Приемы развития понимания речи у детей раннего возраста с ДЦП




Стимуляция активной речи у детей раннего возраста с ДЦП

Важной предпосылкой, способствующей формированию речи, является развитие двигательно-кинестетического анализатора. Недостаток кинестетических ощущений тормозит становление правильного восприятия окружающих предметов, которое создается благодаря зрительно-моторной координации.

Ребенок лучше запоминает названия тех предметов, которыми он активно манипулирует. Расширяя диапазон игровых действий, учим ребенка произвольно отпустить игрушку (бросить в ведро, камешки в бутылочку, использовать просьбу «Дай», восклицания «Бух»), вынуть-вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого; покатать мяч или машину; снять-надеть колечки пирамидки; построить башню из кубиков – разрушить; покачать куклу; брать крупные предметы, различные по весу, фактуре; брать предметы двумя руками; использовать указательный палец, выполнять действия по подражанию.

Приемы развития понимания речи у детей раннего возраста с ДЦП

  • Выполнение простых движений по инструкции (ладушки, до свидания, дай руку, нельзя, дай, на, покажи ручки);
  • Игры-развлечения: прятки, коза-коза, ку-ку, сорока;
  • Умение на вопрос «Где?» найти близкого, предмет, игрушку; нахождение данной игрушки среди двух-трех, привычных окружающих предметов, узнавание себя и других по имени;
  • Формирование обобщающих понятий: «собака» — резиновая, пластмассовая, плюшевая, надувная, изображенная на картинке, то есть одним словом обозначаются предметы различной фактуры, цвета, величины, но одинаковые по своим существенным признакам;
  • Выбор игрушки по просьбе взрослого «дай»;
  • Выполнение действия с предметами по инструкции.

«Подражать» — означает делать движения, принимать позы и воспроизводить звуки, аналогичные тем, которые делает другой человек. Когда ребенок учится подражать, он учится копировать: делать какие-то вещи, подобные тому, что он видит, рисовать, строить что-то из кубиков особым способом, поворачивать свои руки так же, как кто-то другой. Используя чувство мускулов и суставов, ребенок может учиться движениям. Он «чувствует», как это должно происходить с его телом.

Ребенку нужно вначале научиться копировать что-то с помощью своего тела перед тем, как он сможет копировать звуки. Вначале обучаем подражать простым движениям (подуй, плюнь, поцелуй, покашляй, закрой глаза, покажи язык, улыбнись, покажи зубы, пощелкай языком, закрой или открой рот, похлопай, потопай, покажи, как киса мяукает и т. д.)
Прикасаясь к частям лица и тела во время умывания, массажа, игр у зеркала, называем их, пропеваем потешки. Просим показать ту или иную часть лица или тела в играх у зеркала, у куклы, в книге. Кроме того, можно предложить рисование, аппликацию и другие виды творчества с акцентом на разные части тела человека или животных, рассматривание и ощупывание деталей в сенсорных книгах, разрезные картинки.

Одной из первых игр на формирование сомато-пространственного гнозиса, понимания речи и сочетания речи с движением является игра «Ладушки». Ее особенностью для детей с ДЦП является помощь в раскрытии ладоней ребенка и ассистирование руками взрослого. Кроме того, предлагаемые игры на узнавание ребенком своего тела: «Водичка, водичка, умой мое личико», игры у зеркала, игры на подражание «Рожицы», «Прятки» с частями тела, «Баюшки-хватушки», попевка «Погремушечку возьму, по ладошке постучу» и др.

Стимуляция активной речи у детей раннего возраста с ДЦП с целью вызывания физиологических эхолалий, лепетных слов. Привлекаем взгляд ребенка к лицу взрослого. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараемся вызвать повторение звуков, то есть аутоэхолали., что способствует развитию речедвигательного и слухо-речевого анализаторов, вместе с тем и лепетной активности.

С целью формирования умения произносить звуки и звукокомплексы по подражанию (физиологические эхолалии) используем следующие этапы упражнений:

  • Игра «перекличка» — присоединяемся к вокализациям ребенка, повторяя поочередно с ним звуки и звукокомплексы;
  • Произносим звуки гуления и лепета, восклицания, отсутствующие у ребенка в произвольном голосообразовании. В этом случае эхолалии могут быть нулевыми, но значительно стимулируется голосовая активность ребенка;
  • Произносим звуки, близкие к имеющимся у ребенка в активе и доступные ему с точки зрения его артикуляторных возможностей. Стараясь повторить звук, ребенок стремится приблизить звучание к эталону, к совпадению звуков по акустико-артикуляционным признакам. В этот момент помогаем ребенку, пассивно создавая определенные уклады губ и языка, например, удерживать губы при произнесении звуков о и у. Этот вид стимуляции способствует обогащению звукового состава лепета.

Учитывая то, что в норме носовые и ротовые, звонкие и глухие звуки возникают одновременно, у детей с церебральным параличом они вызываются попарно: б — м, д — н, п — б.

Последовательность появления звуков следующая — гласные а, у: сонорные (носовые) и шумные согласные и их противопоставления (м, н, б, в, т, д). звонкие и глухие (п-б, т-д).

Дальнейшее развитие речевой активности идет по пути от грубых артикуляционных дифференцировок ко все более тонким. Все звуки вводятся в план коммуникации и обозначают действия, явления и чувства ребенка (у — машина, а — плач, о — ревет медведь, и — смех, улыбка, ко-ко — курочка, га-га — утка, му — корова и т. п.).

На доречевом этапе мы можем вызывать звуки раннего онтогенеза механическим способом. Например, это упражнения, направленные на произнесение слогов ма, ба, па и т. д. Для этого в моменты голосовой активности подключается пассивная вибрация нижней губы. Ритмичное смыкание и размыкание губ создает возможность произнесения губных звуков: п, б, м. Сочетание произвольной вокализации и пассивной вибрации губ. Создается определенный уклад губ для утрированного произнесения гласных звуков: а, о, у, и. Например, при вызывании слога ба смыкание губ сочетается с широким открыванием рта, свойственным утрированному произнесению звука а. Для вызывания слога бо губы ребенка собираются в «хоботок», в таком положении производится пассивное смыкание губ (при помощи взрослого). Регулярное использование метода способствует стимуляции кинестетических ощущений и готовит артикуляционный аппарат к формированию артикуляционных укладов для звуков.

Тактильно-вибрационный метод. Результативно использование тактильно-вибрационного метода для стимуляции вызывания звуков, слогов и слов. Возьмите ладошку ребенка или положите ее на щеки или гортань, скажите в ладонь предлагаемое слово, выделяя первый звук. Ощущая струю воздуха разного характера (взрывную, слабую теплую или сильную холодную), вибрацию в области гортани или щек, ребенок при этом видит артикуляцию и слышит четкое, утрированное произнесение звуков, слов, слогов, таким образом, у него постепенно складывается артикуляторный и звуковой образ определенных звуков и слов. На следующем этапе вслед за образцом слова ладошку ребенка поднесите к его рту, чтобы он сам произнес это слово в свою ладошку.

Игры на соединение рук, действия двумя руками, собирание разрезных картинок способствуют формированию межполушарного взаимодействия, восприятию и воспроизведению целостного образа слова.
Игра «Волшебный мешочек». Акт ощупывания составляет один из видов предметного действия и восприятия, структура которого включает массы различных микродвижений рук, среди которых имеются измерительные, гностические, моделирующие, рабоче-исполнительные и так далее. Для нас же важен и речевой аспект. Предлагаем ее в нескольких вариантах в зависимости от речевых возможностей ребенка: «Найди такой же», «Найди арбуз (квадрат, кубик и т. д.)», «Скажи, что нашел?»

Различные типы игр с пальцами не только развивают мелкую моторику, но и пассивную и активную речь, поэтому в занятие должна быть включена какая-нибудь игра с пальцами. Это могут быть игры со шнуровками, конструирование, пальчиковая гимнастика, игры-вкладыши, пальчиковые игры-попевки и т. д.

Ритм представляет для тела идеальные возможности открытия движения и чувства тела. Учим ребенка совершать определенную последовательность движений под музыку – танец, допевать звуки, слоги и слова песенок, стихов и потешек, выполняемых под музыку. Финальной стадией для ребенка является обучение тому, как двигаться ритмично, не думая о том, как ему это нужно делать, желание допеть, досказать как можно больше автоматизированных слов.
При дизартрии, которая при ДЦП встречается в 80 % случаев, нарушены произвольные движения языка, их объем и качество. Мы подготавливаем артикуляционные органы к формированию артикуляционных укладов вначале с помощью пассивной артикуляционной гимнастики.

Целью активной артикуляционной гимнастики является развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности. Активная артикуляционная гимнастика может предлагаться детям старше двух лет в игровой форме в виде компьютерных презентаций.

Логопедический массаж

Физиологическое действие логопедического массажа:

  • Улучшает функциональное состояние проводящих путей,
  • Усиливает рефлекторные связи,
  • Восстанавливается кинестетическая обратная связь.
  • Нормализуются биохимические процессы в коже и мышцах артикуляционной зоны: улучшается состояние кожи, подкожной жировой клетчатки, эластичность кожи. Расширяются капилляры, раскрываются резервные капилляры, увеличивается газообмен между кровью и тканью, ускоряется ток лимфы, ткани в области массажа насыщаются кислородом, устраняется застой в тканях и органах. Улучшается проводимость мышц, их сократительная функция. Уменьшаются развивающиеся гипотрофии.

Дифференцированное применение логопедического массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и повысить при вялых парезах, а также способствует развитию кинестезий, координированию движений и правильной артикуляции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: