Оценочные и методические материалы




Рабочая программа

Начального общего образования

По трудовому обучению

Для учащихся 1-4-х классов

На 2019-2020 учебный год

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5. ФОРМЫАТТЕСТАЦИИ

6. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК

Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Трудовое обучение. 1-4 кл.» / сост. Кулик М.С., Беликова И.Г., Чишко П.Н., Полякова М.А., Швецова С.Н., Пасечник Е.Е., Борзило С.А. – 4-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019.- 29с., утвержденная Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1133; Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2019 года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020 учебном году»; Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1135 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году»; Методических рекомендаций по осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году; Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1134 «Об использовании учебников, учебных и учебно-методических пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году»; рабочего учебного плана школы на 2019-2020 учебный год; рабочего календарного графика на 2019-2020 учебный год

В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системнодеятельностный, личностно ориентированный, метапредметный, культурологический подходы. Учебный предмет «Трудовое обучение» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Государственный образовательный стандарт начального общего образования в рамках предметной области «Технология» определяет, что предметные результаты освоения учебного предмета «Трудовое обучение» должны быть ориентированы на формирование первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий, о многообразии предметов материальной культуры как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о материалах и их свойствах, о конструировании, моделировании.

Предметные результаты должны обеспечивать приобретение:

· навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

· опыта самостоятельной и совместной практической продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации при создании предметной и информационной среды, выполнении учебно-познавательных, технологических и организационных задач, использование приоритетных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских и художественно-конструкторских задач, в том числе с использованием информационной среды;

· навыков безопасного пользования необходимыми инструментами в предметно- преобразующей деятельности.

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе трудовому обучению должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей. Предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств, как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им объектов материального мира. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.

Задачи изучения дисциплины:

· формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

· получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

· формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

· расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;

· расширение знаний о материалах и их свойствах, технологии использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

· усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

· развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

· развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);

· развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений; развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

· приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;

· формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

· усвоение правил техники безопасности;

· использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

· формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;

· духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и

ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

· приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

· приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно - конструкторских задач.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Тема Количество часов по плану
  1 класс 1 час в неделю 32ч
  Узнаём, как работают мастера
  Учимся работать с разными материалами 12ч
  Поднимаемся по ступенькам мастерства 13ч
  Конструируем и решаем задачи
  2 класс 33 ч
  Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях 7 ч
  Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника 8 ч
  Изделия по мотивам народных образцов 3 ч
  Обработка ткани. Изделия из ткани 7 ч
  Декоративно-прикладные изделия различного назначения 8 ч
  3 класс 33 ч
  Формы и образы природы – образец для мастера 7 ч
  Вещи, создающие настроение праздника 10 ч
  Гармония стиля 9 ч
  От мира природы – к миру вещей 7 ч
  4 класс 33 ч
  Из глубины веков – до наших дней 8 ч
  Традиции мастеров в изделиях для праздника 7 ч
  Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие 7 ч
  В каждом деле – свои секреты 11 ч

 

ФОРМЫАТТЕСТАЦИИ

Проверка и оценка знаний и умений учащихся по трудовому обучению

В I классе отметки за знания и умения учащихся не ставятся, а даётся словесная оценка: хорошо, отлично. Если работа выполнена плохо, то учитель показывает ученику, что и как надо изменить или сделать, чтобы изделие стало лучше.

Оценки выставляются со II класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними.

Для объективности оценки знаний и умений учащихся необходимо вести учёт усвоения программных требований каждым ребёнком. Примерная схема учёта программных знаний и умений для I класса приводится ниже. По аналогии учитель может составить схему и для II-IV классов.

Оценка может быть объективной в том случае, если учитель планирует опрос и наблюдения за учащимися

В плане урока он записывает фамилии 3-4 учащихся, за которыми будет наблюдать, как они соблюдают порядок на рабочем месте в течение всего урока;

3-4 учащихся, у которых проверит умения точно размечать детали на материале, у 3-4 учащихся, - умения правильно и точно резать но линиям разметки

 

Оценочные и методические материалы

I. Выполнение изделия в целом.

Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

Оценка «3» выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделий.

За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой.

Изделие с нарушением, конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: