Методика выявления значимых раздражителей для стимулирования гуканья, гуления и лепета
Материал — яркая озвученная игрушка.
Методика выявления: наблюдают за ребенком в течение 20 — 30 мин. Рекомендуется наблюдать за ребенком в период наибольшей голосовой активности — через 10 — 15 мин после еды, после занятия, после общения с матерью и т.д.
1. Если ребенок не гукает и не гулит, вызывают зрительное сосредоточение на взрослом, находящемся в его поле зрения. Наблюдают за поведением ребенка.
2. Если ребенок не начинает издавать звуки для привлечения взрослого, взрослый, наклоняясь и удаляясь от него, разговаривает с ним, произносит повторно гласные звуки. Наблюдает за ребенком в течение 1 — 3 мин, так как звуковая реакция у детей может быть отсроченной по времени.
3. Если не удалось вызвать звуковую активность и на эмоционально-речевое общение со взрослым, последний показывает ребенку яркую звучащую игрушку, вызывает зрительное и слуховое сосредоточение на ней, продолжая общаться с ребенком. Наблюдает за его поведением. Можно повторить общение с привлечением игрушки.
4. При дальнейшем отсутствии звуков взрослый, наклоняясь к ребенку, тормошит его, поглаживает его ручки, ножки, щекочет, ласково разговаривая с ребенком. Удаляется от ребенка и снова наклоняется, тормоша его. Затем наблюдает за поведением ребенка в течение 1 — 3 мин.
5. Если и при тактильно-эмоциональном общении звуков вызвать не удается, логопед пытается вокализовать выдох ребенка с помощью упражнений дыхательной гимнастики:
исходное положение — лежа на спине. Ритмичные надавливания на грудную клетку, ее боковые и передние поверхности, исключая грудину. На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуканья, гуления. Возраст ребенка — от 2 нед до 3 мес;
|
исходное положение — лежа на спине. Слегка отвести согнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола (вдох), затем мягко прижать их согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки (выдох). На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуканья, гуления. Возраст ребенка — 3 — 6 мес;
взрослый придерживает руки ребенка, отводит их в сторону и вверх (вдох) и скрещивает руки на груди (выдох) попеременно (правую на левую, левую на правую). На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуления, лепета. Возраст ребенка — 6 — 12 мес.
Варианты заключения логопеда (1-й год жизни)
Возрастная норма
1. Развитие ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде (доречевой период — от рождения до 8 мес) соответствует возрасту ребенка.
2. Развитие ориентировочно-познавательных, звуковых реакций и предпосылок формирования понимания речи в предречевом периоде (предречевой период — от 8 мес до 1 года 3 мес) соответствует возрасту ребенка.
3. Развитие ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде формируется с опережением, что соответствует возрастной норме.
Развитие с опережением
1. Развитие ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде формируется со значительным опережением.
2. Развитие ориентировочно-познавательных, звуковых реакций и предпосылок развития понимания речи в предречевом периоде формируется со значительным опережением.
|
Отставание в развитии
1. Отставание в развитии звуковых реакций в доречевом периоде у ребенка с _________________(указывается клинический диагноз ребенка).
2. Отставание в развитии ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом периоде у ребенка с___________________(указывается диагноз).
3. Отставание в развитии ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде у ребенка с____________(указывается диагноз).
4. Незначительное отставание в развитии ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде у ребенка с_______________(указывается диагноз).
5. Значительное отставание в развитии ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде у ребенка с___________________(указывается диагноз).
6. Выраженное отставание в развитии ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде у ребенка с____________________(указывается диагноз).
7. Отставание в развитии ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом периоде у ребенка с_______________________(указывается диагноз).
8. Незначительное отставание в развитии ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в иредречевом периоде у ребенка с__________________(указывается диагноз).
9. Значительное отставание в развитии ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом периоде у ребенка с (указывается диагноз).
10. Выраженное отставание в развитии ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом периоде у ребенка с___________________(указывается диагноз).
|
Логопедическое обследование завершается рекомендациями, задачами коррекционной работы или индивидуальной программой коррекционно-развивающей работы с данным ребенком.
Контроль за поведением детей 1-го года жизни
Показатели поведения
1. Эмоциональное состояние (для 1-го года жизни) — положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное.
2. Настроение (для 2 — 7 лет):
бодрое, жизнерадостное — положительно относится к окружающим, охотно контактирует с окружающими; с интересом, активно играет; дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто адекватно улыбается, смеется; нет страхов;
спокойное — положительно относится к окружающим, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе, чем при бодром состоянии, спокоен, активен, реакции менее окрашены эмоционально;
раздражительное, возбужденное — плаксивость, раздражительность; неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен или деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты;
подавленное — вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо долго плакать;
неустойчивое — может быть весел, засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликты, быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому.
3. Засыпание — спокойное, быстрое, длительное, беспокойное, с воздействиями на ребенка, сочетание многих форм нарушения засыпания.
4. Сон (дневной, ночной) — глубокий, неглубокий, спокойный, беспокойный, прерывистый, длительный (соответствует возрасту), укороченный, чрезмерно длительный, с воздействиями, сочетание многих форм нарушения сна.
5. Аппетит и пищевое поведение — хороший, неустойчивый, понижен, плохой, избирательный, повышенный, отказ от пищи, много нелюбимых блюд, мало ест, ест очень медленно, набирает в рот и не жует, не умеет жевать, сосет пищу, безразличен к еде, ест через силу, ест с жадностью, оставляет пищу (не доедает) всегда, сочетание нескольких форм нарушения аппетита.
6. Характер бодрствования — активный, малоактивный, пассивный.
7. Взаимоотношения со взрослыми — положительные, отрицательные, отсутствие взаимоотношений, инициативные, ответные, неустойчивые, сочетание нескольких форм.
8. Взаимоотношения с детьми — положительные, отрицательные, отсутствие взаимоотношений, инициативные, ответные, неустойчивые, сочетание нескольких форм.
9. Отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы) — нет отрицательных привычек, сосет пустышку, палец, язык, губу, щеку, одежду, белье, волосы и др., агрессивен — кусается, царапается, дерется и др., стереотипные движения — раскачивается лежа, сидя, стоя, головой, телом и пр., выдергивает волосы, теребит одежду, шмыгает носом, наморщивает лоб и нос, трясет рукой, часто моргает, онанирует и др., сочетание нескольких форм.
10. Другие индивидуальные особенности — доброжелателен, груб, жесток, ласков, навязчив, любознателен, очень интересуется окружающим, не интересуется, инициативен, бездеятелен, легко обучаем, необучаем, нелюбознателен, безынициативен, двигательно расторможен, заторможен, подвижен, уравновешен, медлителен, вынослив, легко утомляем, долго убирает игрушки, долго одевается, боится темноты, животных, неизвестности и др., сочетание нескольких форм.
Оценка поведения
1. Поведение без отклонений — положительная характеристика по всем показателям.
2. Поведение с отклонениями:
по одному-двум показателям — группа внимания; по трем-четырем показателям — группа риска; по пяти-шести показателям — группа высокого риска; по семи—десяти показателям (по большинству или всем) — диспансерная группа.
Примечания:
1. Оценка поведения может быть сделана только в результате наблюдения за ребенком не менее 1 мес.
2. Если оценка производится на момент обследования, то следует указать: "В настоящее время".