Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины





Пояснительная записка

«Эпидемиология и военная эпидемиология» – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об эпидемическом процессе, методах его изучения, а также о противоэпидемических мероприятиях и организации их проведения с целью предупреждения инфекционных заболеваний, снижения заболеваемости населения инфекционными болезнями и ликвидации отдельных инфекций, а также об эпидемическом процессе в воинских коллективах и организации противоэпидемического обеспечения войск в военное и мирное время.

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

– образовательными стандартами по специальностям высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 01 «Лечебное дело» (ОС РБ 1-79 01 01-2008) и 1-79 01 02 «Педиатрия» (ОС РБ 1-79 01 02-2008), утвержденными и введенными в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40;

– типовыми учебными планами по специальностям высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 01 «Лечебное дело» (регистрационный № L 79-005/тип.) и 1-79 01 02 «Педиатрия» (регистрационный № L 79-007/тип.), утвержденными Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.

Типовая учебная программа дисциплины «Эпидемиология и военная эпидемиология» включает новейшие научные данные по теории эпидемического процесса и практике противоэпидемического обеспечения населения. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель преподавания и изучения дисциплины «Эпидемиология и военная эпидемиология» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о закономерностях и особенностях эпидемического процесса инфекционных болезней, актуальных для населения Республики Беларусь, а также в овладении студентами умениями и навыками профилактической и противоэпидемической работы, обеспечивающими квалифицированное выполнение функциональных обязанностей врачей-специалистов.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знаний, отражающих:

- структуру и содержание эпидемиологии как научной дисциплины;

- причины и условия, механизм развития и проявления эпидемического процесса при отдельных нозологических формах инфекционных и паразитарных болезней;

- закономерности возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения;

- теоретические и практические вопросы организации и проведения иммунопрофилактики инфекционных болезней;

- принципы противоэпидемической работы на врачебном участке.

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:

- принципов противоэпидемического обеспечения населения при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии;

- методов проведения профилактики инфекционных заболеваний, актуальных для населения Республики Беларусь.

Специфика эпидемиологической подготовки врачей по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» определяет необходимость целенаправленного изучения студентами инфекционных заболеваний, имеющих распространение среди взрослого населения (ВИЧ-инфекция и СПИД, опоясывающий лишай, вирусные гепатиты B, D, C).

Специфика эпидемиологической подготовки врачей по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» определяет необходимость целенаправленного изучения студентами инфекционных заболеваний, имеющих распространение среди населения детского возраста (менингококковая инфекция, скарлатина, ротавирусная инфекция).

Преподавание и успешное изучение дисциплины эпидемиология и военная эпидемиология осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Медицинская биология и общая генетика. Популяционная структура человечества; основы экологии и паразитологии.

Инфекционные болезни(для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»).Особенности клинических проявлений, патогенеза, диагностики и лечения отдельных инфекционных и паразитарных болезней человека.

Детские инфекционные болезни(для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»).Особенности клинических проявлений, патогенеза, диагностики и лечения отдельных инфекционных и паразитарных болезней у детей.

Фтизиопульмонология(для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»).Особенности, иммунитета и аллергии при туберкулезе; иммунопрофилактика туберкулеза.

Микробиология, вирусология, иммунология. Основы учения об инфекции; этиология бактериальных и вирусных инфекций; важнейшие свойства возбудителей инфекционных болезней (неоднородность популяций, устойчивость во внешней среде, чувствительность к дезинфицирующим средствам, антибиотикам, температурному фактору); микробиологические основы антисептики, дезинфекции и стерилизации; иммунодиагностика и иммунопрофилактика инфекционных болезней.

Общая гигиена и военная гигиена. Окружающая среда как совокупность природных и социальных элементов, их влияние на здоровье населения; проблемы личной гигиены.

Гигиена детей и подростков(для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»).Гигиенические принципы размещения, планировки и санитарного содержания учреждений для детей и подростков; гигиенические основы организации учебно-воспитательного процесса, питания и закаливания в учреждениях для детей и подростков.

Структура учебной программы дисциплины «Эпидемиология и военная эпидемиология»:

1. Общая эпидемиология.

2. Иммунопрофилактика инфекционных болезней.

3. Частная эпидемиология.

4. Внутрибольничные инфекции.

5. Клиническая эпидемиология.

6. Военная эпидемиология.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

- принципы и методы санитарно-бактериального контроля и неспецифической профилактики инфекций в организациях здравоохранения,

- факторы, механизмы развития и проявления эпидемического процесса;

- основы системы противоэпидемического обеспечения населения в мирное и военное время;

- основы клинической эпидемиологии;

- проблемы внутрибольничных инфекций и эпидемиологии неинфекционных болезней;

- разделы эпидемиологии, ее место в структуре медицинских наук и практике здравоохранения;

- основную группировку противоэпидемических мероприятий;

- общую характеристику основных групп дезинфицирующих средств, методов и видов дезинфекции и стерилизации;

- организационную структуру иммунопрофилактики, показания и противопоказания к проведению прививок, схемы применения различных прививочных препаратов, календарь профилактических прививок;

- факторы, механизм развития и проявления эпидемического процесса, основные профилактические и противоэпидемические мероприятия при отдельных инфекционных болезнях;

- эпидемиологическую характеристику и основы профилактики паразитарных болезней;

- группировку возбудителей инфекционных болезней – вероятных агентов биотерроризма.

 

Студент долженуметь:

- эпидемиологически обосновать программы профилактики заболеваемости населения неинфекционными болезнями;

- проводить профилактические прививки с применением различных прививочных препаратов и схем, профилактику постпрививочных реакций;

- обосновать и организовать мероприятия по дезинфекции и стерилизации в зависимости от эпидемиологических особенностей инфекции;

- составить индивидуальный календарь профилактических прививок в соответствии с возрастом прививаемого;

- проводить первичные противоэпидемические и профилактические мероприятия при различных инфекционных болезнях;

- применять методы профилактики, диагностики и оказания медицинской помощи при пищевых отравлениях;

- применять приемы профилактики внутрибольничных инфекций;

- применять знания общего учения об эпидемическом процессе для объяснения проявлений эпидемического процесса;

- выбирать противоэпидемические мероприятия в соответствии с эпидемической ситуацией.

Характеристика рекомендуемых методов обучения.При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, лабораторные занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и лабораторных занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

На лабораторных занятиях студенты изучают методические основы общей эпидемиологии и организации противоэпидемического обеспечения населения, обучаются методикам проведения первичных противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных болезней и основам организации иммунопрофилактики инфекционных болезней. Учатся правильно составлять планы противоэпидемических мероприятий при отдельных инфекционных заболеваниях, составлять индивидуальные календари профилактических прививок с учетом эпидемической ситуации, возраста и состояния здоровья пациентов, а также определять основные направления профилактики важнейших инфекционных заболеваний. Практическая подготовка обеспечивается также решением студентами ситуационных задач.

Студентов знакомят с особенностями противоэпидемической работы участкового врача-терапевта, элементами обеспечения собственной биобезопасности, этическими нормами при проведении иммунопрофилактики инфекционных болезней.

Самостоятельная работа студента организуется во время внеаудиторной работы с использованием следующих форм:

- решение ситуационных задач;

- самостоятельное составление индивидуального календаря прививок;

- самостоятельное составление плана противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.

В соответствии с типовым учебным планом по специальностям 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 02 «Педиатрия» на изучение учебной дисциплины отводится 76 часов, в том числе 50 аудиторных часов (10 ч. лекций, 40 ч. лабораторных занятий).

Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе лабораторных занятий. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета. Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний студентов.

Примерный тематический план

Наименование раздела (темы) Количество часов аудиторных занятий
лекций лабораторных
1. Общая эпидемиология
1.1. Эпидемиология как наука и дисциплина, ее место в структуре медицинских наук. Современное учение об эпидемическом процессе -
1.2. Основные эпидемиологические понятия -
1.3. Противоэпидемические мероприятия и средства -
1.4. Противоэпидемическая работа в организациях здравоохранения -
2. Иммунопрофилактика инфекционных болезней
2.1. Основы иммунопрофилактики инфекционных болезней -
2.2. Иммунопрофилактика инфекционных болезней: инструктивно-нормативные документы, органи­зационная структура, основные функции амбулаторно-поликлинических организаций, учетно-отчетные документы, планирование, оценка качества и эффективности -
2.3. Иммунопрофилактика вирусного гепатита В, туберкулеза, коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, краснухи -
2.4. Иммунопрофилактика бешенства, гриппа, Hib-инфекции, вирусного гепатита А, папилломавирусной инфекции   -
3. Частная эпидемиология -
3.1. Кишечные инфекции: эпидемический процесс, основы противоэпидемических и профилактических мероприятий -
3.2. Аэрозольные инфекции: эпидемический процесс, основы противоэпидемических и профилактических мероприятий -
3.2. Герпесвирусные инфекции: эпидемический процесс, основы противоэпидемических и профилактических мероприятий -
3.3. Инфекции с преимущественно парентеральным механизмом заражения: эпидемический процесс, основы противоэпидемических и профилактических мероприятий -
4. Внутрибольничные инфекции -
4.1. Внутрибольничные инфекции: эпидемиологическая характеристика, основы инфекционного контроля -
5. Клиническая эпидемиология -
5.1. Основы клинической эпидемиологии -
6. Военная эпидемиология
6.1. Основы военной эпидемиологии. Противоэпидемические мероприятия в воинской части в военное время -
6.2. Основы биологической защиты войск и этапов медицинской эвакуации -
Всего часов

 

Содержание учебного материала

ОБЩАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ





Читайте также:
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.025 с.