность; участие научных, литературных обществ, образовательных учреждений и частных лиц в формировании коллекций, что определяло содержание музеев; статус общественных институтов с момента создания. Крупнейшими хранителями культурных ценностей стали: Метрополитен-музей (1870); Музей изящных искусств в Бостоне (1870); Филадельфийский художественный музей (1876); Чикагский институт искусств (1879). Главной чертой американских музеев считается наличие образовательно-просветительных программ, которые изначально включались в концепции музеев.

Комплектование и демонстрация художественных собраний уже в XIX в. велось по определенной систематике. Начало этому процессу положили музей Прадо (Испания), Лондонская национальная галерея (Англия). Во второй половине XIX в. экспозиции академического ряда, построенные по историко-систематическому и историкомонографическому принципам применялись преимущественно в художественных музеях, т. е. акцентируя внимание только на уже ушедших, исследованных эпохах, не затрагивая поступательное движение вперед. В конце XIX – первой половине XX вв. в искусстве происходит переосмысление изобразительного языка, новых эстетических концепций. Это затрагивает и художественные музеи.

14. Основные тенденции развития музейного дела после второй мировой войны в развитых и развивающихся зарубежных странах. Основные тенденции развития музейного дела после второй мировой войны в зарубежных социалистических странах.

В XX в. идеология тоталитарного общества проникла и в музейное дело, музеи превратились в «политико-просветительные комбинаты» (Ш. Плагенборг, Т. Юренева). Главной задачей стал не показ памятников истории и культуры, не научно-просветительная деятельность, а пропаганда партийной идеологии. Серьезно деформировались все виды музейной работы: сужалась тематики комплектования, сворачивались научные исследования и др. Только после войны, во второй половине XX столетия появляются концептуальные новации в музейном мире. На страницах музееведческих изданий постоянно ведутся дискуссии о социальной роли музея, в том числе о сохранении научного статуса музея при расширении популяризаторской роли музеев; о влиянии музея на развитие общества и окружающую среду; об освобождении музеев от черт элитарности, о рождении более доступных для восприятия способов подачи материала; о разработке нетрадиционных программ культурно-образовательной деятельности; об образовательных программах, рассчитанных на детей и взрослую аудиторию.

Одним из результатов поиска стало появление в последней трети XX в. культурных центров. Музейные коллекции и экспозиции занимают здесь не главное место. Акцент делается на объединение изолированных областей знаний, отдельных наук и мира искусства. Один из первых центров такого типа – Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже (1977) или Центр Бобур – по названию пустыря, расположенного рядом с центром. В центре Бобур присутствует все, что создает общепринятое представление о культуре и средствах приобщения к ней: пластические искусства, книги, музыка, кино, театр, аудиовизуальные программы, экскурсии, лекции; имеются художественные экспозиции, библиотека, концертные и театральные площадки, залы для встреч писателей, поэтов, актеров; детская студия и Центр промышленного творчества (градостроительство, архитектура, промышленный дизайн, дизайн окружающего пространства). Цель центра – формирование осознания того, что весь жизненный уклад является частью человеческой цивилизации. Другим известным центром стал Город науки и техники Ла Виллет, открытый как центр коммуникации в 1986 г. В его составе планетарий и «Жеода», где демонстрируются аудиовизуальные программы. С середины XIX в. усиливается тенденция по расширению сети специализированных музеев, отражающих историю развития техники (музеи почты, космонавтики, печати, транспорта, промышленности и др.): Морской музей в Клайпеде, Музей кораблей викингов в Англии, автомобильные музеи в Цюрихе, Стокгольме, Карамуло, Мюнхенский музей естествознания и техники, Политехнический музей в Москве и др. Задача этих музеев заключалась в иллюстрации технических процессов и демонстрации хорошего дизайна. Первоначально экспозиции были адресованы профессиональным работникам. Но играли и просветительскую роль, используя не только специальную, но и общедоступную информацию. Одним из примеров является Политехнический музей в Москве, основанный на материалах политехнической выставки 1872 г. Для коллекции музея было выстроено здание на Лубянской площади – строительство велось в 1877–1907 гг. Здесь проводились экскурсии, лекции, демострировались опыты, эксперименты. Два научно-технических музея было открыто в Петербурге: Музей прикладных знаний, организованный Русским техническим обществом, и музей связи им. А. С. Попова (в основе – телеграфные экспозиции политехнической выставки).

В XX в. получил распространение другой тип специализированного музея – детский музей. Его появление связано с пониманием того, что мысль ребенка подчиняется собственной логической схеме, отличной от взрослого восприятия. Отсчет истории развития детских музеев начинают с 1872 г., когда принцем Уэльским в Лондоне был открыт Музей детства. Он специализировался на собирании разного рода раритетов, в особенности костюмов, игрушек и игр разных народов. Но родиной детских музеев является Северная Америка (1899 г. – Бруклинский музей с экспериментальными площадками по работе с детьми). Сегодня в США насчитывается 300 детских музеев. В Европе детские музеи активно стали создаваться с 1970-х гг. (Город науки Ла Виллет, Центр Бобур, «Музеон» в Гааге, детские музеи в Эдинбурге, в музейном квартале Вены, в г. Ноябрьске, «В мире сказок» Смоленского музея-заповедника, Детский исторический музей в СанктПетербурге, музей декоративно-прикладного искусства в Москве, Детский музей Челябинского областного краеведческого музея). Вся экспозиционная и образовательная программа детских музеев строится с учетом возрастных особенностей и использует разработанные музейными педагогами программы с применением методики игры, творчества, общения. В начале XX в. все большую силу получает тенденция к сохранению in situ исторического окружения – архитектурных памятников и ансамблей, фрагментов культурно-исторической среды. Это приводит к расширению идеи скансенов и появлению нового типа музейного учреждения, получившего название экомузей. Термин предложен музеологом Югом де Варин в 1971 г. Родиной этого феномена стала Франция, где в 1967 г. были созданы региональные природные парки – Мон д’Арре, Уэсан, Гранд-Ланд, Кмамрг, Нижняя Сена. И.

В 1960–1970-е гг. в Латинской Америке получила развитие концепция «интегрированного музея» (музеи общин), т. е. играющего ведущую роль в познании человеком окружающей природной и социальной среды во всех ее проявлениях. Идеи интегрированного музея и экомузея, основанного на широком участии населения в их работе, способствовали формированию теоретического направления новая музеология.

15. Предмузейные отечественные собрания и возникновения первого музея в России (Кунсткамера). Создание и развитие Эрмитажа во второй половине XVIII в.

Первые работы по истории отдельных музеев появились в России еще в 18 в. почти одновременно с возникновением первых музейных учреждений.

Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании - когда предметы - подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства или как ценности эстетические. Таковы были первые музеи - хранилища Кносского дворца в Микенах на Крите (16 в. до н.э.), коллекции Дворца ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13-12 вв. до н.э.), библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н.э.) и др.

Протомузейные Формы – термин, обозначающий культурные образования, как правило, предшествовавшие появлению различных групп музейных учреждений и, наряду с утилитарными функциями, выполнявшие задачу поддержания культурной памяти (собирания, интерпретации и хранения культурного опыта) в различных сферах общественной жизни.

Генезис новой культурной формы - музея - занял не одно столетие. До его возникновения решения задачи сохранение культурно значимой информации носили локальный характер, и в каждой сфере культурной и общественной жизни вырабатывались свои методы поддержания культурной памяти.

Великокняжеские сокровищницы, культурные сады, храмы, аптеки, аптекарские огороды, арсеналы, зверинцы, возникшие в разное время и с различными задачами. Правда, они обладали, как минимум, одной общей чертой: их деятельность предусматривала наличие хранилищ результатов этой деятельности или предметов, необходимых для ее осуществления.

При аптеках со временем сформировались анатомические и другие естественнонаучные коллекции, и первые российские аптеки способствовали созданию первого российского музея Петербургской кунсткамеры.

Большинство арсеналов, возникших для изготовления, хранения, ремонта и распределения вооружений в армии и флоте, практически с момента своего возникновения хранили также военные трофеи и прочие "достопамятности", а в 19 в. реорганизовались в военные завод или военно-исторические музеи.

Культурные сады и аптекарские огороды стали предшественниками музеев живой природы - ботанических садов. На основе великокняжеских сокровищниц возникали дворцовые музеи и национальные архивы.

Классическим примером протомузейной формы, появившейся за долго до возникновения музеев, частично выполнявших музейные функции, сосуществовавшие впоследствии одновременно с музеями и в ряде случаев ставшие основой музейных собраний являются церковные ризницы.

Слово кунсткамера в буквальном переводе – ‘кабинет искусств’, но под искусством понимались необычные, редкие творения природы или созданные человеком: фрагменты флоры и фауны, чучела экзотических животных, яйца страусов, черепах, бивни слонов, кости ископаемых животных, драгоценные камни, руды, корень мандрагоры, безоаровые камни, «семиголовые гидры» (василиск), рог единорога.

Понимание роли музея как необходимого элемента европейской культуры формируется у Петра во время его заграничных поездок, начиная с Великого посольства 1698 г. В Европе Петр встречался с учеными (с Г.В. Лейбницем – президентом Берлинской академии наук; амстердамским нумизматом Ван дер Вельде и др.), посещал научные учреждения, библиотеки, анатомические кабинеты, кунсткамеры, картинные галереи, мюнцкабинеты и т.п.

Тогда же Петр I начинает собирать и свою коллекцию. Во время путешествия с Великим посольством Петр посетил кабинет известного анатома Фредерика Рюйша, чья коллекция препаратов по анатомии и эмбриологии восхитила царя. Были начаты переговоры о покупке. Они завершились только в 1716 г. (за коллекцию Петр выложил огромную по тем временам сумму в 30 тыс. гульденов), еще более года заняла доставка коллекции в Россию. Эта коллекция стала затем основой Кунсткамеры – первого русского музея.

