Хранение, обработка и передача информации




Введение

Информация в 21 веке находится в открытом доступе. Телевидение, Интернет, печатные издания, радиовещание – это только малая часть ресурсов, откуда ее можно почерпнуть. Сейчас любой человек может найти сведения о чем угодно, набрав запрос в поисковой строке, – и вот все как на ладони. Но когда речь заходит о секретных материалах и конфиденциальной информации, не так-то просто становится найти нужные данные – будь то для личных целей или, например, для разоблачения тайн особо важных персон или организаций. Информация может быть уязвима, но для предотвращения пагубных последствий существует понятие защита информации.

 

Понятие информация

Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление.

Понятие «информация» используется в различных науках, при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий. Философский подход: информация – это взаимодействие, отражение, познание. Кибернетический подход: Информация – это характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи.

 

Можно выделить следующие подходы к определению информации:

· традиционный (обыденный) - используется в информатике: Информация – это сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).

· вероятностный - используется в теории об информации: Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний.

Качественно предоставляемая информация должна обладать следующими свойствами:

· Объективность – не зависит от чьего-либо мнения

· Достоверность – отражает истинное положение дел

· Полнота – достаточна для понимания и принятия решения

· Актуальность – важна и существенна для настоящего времени

· Ценность (полезность, значимость) – обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того, чтобы принимать правильные решения

· Понятность (ясность) – выражена на языке, доступном получателю

Классификация информации:

· По способам восприятия - визуальная, аудиальная, Тактильная, обонятельная, вкусовая;

· По формам представления – текстовая, числовая, графическая, музыкальная, комбинированная и т.д;

· По общественному значению:

§ Массовая – обыденная, общественно-политическая, эстетическая;

§ Специальная – научная, техническая, управленческая, производственная;

§ Личная – наши знания, умения, интуиция.

В зависимости от категории доступа к ней информация подразделяется:

· на информацию с ограниченным доступом (которая в свою очередь делится на информацию, существующую в виде государственной тайны и информацию, существующую в виде конфиденциальной информации);

 

· открытую (общедоступную) информацию.

К открытой информации относится: вся не правовая информация, а также информация о выборах и референдуме; официальные документы, обязательно представляемая информация.

К сведениям конфиденциального характера согласно Указу Президента РФ от 06.03.1997 № 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера", отнесены:

· сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях. При этом сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными;

· сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 К" 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

· служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна);

· сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

· сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

· сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Хранение, обработка и передача информации

Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить. Хранение информации — это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга – библиотека, картина – музей, фотография – альбом). Информационная система — это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур – главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему, поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляет собой стандартные, формализованные процедуры.

Нередко возникает потребность в передаче информации. В процессе передачи обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации — канал связи. Каналы связи могут быть разными в зависимости от технических устройств.

При получении или передаче информации также возникает необходимость ее обработки. Обработка информации — преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

Защита информации

Современные методы обработки, передачи и накопления информации поспособствовали появлению угроз, связанных с возможностью потери, искажения и раскрытия данных, адресованных или принадлежащих конечным пользователям. Поэтому обеспечение информационной безопасности компьютерных систем и сетей сейчас является одним из ведущих направлений развития ИТ.

Защита информации — это деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

Цель защиты информации — желаемый результат защиты информации. Целью защиты информации может быть предотвращение ущерба собственнику, владельцу, пользователю информации в результате возможной утечки информации и/или несанкционированного и непреднамеренного воздействия на информацию.

Система защиты информации — совокупность органов и исполнителей, используемая ими техника защиты информации, а также объекты защиты, организованные и функционирующие по правилам, установленным соответствующими правовыми, организационно-распорядительными и нормативными документами по защите информации.

Под информационной безопасностью понимают защищенность информации от незаконного хранения, обработки и уничтожения, а также защищенность информационных ресурсов от воздействий, направленных на нарушение их работоспособности. Природа этих воздействий может быть самой разнообразной.

Это и попытки проникновения злоумышленников, и ошибки персонала, и выход из строя аппаратных и программных средств, и стихийные бедствия (землетрясение, ураган, пожар) и т. п.

Современная автоматизированная система (АС) обработки информации представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты АС можно разбить на следующие группы:

• аппаратные средства — компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства — дисководы, принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т. д.);

• программное обеспечение — приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; ОС и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т. д.;

• данные — хранимые временно и постоянно, на магнитных носителях, печатные, архивы, системные журналы и т. д.;

• персонал — обслуживающий персонал и пользователи.

Существуют три базовых принципа, которые должны осуществляться. В случае несоблюдения принципов можно говорить о наличии утечки или искажении информации.

1. Конфиденциальность – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя, а также обеспечение невозможности доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения.

2. Целостность – отсутствие в защищаемой информации каких-либо несанкционированных изменений (как случайных, так и преднамеренных).

3. Достоверность – гарантия того, что информация получена из известного доверенного или из надежного источника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: