Пояснительная записка
«Эпидемиология и военная эпидемиология» – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об эпидемическом процессе, методах его изучения, а также о противоэпидемических мероприятиях и организации их проведения с целью предупреждения инфекционных заболеваний, снижения заболеваемости населения инфекционными болезнями и ликвидации отдельных инфекций, а также об эпидемическом процессе в воинских коллективах и организации противоэпидемического обеспечения войск в военное и мирное время.
Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
– образовательными стандартами по специальностям высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 01 «Лечебное дело» (ОС РБ 1-79 01 01-2008) и 1-79 01 02 «Педиатрия» (ОС РБ 1-79 01 02-2008), утвержденными и введенными в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40;
– типовыми учебными планами по специальностям высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 01 «Лечебное дело» (регистрационный № L 79-005/тип.) и 1-79 01 02 «Педиатрия» (регистрационный № L 79-007/тип.), утвержденными Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.
Типовая учебная программа дисциплины «Эпидемиология и военная эпидемиология» включает новейшие научные данные по теории эпидемического процесса и практике противоэпидемического обеспечения населения. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.
Цель преподавания и изучения дисциплины «Эпидемиология и военная эпидемиология» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о закономерностях и особенностях эпидемического процесса инфекционных болезней, актуальных для населения Республики Беларусь, а также в овладении студентами умениями и навыками профилактической и противоэпидемической работы, обеспечивающими квалифицированное выполнение функциональных обязанностей врачей-специалистов.
Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знаний, отражающих:
- структуру и содержание эпидемиологии как научной дисциплины;
- причины и условия, механизм развития и проявления эпидемического процесса при отдельных нозологических формах инфекционных и паразитарных болезней;
- закономерности возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения;
- теоретические и практические вопросы организации и проведения иммунопрофилактики инфекционных болезней;
- принципы противоэпидемической работы на врачебном участке.
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:
- принципов противоэпидемического обеспечения населения при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии;
- методов проведения профилактики инфекционных заболеваний, актуальных для населения Республики Беларусь.
Специфика эпидемиологической подготовки врачей по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» определяет необходимость целенаправленного изучения студентами инфекционных заболеваний, имеющих распространение среди взрослого населения (ВИЧ-инфекция и СПИД, опоясывающий лишай, вирусные гепатиты B, D, C).
Специфика эпидемиологической подготовки врачей по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» определяет необходимость целенаправленного изучения студентами инфекционных заболеваний, имеющих распространение среди населения детского возраста (менингококковая инфекция, скарлатина, ротавирусная инфекция).
Преподавание и успешное изучение дисциплины эпидемиология и военная эпидемиология осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин:
Медицинская биология и общая генетика. Популяционная структура человечества; основы экологии и паразитологии.
Инфекционные болезни (для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»).Особенности клинических проявлений, патогенеза, диагностики и лечения отдельных инфекционных и паразитарных болезней человека.
Детские инфекционные болезни (для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»).Особенности клинических проявлений, патогенеза, диагностики и лечения отдельных инфекционных и паразитарных болезней у детей.
Фтизиопульмонология (для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»).Особенности, иммунитета и аллергии при туберкулезе; иммунопрофилактика туберкулеза.
Микробиология, вирусология, иммунология. Основы учения об инфекции; этиология бактериальных и вирусных инфекций; важнейшие свойства возбудителей инфекционных болезней (неоднородность популяций, устойчивость во внешней среде, чувствительность к дезинфицирующим средствам, антибиотикам, температурному фактору); микробиологические основы антисептики, дезинфекции и стерилизации; иммунодиагностика и иммунопрофилактика инфекционных болезней.
Общая гигиена и военная гигиена. Окружающая среда как совокупность природных и социальных элементов, их влияние на здоровье населения; проблемы личной гигиены.
Гигиена детей и подростков (для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»).Гигиенические принципы размещения, планировки и санитарного содержания учреждений для детей и подростков; гигиенические основы организации учебно-воспитательного процесса, питания и закаливания в учреждениях для детей и подростков.
Структура учебной программы дисциплины «Эпидемиология и военная эпидемиология»:
1. Общая эпидемиология.
2. Иммунопрофилактика инфекционных болезней.
3. Частная эпидемиология.
4. Внутрибольничные инфекции.
5. Клиническая эпидемиология.
6. Военная эпидемиология.
Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины
Студент должен знать:
- принципы и методы санитарно-бактериального контроля и неспецифической профилактики инфекций в организациях здравоохранения,
- факторы, механизмы развития и проявления эпидемического процесса;
- основы системы противоэпидемического обеспечения населения в мирное и военное время;
- основы клинической эпидемиологии;
- проблемы внутрибольничных инфекций и эпидемиологии неинфекционных болезней;
- разделы эпидемиологии, ее место в структуре медицинских наук и практике здравоохранения;
- основную группировку противоэпидемических мероприятий;
- общую характеристику основных групп дезинфицирующих средств, методов и видов дезинфекции и стерилизации;
- организационную структуру иммунопрофилактики, показания и противопоказания к проведению прививок, схемы применения различных прививочных препаратов, календарь профилактических прививок;
- факторы, механизм развития и проявления эпидемического процесса, основные профилактические и противоэпидемические мероприятия при отдельных инфекционных болезнях;
- эпидемиологическую характеристику и основы профилактики паразитарных болезней;
- группировку возбудителей инфекционных болезней – вероятных агентов биотерроризма.
Студент должен уметь:
- эпидемиологически обосновать программы профилактики заболеваемости населения неинфекционными болезнями;
- проводить профилактические прививки с применением различных прививочных препаратов и схем, профилактику постпрививочных реакций;
- обосновать и организовать мероприятия по дезинфекции и стерилизации в зависимости от эпидемиологических особенностей инфекции;
- составить индивидуальный календарь профилактических прививок в соответствии с возрастом прививаемого;
- проводить первичные противоэпидемические и профилактические мероприятия при различных инфекционных болезнях;
- применять методы профилактики, диагностики и оказания медицинской помощи при пищевых отравлениях;
- применять приемы профилактики внутрибольничных инфекций;
- применять знания общего учения об эпидемическом процессе для объяснения проявлений эпидемического процесса;
- выбирать противоэпидемические мероприятия в соответствии с эпидемической ситуацией.
Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, лабораторные занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и лабораторных занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.
На лабораторных занятиях студенты изучают методические основы общей эпидемиологии и организации противоэпидемического обеспечения населения, обучаются методикам проведения первичных противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных болезней и основам организации иммунопрофилактики инфекционных болезней. Учатся правильно составлять планы противоэпидемических мероприятий при отдельных инфекционных заболеваниях, составлять индивидуальные календари профилактических прививок с учетом эпидемической ситуации, возраста и состояния здоровья пациентов, а также определять основные направления профилактики важнейших инфекционных заболеваний. Практическая подготовка обеспечивается также решением студентами ситуационных задач.
Студентов знакомят с особенностями противоэпидемической работы участкового врача-терапевта, элементами обеспечения собственной биобезопасности, этическими нормами при проведении иммунопрофилактики инфекционных болезней.
Самостоятельная работа студента организуется во время внеаудиторной работы с использованием следующих форм:
- решение ситуационных задач;
- самостоятельное составление индивидуального календаря прививок;
- самостоятельное составление плана противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.
В соответствии с типовым учебным планом по специальностям 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 02 «Педиатрия» на изучение учебной дисциплины отводится 76 часов, в том числе 50 аудиторных часов (10 ч. лекций, 40 ч. лабораторных занятий).
Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе лабораторных занятий. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета. Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний студентов.
Примерный тематический план
Наименование раздела (темы) | Количество часов аудиторных занятий | |
лекций | лабораторных | |
1. Общая эпидемиология | ||
1.1. Эпидемиология как наука и дисциплина, ее место в структуре медицинских наук. Современное учение об эпидемическом процессе | - | |
1.2. Основные эпидемиологические понятия | - | |
1.3. Противоэпидемические мероприятия и средства | - | |
1.4. Противоэпидемическая работа в организациях здравоохранения | - | |
2. Иммунопрофилактика инфекционных болезней | ||
2.1. Основы иммунопрофилактики инфекционных болезней | - | |
2.2. Иммунопрофилактика инфекционных болезней: инструктивно-нормативные документы, организационная структура, основные функции амбулаторно-поликлинических организаций, учетно-отчетные документы, планирование, оценка качества и эффективности | - | |
2.3. Иммунопрофилактика вирусного гепатита В, туберкулеза, коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, краснухи | - | |
2.4. Иммунопрофилактика бешенства, гриппа, Hib-инфекции, вирусного гепатита А, папилломавирусной инфекции | - | |
3. Частная эпидемиология | - | |
3.1. Кишечные инфекции: эпидемический процесс, основы противоэпидемических и профилактических мероприятий | - | |
3.2. Аэрозольные инфекции: эпидемический процесс, основы противоэпидемических и профилактических мероприятий | - | |
3.2. Герпесвирусные инфекции: эпидемический процесс, основы противоэпидемических и профилактических мероприятий | - | |
3.3. Инфекции с преимущественно парентеральным механизмом заражения: эпидемический процесс, основы противоэпидемических и профилактических мероприятий | - | |
4. Внутрибольничные инфекции | - | |
4.1. Внутрибольничные инфекции: эпидемиологическая характеристика, основы инфекционного контроля | - | |
5. Клиническая эпидемиология | - | |
5.1. Основы клинической эпидемиологии | - | |
6. Военная эпидемиология | ||
6.1. Основы военной эпидемиологии. Противоэпидемические мероприятия в воинской части в военное время | - | |
6.2. Основы биологической защиты войск и этапов медицинской эвакуации | - | |
Всего часов |
Содержание учебного материала
ОБЩАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