Тема Разноцветные страницы
Цель деятельности педагога: обобщить и систематизировать знания по произведениям из «Разноцветные страницы.»
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение анализировать произведение, объяснять смысл названия и находить его связь с содержанием; читать произведение осознанно и с нужной интонацией.
Личностные:умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное и бережное отношение к природе, к животным.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями, понимать знаки, символы.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, участвовать в диалоге, сопоставлять и описывать поступки героев, их внешность, описывать пейзаж, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе пересказа прочитанного произведения и объяснения смысла его названия.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; непродуктивный.
Образовательные ресурсы: ребусы; карточки с загадками; карточки с отрывками произведений; изображения животных; энциклопедия о животных.
Ход урока
I. Постановка цели урока.
– Прочтите ребусы:
а) б) в)
(Драка.) (Улыбка.) (Доброта.)
– Какие слова относятся к дружбе?
Закрепление знаний учащихся.
1. Речевая минутка.
– Прочтите чистоговорку:
Тра-тра-тра – веселится и играет детвора.
Ать-ать-ать – в играх надо уступать.
Ись-ись-ись – с другом не дерись.
Бро-бро-бро – делай людям лишь добро.
Кно-кно-кно – я с семьёй иду в кино.
Гру-гру-гру – мы закончили игру.
3. Чтение произведений из рубрики «Разноцветные страницы» на с. 76–77 учебника (часть 2).
– Прочтите быстро, целыми словами стихотворение В. Берестова.
– О ком это стихотворение?
– Что делают цыплята?
– Прочтите, какую песенку они поют.
– Прочтите выразительно стихотворение Е. Благининой, соблюдая знаки препинания.
– О ком это стихотворение?
– Почему мышке страшно жить в норке?
– Прочтите четверостишие о жуке.
– Где был домик у жука?
– Что случилось с его домиком?
– С какой интонацией надо прочитать это стихотворение?
– Прочтите стихотворение о мышонке выразительно.
– О чём просит мышонка мышь?
– Сделайте мышонку предупреждение: «Тише, не шуми!».
– Прочтите выразительно целыми словами стихотворение о смешной птице.
– Почему птица в лесу не может научиться петь, как петух?
– Что вы знаете о кукушке?
Физкультминутка
Кулик
Влез кулик молодой
На колоду –
Бултых в воду.
Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох.
Влез на колоду
– И снова в воду.
Совсем кулик
Головою поник.
Вспомнил кулик молодой,
Что у него за спиной
Крылья.
И полетел.
(Дети произносят текст, затем садятся на корточки, обхватывая колени руками и низко опустив голову, несколько раз повторяют приседания. Затем встают, вытягивают руки в стороны и встряхивают ими. Прыгают на месте, помахивая руками.)
IV. Обобщение знаний учащихся.
1. Кроссворд «Животные».
– Рассмотрите иллюстрацию:
– Решите кроссворд и прочтите ключевое слово.
Ответ: 1. Жук. 2. Лиса. 3. Сова. 4. Лось. 5. Крот. 6. Гусеница. 7. Мышь. 8. Ёж.
Ключевое слово: животные.
– Объясните слова Н. Сладкова «Мы в ответе не только за себя, но и за братьев наших меньших».
– О каких животных, изображённых в кроссворде, мы прочитали?
– Как называются эти произведения?
– Кто их автор?
2. Викторина «Узнай произведение о животных».
Учащиеся читают отрывки из произведений, записанные на карточках, и угадывают название произведения и его автора.
Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все герои, ать-два!..
(В. Берестов «Лягушата».)
…Имя я щенку придумал,
Я его видал во сне…
(И. Токмакова «Купите собаку».)
…Все ушли
И одного
В доме
Заперли его…
(С. Михалков «Трезор».)
«…Подошли звери к ящику, стали его осматривать, обнюхивать и облизывать…»
(Д. Хармс «Храбрый ёж».)
Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!
(С. Михалков «Важный совет».)
«– Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!..»
(Н. Сладков «Лисица и Ёж».)
«…– А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики…»
(В. Осеева «Собака яростно лаяла».)
3. Работа в парах.
– Выберите произведения, которые вам больше всего понравились.
– Прочтите их выразительно целыми словами друг другу.
4. Загадки о животных.
– Отгадайте загадки и вспомните, в каких произведениях мы читали об этих животных.