Составленная таким образом коллекция Петра I стала с 1719 г. первым русским музеем. В экспозиции были представлены монстры (коллекция Рюйша, пополненная отечественными «уродами»), монеты, картины, скульптуры, научные приборы и т.д. Были тогда в музее и живые экспонаты: карлик Фома (рост 1 м 26 см) и великан-гайдук Буржуа (ростом 2 м 27 см). Кунсткамера открылась для публики в 1719 г. в Кикиных палатах близ Смольного монастыря. В 1722 г. началось строительство специального здания для Кунсткамеры на Преображенском (теперь Васильевском) острове. В новое здание (по проекту Г.И. Маттарнови) Кунсткамера переехала уже после смерти Петра I 25 ноября 1728 г. Первый русский музей имел ряд особенностей, отличавших его от многих европейских собратьев. Он был действительно публичным: пускали «всякого желающего». Вход был бесплатным, более того, поначалу посетителей еще и кормили, на что из казны выделялось 400 руб. в год. При создании Академии наук в 1724 г. Кунсткамера вошла в ее состав. В музее, кроме выставочных залов, были библиотека, обсерватория, лаборатории, позже появились «избы» для просушки, реставрации и изготовления чучел, манекенов. Преемники Петра традиционно пополняли коллекцию, не брезговали и лично посетить музей. В 1741 г. создается первый каталог музейных коллекций. В кон. 1747 г. в музее вспыхнул пожар, нанесший коллекциям большой урон. Уцелевшее было перенесено в дом Демидова. Императрица Елизавета выделила средства на восстановление музейного здания и пополнение пострадавших коллекций. В 1766 г. Кунсткамера была переведена во вновь отстроенное здание. В 1836 г. Кунсткамеру разделили на 7 музеев. В 1879 г. Кунсткамере пришлось потесниться: в ее здании открылся еще один музей: антропологии и этнографии. Еще одно «уплотнение» Кунсткамера пережила в ХХ в.: с 1949 г. здесь работает Музей им. М.В. Ломоносова.

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – старейшая и крупнейшая сокровищница зарубежного искусства в России и один из крупнейших в мире художественный и культурно-исторический музей. Его название – Эрмитаж (ermitage) – в переводе с французского обозначает «место уединения, затворничество». Это связано с тем, что первоначально это место (специальный дворцовый флигель – Малый Эрмитаж) задумывалось Екатериной II как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Здесь были размещены первые 225 картин голландских и фламандских художников, которые она приобрела в Берлине через агентов у комиссионера И. Гоцковского. Таким образом, частное собрание Екатерины II в 1764 г. явилось началом Эрмитажа.
Датой создания музея принято считать 7 декабря 1764 года. Изначально это была личная коллекция императрицы Екатерины II — прусский коммерсант и коллекционер Иоганн Эрнст Гоцковский отдал ей 317 картин. Общая стоимость собрания оценивалась в 183 000 союзных талеров, что было равно примерно пяти килограммам чистого серебра. Основу коллекции Екатерины II составили полотна голландской и фламандской школ начала XVII века. Среди полотен были работы Рубенса, Рембрандта, Хонтхорста и Гольциуса.Сначала большинство картин располагалось в уединённом флигеле Зимнего дворца, который был возведён в 1754-1762 годах. Проект создал архитектор Франческо Растрелли. Работы начались при императрице Елизавете Петровне, однако она не дожила до их окончания, и внутренним оформлением руководила уже Екатерина II. Строение отделано в барочно-рокайльном стиле, залы выдержаны в духе французского рококо. В 1764 году началось строительство Малого Эрмитажа, который расположился недалеко от парадной Зимнего дворца. Своё имя здание получило в связи с привычкой Екатерины II проводить здесь досуговые мероприятия — «малые эрмитажи». Проект павильонов создал архитектор Юрий Матвеевич Фельтин. Работы были завершены в 1775 году.Впоследствии залы с художественной коллекцией императрицы стали называть «Эрмитаж» — в переводе с французского слово означает «место уединения». Постепенно это имя закрепилось за всем музейным комплексом.

16. Проекты создания в России национального музея в первой четверти XIX в. Музеи России первой половины XIX в. (художественные, исторические, естественнонаучные). Промышленные и сельскохозяйственные выставки в России в первой половине XIX в. Демократические и консервативные тенденции в развитии музеев России второй половины XIX – начале XX вв.

Проведение в России буржуазных реформ в 1860–1870-е гг. затронуло и музеи. Идеи публичного музея стали реализовываться достаточно активно. Музей в России становится частью повседневной жизни, частью культуры страны. Окончательно формируется музей как социокультурный институт. Функция просвещения приобрела в музейной деятельности такое же значение, как и комплектование, хранение и изучение коллекции. Термин музей закрепился за учреждением, работающим на общество, где экспозиционный показ доступен был широкой публике. Появление научно-просветительных обществ вело к созданию местных музеев. Расширяется сеть учебных музеев. Появляются ведомственные музеи. Можно уже говорить о государственной музейной сети. Научная специализация способствует и определению профильности музеев.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: