Контроль за поведением детей 1-го года жизни




Методика выявления значимых раздражителей для стимулирования гуканья, гуления и лепета

Материал — яркая озвученная игрушка.

Методика выявления: наблюдают за ребенком в течение 20 — 30 мин. Рекомендуется наблюдать за ребенком в период наиболь­шей голосовой активности — через 10 — 15 мин после еды, после занятия, после общения с матерью и т.д.

1. Если ребенок не гукает и не гулит, вызывают зрительное сосредоточение на взрослом, находящемся в его поле зрения. На­блюдают за поведением ребенка.

2. Если ребенок не начинает издавать звуки для привлечения взрослого, взрослый, наклоняясь и удаляясь от него, разговари­вает с ним, произносит повторно гласные звуки. Наблюдает за ребенком в течение 1 — 3 мин, так как звуковая реакция у де­тей может быть отсроченной по времени.

3. Если не удалось вызвать звуковую активность и на эмоци­онально-речевое общение со взрослым, последний показывает ребенку яркую звучащую игрушку, вызывает зрительное и слу­ховое сосредоточение на ней, продолжая общаться с ребенком. Наблюдает за его поведением. Можно повторить общение с при­влечением игрушки.

4. При дальнейшем отсутствии звуков взрослый, наклоняясь к ребенку, тормошит его, поглаживает его ручки, ножки, ще­кочет, ласково разговаривая с ребенком. Удаляется от ребенка и снова наклоняется, тормоша его. Затем наблюдает за поведе­нием ребенка в течение 1 — 3 мин.

5. Если и при тактильно-эмоциональном общении звуков выз­вать не удается, логопед пытается вокализовать выдох ребенка с помощью упражнений дыхательной гимнастики:

исходное положение — лежа на спине. Ритмичные надав­ливания на грудную клетку, ее боковые и передние поверх­ности, исключая грудину. На выдохе ребенка логопед произ­носит звуки гуканья, гуления. Возраст ребенка — от 2 нед до 3 мес;

исходное положение — лежа на спине. Слегка отвести со­гнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола (вдох), затем мягко прижать их согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки (выдох). На выдохе ребенка ло­гопед произносит звуки гуканья, гуления. Возраст ребенка — 3 — 6 мес;

взрослый придерживает руки ребенка, отводит их в сторону и вверх (вдох) и скрещивает руки на груди (выдох) поперемен­но (правую на левую, левую на правую). На выдохе ребенка ло­гопед произносит звуки гуления, лепета. Возраст ребенка — 6 — 12 мес.

 

 

Варианты заключения логопеда (1-й год жизни)

Возрастная норма

1. Развитие ориентировочно-познавательных и звуковых ре­акций в доречевом периоде (доречевой период — от рождения до 8 мес) соответствует возрасту ребенка.

2. Развитие ориентировочно-познавательных, звуковых реак­ций и предпосылок формирования понимания речи в предрече­вом периоде (предречевой период — от 8 мес до 1 года 3 мес) соответствует возрасту ребенка.

3. Развитие ориентировочно-познавательных и звуковых ре­акций в доречевом периоде формируется с опережением, что со­ответствует возрастной норме.

Развитие с опережением

1. Развитие ориентировочно-познавательных и звуковых ре­акций в доречевом периоде формируется со значительным опе­режением.

2. Развитие ориентировочно-познавательных, звуковых реак­ций и предпосылок развития понимания речи в предречевом периоде формируется со значительным опережением.

Отставание в развитии

1. Отставание в развитии звуковых реакций в доречевом пе­риоде у ребенка с _________________(ука­зывается клинический диагноз ребенка).

2. Отставание в развитии ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом пе­риоде у ребенка с___________________(ука­зывается диагноз).

3. Отставание в развитии ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде у ребенка с____________(указывается диагноз).

4. Незначительное отставание в развитии ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде у ре­бенка с_______________(указывается диагноз).

5. Значительное отставание в развитии ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде у ребенка с___________________(указывается диагноз).

6. Выраженное отставание в развитии ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде у ребенка с____________________(указывается диагноз).

7. Отставание в развитии ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом пе­риоде у ребенка с_______________________(указывается ди­агноз).

8. Незначительное отставание в развитии ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в иредречевом периоде у ребенка с__________________(указывается диагноз).

9. Значительное отставание в развитии ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом периоде у ребенка с (указывается диагноз).

10. Выраженное отставание в развитии ориентировочно-по­знавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом периоде у ребенка с___________________(указывается диагноз).

Логопедическое обследование завершается рекомендация­ми, задачами коррекционной работы или индивидуальной про­граммой коррекционно-развивающей работы с данным ребен­ком.

Контроль за поведением детей 1-го года жизни

Показатели поведения

1. Эмоциональное состояние (для 1-го года жизни) — по­ложительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоцио­нальное.

2. Настроение (для 2 — 7 лет):

бодрое, жизнерадостное — положительно относится к окру­жающим, охотно контактирует с окружающими; с интересом, активно играет; дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто адекватно улыбается, смеется; нет страхов;

спокойное — положительно относится к окружающим, мень­ше контактирует с окружающими по своей инициативе, чем при бодром состоянии, спокоен, активен, реакции менее окрашены эмоционально;

раздражительное, возбужденное — плаксивость, раздражи­тельность; неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен или деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты;

подавленное — вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо долго плакать;

неустойчивое — может быть весел, засмеяться и быстро зап­лакать, вступать в конфликты, быть замкнутым, быстро пере­ходить от одного настроения к другому.

3. Засыпание — спокойное, быстрое, длительное, беспокой­ное, с воздействиями на ребенка, сочетание многих форм нару­шения засыпания.

4. Сон (дневной, ночной) — глубокий, неглубокий, спокойный, беспокойный, прерывистый, длительный (соответствует возра­сту), укороченный, чрезмерно длительный, с воздействиями, сочетание многих форм нарушения сна.

5. Аппетит и пищевое поведение — хороший, неустойчивый, понижен, плохой, избирательный, повышенный, отказ от пищи, много нелюбимых блюд, мало ест, ест очень медленно, набира­ет в рот и не жует, не умеет жевать, сосет пищу, безразличен к еде, ест через силу, ест с жадностью, оставляет пищу (не доедает) всегда, сочетание нескольких форм нарушения аппетита.

6. Характер бодрствования — активный, малоактивный, пас­сивный.

7. Взаимоотношения со взрослыми — положительные, отри­цательные, отсутствие взаимоотношений, инициативные, ответ­ные, неустойчивые, сочетание нескольких форм.

8. Взаимоотношения с детьми — положительные, отрицатель­ные, отсутствие взаимоотношений, инициативные, ответные, неустойчивые, сочетание нескольких форм.

9. Отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы) — нет отрицательных привычек, сосет пустышку, палец, язык, губу, щеку, одежду, белье, волосы и др., агрессивен — куса­ется, царапается, дерется и др., стереотипные движения — раскачивается лежа, сидя, стоя, головой, телом и пр., выдер­гивает волосы, теребит одежду, шмыгает носом, наморщивает лоб и нос, трясет рукой, часто моргает, онанирует и др., соче­тание нескольких форм.

10. Другие индивидуальные особенности — доброжелателен, груб, жесток, ласков, навязчив, любознателен, очень интересу­ется окружающим, не интересуется, инициативен, бездеятелен, легко обучаем, необучаем, нелюбознателен, безынициативен, двигательно расторможен, заторможен, подвижен, уравнове­шен, медлителен, вынослив, легко утомляем, долго убирает иг­рушки, долго одевается, боится темноты, животных, неизвес­тности и др., сочетание нескольких форм.

Оценка поведения

1. Поведение без отклонений — положительная характерис­тика по всем показателям.

2. Поведение с отклонениями:

по одному-двум показателям — группа внимания; по трем-четырем показателям — группа риска; по пяти-шести показателям — группа высокого риска; по семи—десяти показателям (по большинству или всем) — диспансерная группа.

Примечания:

1. Оценка поведения может быть сделана только в результате наб­людения за ребенком не менее 1 мес.

2. Если оценка производится на момент обследования, то следует ука­зать: "В настоящее время".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: