СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ, УКРАИНЕ, РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ




Малое предпринимательство выступает основой экономики как многих развитых стран мира, так и развивающихся. Оно играет существенную роль в экономике как за количеством субъектов хозяйствования и численностью занятых на них, так и по объемам производства продукции (работ, услуг).

По данным ежегодного отчета о европейские малые предприятия, в 2016-2017 гг. Наибольший вклад малых предприятий в занятость населения наблюдался на Кипре, в Болгарии, Эстонии, Греции, Италии, Латвии, Литве, Мальте и Португалии, где средняя доля составляла более трех четвертей общей занятости в секторе нефинансовых услуг.

В 2016 г. в странах – членах ЕС доля малых предприятий в общем количестве субъектов хозяйствования составляла 98,8%, а в общей занятости – 49,8%, в добавленной стоимости – 38,7%. Рассмотрим состояние малого предпринимательства на примере Украины, Российской Федерации и Республики Беларусь.

По данным главстата Украины представлены данные о доли малых предприятий по стране (рис. 1, 2).

 

Рисунок 1 – Динамика доли малых предприятий в Украине

Рисунок 2 – Количество всех предприятий и предприятий малого предприятия

 

Анализ динамики доли малых предприятий в общем количестве предприятий-субъектов предпринимательской деятельности за период 2010–2019 гг. свидетельствует, что этот временной отрезок характеризуется различными явлениями. Так с 2010 года по 2011 год количество предприятий малого предпринимательства сократилось на 3115 единиц, при этом их доля в общем количестве осталась на прежнем уровне.

С 2012 года по 2013 год количество всех предприятий и доли малых предприятий возрасло. При этом в период с 2013 года по 2015 год наблюдается снижение общего количества предприятий, однако доля малого предпринимательства увеличилась. В 2016 год все анализируемые значения снизились. С 2017 года по 2019 год количество всех предприятий увеличивается, при этом доля малых предприятий сократилась и достигла 95,2%, что является высоким показателем.

Еще одним основным показателем характеристики малого предпринимательства на уровне государства является доля занятого населения в малом бизнесе (рис. 3).

 

Рисунок 3 – Доля занятых в малом бизнесе по странам

 

Значимость малого предпринимательства для национальной экономики бесспорна: это и новые рабочие места, и развитие отраслей и регионов, о чем свидетельствуют статистические показатели, в том числе доля малого предпринимательства в общем количестве занятых. Так, доля малого предпринимательства в общей численности занятых составляет более половины в США и Франции – 54,0%, в Италии – 73,0%, в Японии – 78,0% [13]. В Украине этот показатель в течение 2010-2019 гг. составлял 8,0-11,0%, что свидетельствует о медленные тенденции процесса формирования и развития малого предпринимательства в стране.

Анализ уровня занятости в малом бизнесе в стране в течение 2010-2015 гг. свидетельствует о неравномерном развитии. Так, с 2011 г. по 2013 г. доля занятых в сфере малого предпринимательства в общем количестве занятых работников в Украине была меньше, чем за весь анализируемый период. С 2015 года по 2019 год данный показатель возрастает до уровня 11,14%, при том, что в 2015 году он составлял 11,91%.

Согласно данным Росстата, на территории современной России в период с 2010 года по 2016 год наблюдается увеличение количества малых предприятий, а с 2017 года по 2018 год сокращение на 3,4%, что подтверждается рисунком 4.

Рисунок 4 – Количество всех предприятий и предприятий малого предприятия

При этом на рисунке 2.3 видно, что с 2011 года 2019 год доля занятого населения в малом бизнесе сокращается, при чем в 2016 года данный показатель достиг своего минимума и составил 7,88%. Малому бизнесу в России не отводится большая роль, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой. Доля малых предприятий в ВВП ниже уровня развитых стран в 5-6 раз, на долю занятых в малом предпринимательстве приходится в 5-7 раз, по количеству малых предприятий на 1000 жителей приходится в 6-12 раз меньше предприятий.

Это даёт повод задуматься над тем, что на данный момент в огромной стране большой неиспользованный потенциал для развития малого предпринимательства. Более того, предстоит повысить его роль в экономике страны.

Для последних двадцати лет характерно стихийное развитие малого бизнеса, и, как правило, полное отсутствие поддержки со стороны государственного и регионального управления. В силу этого можно рассуждать о негативных и позитивных явлениях в его развитии.

Современный этап развития предпринимательства в Республике Беларусь характеризуется тем, что на уровне государства и общества необходимость активизации частной инициативы рассматривается не только как способ обеспечения занятости населения, но и как один из существенных источников стабильного экономического роста. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики Республики Беларусь.

Сектор малого предпринимательства в Республике Беларусь в последние годы претерпел множество изменений, что можно увидеть на рисунке 2.5. С 2010 года по 2014 год наблюдается рост количества малых предприятий, а с 2015 года по 2016 год резкое сокращение. До 2019 года количество малых предприятий постоянно колебалось и к концу года составила 11753 единицы, что практически соответствует уровню 2010 года.

 

Рисунок 5 – Динамика количества малых предприятий Республики Беларусь

 

При этом доля малого бизнеса в общем количестве предприятий Республики устойчиво сокращается (рис. 6). Одной из главных проблем развития малого и среднего предпринимательства является налогообложение: согласно рейтингу Doing Business, по состоянию на начало 2016 года, Республика Беларусь занимала 63-е место по данному фактору, спустившись на 3 позиции по сравнению с 2015 годом. Налогообложение субъектов хозяйствований в Республике Беларусь характеризуется крайне высокой общей налоговой ставкой (51,8% от суммы коммерческой прибыли предприятия), увеличением удельного веса косвенных налогов, что приводит к повышению конечной стоимости товара для потребителя.

К проблемам малых предприятий Республики Беларусь можно также отнести недостаток финансирования. При недостатке собственных средств, возникает необходимость поиска дополнительных финансовых ресурсов. При кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса возникают следующие проблемы: высокие 33% ставки по кредитам, отсутствие отсрочки по процентным платежам, а также обязательное требование наличия положительной кредитной истории, которую вновь создаваемые предприятия не имеют вообще.

 

Рисунок 2.6 – Доля малого бизнеса во всем предпринимательстве Республики Беларусь

 

Подводя итоги вышесказанному можно сделать вывод, что в трех анализируемых странах состояние малого бизнеса находится на разных стадиях развития. Однако, проблемы стимулирования его развития обусловлены существованием административных и экономических барьеров. Для активизации малого бизнеса и раскрытия его потенциала необходимо в первую очередь внедрить эффективные механизмы финансовой поддержки предпринимателей, упростить систему налогообложения и снизить налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования, а также повышением стимулирования инвестирования в данную категорию бизнеса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: