Уровень V – Автономная (вегетативная) нервная система (Брюшко).




В целом – поддержание постоянства внутренней среды и ритмов тела - дыхания, пищеварения, терморегуляции, кровообращения тела. В филогенезе – это уровень существования червей. Нервная система червей – брюшная нервная цепочка и окологлоточное кольцо.

Активизация. В норме, на этом уровне, мы активизируемся от питания, пищеварения, потребления кислорода и т.п. – т.е. основных физиологических процессов тела.

Анатомически – системакрупных и мелких сплетений (ганглиев) тела, объединенных в общую сеть,

Основные свойства:

- включена постоянно,

- воздействие распространяется на все тело через цепочки ганглиев или сплетений,

Афферентный синтез – глубокая чувствительность и, возможно, висцеральная чувствительность.

Эфферентный синтез – автономная регуляция функционирования внутренних органов, всех функциональных систем тела.

Строение тела и движение – постуральные мышцы тела, по которым могут проходить волны мышечного напряжения, как у червя. Здесь же формируются позо-тонические ответы – опорные, осевые, вестибулярные.

Общение и собенности эмоционального реагирования, важные для диагностики – эмпатия, человек чувствует эмоциональное состояние другого человека. Со-чувствие, со-переживание.

Психика - устойчивость физического тела как основа устойчивости психической. Ось тела, как основа стержня личности. Целостная поза тела как основа целостной позиции.

Основная рабочая фраза: «Разрешить себе ЖИТЬ». Слова «жизнь» и «живот» - имеют один корень.

В телесной терапии работаем – от запястьев.

При хорошо включенном уровне V - мы чувствуем настроение и эмоции отдельного человека или групп людей.

В – Уровень синергий и штампов или таламопаллидарный уровень - уровень врожденных и приобретенных двигательных автоматизмов. В филогенезе – этот уровень является ведущим у рыб и амфибий.

Активизация – от движений, чем больше движений этого уровня, тем активнее жизнь; от контрастных изменений во внешней среде - изменения температуры, движения воздуха (ветер), давления и т.п.

Анатомическая основа – спинной мозг, древние части головного мозга; четверохолмие, древние части таламуса.

Ведущая афферентация уровнясинергий В – это афферентация собственного тела. Здесь глубокая (протопатическая) чувствительность дополняется поверхностной (диакритической) и проприорецепторной чувствительностью мышц и связок. Обоняние. Осязание.

Сигнальное зрение (боковое или периферическое зрение) и сигнальный слух. И видение и звучание вливается в нас само – так, как описывают свое восприятие аутисты; нет деления на фигуру (это уже с уровня С) и фон (остатки В-видения).

Эфферентный синтез – слажено, работают огромные мышечные ансамбли. Не участвует сознание (включение сознания тормозит В-движения).

Строение тела и движение – используются, в основном проксимальные мышцы тела. Четкое разделение на мышцы сгибатели и разгибатели в процессе движения. Сборка тела (мышечно-соединительнотканные увязки) идет по длинным диагоналям (например, левое плечо – правое бедро – правое колено – правая стопа и т.п.). Движения практически не утомляемы, повторяемы, ритмичны, грациозны, очень красивы и доставляют удовольствие. Рука работает целостно, как ласта. Кисть руки используется только для удержания или опоры, еще не введены в работу пальцы.

Основные свойства уровня – уровень полностью погружен в движение. Восприятие также требует движение.

Общение этого уровня – прикоснуться, прижаться, повозится. Движения могут быть одновременными (склеивание двух тел в одном движении) или чередоваться. Движения ласки. Жест доверия – повернутая к вам щека.

Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики – Удовольствие/ не удовольствие,страх. Врожденная неосознанная, выразительная мимика (сонные улыбки или гримаски новорожденных).

Психика – уровень В важен для построения высших автоматизмов, включая автоматизмы поведения, речи и мышления.

В социальном взаимодействии – привязанность.

Основная рабочая фраза: «Разрешить телу двигаться».

В телесной терапии работаем – от запястьев, с опорой на проксимальные мышцы тела; тело терапевта строится по большим диагоналям.

При хорошо включенном уровне В – неосознанное вписывание в текучий, меняющийся мир; жизнь и движение доставляют удовольствие.

С – Пирамидо-стриальный уровень пространственного поля. Уровень реального, здесь и сейчас, восприятия пространства, выделение и достижение значимых в этом пространстве целей. В филогенезе – на этом уровне существуют низшие млекопитающие и птицы (кроме врановых и попугаев).

Активизация – любопытство, интерес к объектам и целям врожденное свойство этого уровня; стремление к достижению цели.

Анатомическая основа. Уровень С1 – таламус и хвостатое ядро. Уровень С2 – первичные сенсорные и моторные зоны коры.

В основе афферентного синтеза (восприятия) – все виды телесной чувствительности, центральное зрение и слух объединяются в восприятие, узнавание целостного объекта – гештальт объекта. Восприятие «здесь и сейчас». Восприятия мира от себя.

Эфферентный синтез – движение, поведение по достижению реально воспринимаемой цели. Сознательный контроль движения тела в процессе достижения цели. Движения скручивания – спирали, пронация/супинация.

Движения и поведение по подражанию. Запечатление и присваивание новых движений и поведения.

Строение тела и движение. Главными, ведущими, становятся дистальные мышцы тела; постуральные и проксимальные мышцы используются как подчиненные. Повышенный тонус, напряжение, дистальных отделов тела. Мышцы сгибатели и разгибатели могут работать одновременно – например, при построении указательного жеста, при протягивании руки к цели.Мышечно-соединительнотканные увязки – строятся от точки центрирования, внизу живота – схема Головонога. Так начинают рисовать человека маленькие дети – так они себя чувствуют. Работает кисть и ее пальцы. 2-3 пальцы тяготеют к уровню С2 (указательный жест, схватывание); 4-5 пальцы к С1 (означают границы в пространстве). Как стремление к цели, появляется указательный жест.

Основное свойства уровня – активность. Мы смотрим, чтобы увидеть; слушаем, чтобы услышать; дотрагиваемся, чтобы почувствовать; принюхиваемся и пробуем на вкус.

Общение этого уровня. С1 – контактное общение дистальных отделов тела, кистей рук. С2 – общение на расстоянии – переглядывание, интонированное звучание. Со-внимание – присоединение к вниманию другого. Чередование, которое на более высоком уровне D, даст диалог.

Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики – любопытство, кураж на препятствие, радость достижения цели, разочарование, гнев.

Психика – формирование Я-сознания (на основе постоянного восприятия себя выделение себя как субъекта пространства). Появление границ, и своего тела, и пространства. Свои и чужие. Умение отстоять свое. Семья и воспитание детей. Выделение Лидера. Охота. Инстинкт собственника. Гнездо (дом). Собирательство (на более высоких уровнях, - знаний).

В социальном взаимодействии – интерес к людям.

Основная рабочая фраза: «Разрешить себе хотеть».

В телесной терапии работаем – от дистальных отделов тела, кисть руки, пальцы – все внутри напряжения. Поза терапевта достаточно симметрична и напряжениа.

При хорошо включенном уровне С – живем активно, с интересом, любопытством, к миру и людям. Четкий контроль реального мира.

Д – Теменно-премоторный уровень действий. Начиная с этого уровня, мы живем в представляемом мире. В филогенезе – уровень D является ведущим у высших млекопитающих, врановых и попугаев.

Активизация – от собственных представлений; встраивание в целостные ситуации; правильное поведение «как надо».

Анатомическая основа – вторичные сенсорны и моторные зоны, включая зоны Вернике и Брока.

В основе афферентного синтеза (восприятия) – лежит восприятие целостных ситуаций и схем, внутри собственных представлений. Например, звук мотора, на уровне С воспринимается как»машина»; на уровне D – «папа приехал». Восприятие целостных ситуаций, топологий (знаков) и схем. Возможны иллюзии, плацебо-эффект, гипноз.

Эфферентный синтез – Поведение внутри представляемых схем и ситуаций; достижение представляемых целей; формирование бытовых автоматизмов. Появляется предвосхищение действия, события, эмоции.

Строение тела и движение, поведение - тонкие пластичные мышечно-соединительнотканные увязки, пронизывающие мышцы более низких уровней; движения легкие, почти без тонуса, плавные, перетекающие одно в другое. Вы легко почувствуете пластику D-тела, если представите себя в роли Феи или Мага. В кистях рук – значимы ладони и кончики пальцев.

Поведение – как правильно, как надо. Врожденно встраивание в роль.

Основные свойства уровня – погружение в представляемый мир. Мифологическое мышление. Ролевое поведение.

Общение этого уровня – осуществляется только внутри архетипов – и ситуаций, и ролей. На это накладывается правила поведения «как надо» – причем в разных культурах эти правила могут сильно различаться. Возможна ложь.

 

Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики - обида, чувство вины, стыд, гордость, печаль. Но здесь же - «не пойман, не вор». Эмоции как знаки. Схемы эмоционального реагирование – поведение «как надо» - где надо плакать, а где смеяться. Например, в древности, на Руси, невесте положено было плакать; в современном мире – радоваться.

Психика - Осознание СЕБЯ внутри представляемого мира. Коллективное бессознательное. Я – как человек культуры. Поведение погружено в культуральные правила и нормы. Социальная ссылка. Поведение «как надо». Стремление быть «как все». Воля. Выбор. Вожак. Формирование высших автоматизмов, привычек. Знаки, жесты. Появление слов – как обозначение ситуаций.

Основная рабочая фраза: «Разрешить себе быть собой» (ситуации и роли часто затягивают и подчиняют себе).

В телесной терапии работаем – ладонями или кончиками пальцев; легкие прикосновении; при обучении – работаем из образа или из роли. Здесь с телом можно разговаривать и оно «отвечает».

В социальном взаимодействии – нежность, ласковость.

При хорошо включенном уровне D – успешная социализация в окружающем мире.

Группа уровней Е - Уровни интеллектуального регулирования действий (развернутая фразовая речь, письмо, интеллектуальные действия). В филогенезе – приматы и человек.

Активизация – мышление.

Анатомическая основа – кора лобной области и весь мозг в целом (возможно, волновые или голографические свойства).

В основе афферентного синтеза (восприятия) – восприятие внутри воображаемого мира, абстрактных представлений мышления.

Эфферентный синтез – творчество. Возможно внутри воображаемых или абстрактных представлений, практически оторванных от реальных действий. Понятия, обобщения, метафоры. Символы. Все виды речи. Творчество. Автоматизмы мышления и речи (при сохранности уровня В).

Строение тела и движение - тело целостно, прозрачно, «светится». Мышечно-соединительнотканные увязки - пока, не очень ясны. Хотя мы можем видеть тело, включенное в этот уровень при творческом музыкальном исполнении, в работе художника или хирурга. Появляются ямочки на наружной стороне кисти, в основании пальцев.

Основные свойства уровня – творческое и абстрактное мышление.

Общение этого уровня - формируется вокруг общей идеи. Со-зидание, со-творчество, со-думание.

Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики – интеллектуальные эмоции. Понимание эмоций. Понимание (прекрасного, красоты, гармонии, комического, трагического..). Совесть, честность, человечность, добродетель. Возможно погружение в полностью придуманный мир, где мы будем испытывать достаточно искренние эмоции (художественная литература, музыка. живопись…)

Психика – Трансцендентальное осознание себя как существа мыслящего.Я, как человек МИРА.Личностное действие личностная ответственность.

Принципы. Саморазвитие. Учитель.Наука. Искусство.

Основная рабочая фраза: «Разрешить себе иметь собственное мнение».

При хорошо включенном уровне – саморазвитие; творческое мышление; наука; искусство.

 

Список литературы

1. Бернштейн Н. А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.М.: ЧеРо, Юрайт, 2002. – 178с.

3. Меграбян А.А. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ Ереван: Армянское государственное издательство, 1962. – 283с.

4. Тхостов А.Ш. ПСИХОЛОГИЯ телесности. — М.: Смысл, 2002. — 287 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: