Перспективы развития музея




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет

Им. Н.И. Лобачевского»

(ННГУ)

ДЗЕРЖИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

ПРОГРАММА

развития военно-патриотического музея

«ВОЙНА-ПОИСК-ПАМЯТЬ»

Дзержинского филиала ННГУ

 

Мёртвые живы, пока есть живые,

Чтобы о них вспоминать.

(Эмиль Анрио)

 

 

г. Дзержинск


 

Разделы программы:

1. Концептуальная часть

2. Практическая часть

3. Управленческая часть

4. Прогноз результатов деятельности


 

Концептуальная часть

Нормативная база для разработки программы:

· Федеральный закон РФ "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" от 14 января 1993 г. N 4292-1;

· Федеральный закон «О музейном фонде РФ и музеях в РФ № 54-ФЗ от 26 мая 1996 года;

· Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года;

· Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

· Письмо Министерства образования России № 28-181/16 от 12 марта 2003 года «О деятельности музеев образовательных учреждений»;

· Закон Нижегородской области «О патриотическом воспитании граждан в Нижегородской области» № 102-З принят Законодательным Собранием 28 июля 2016 года.

 

Патриотизм и гражданственность - это наиболее значимые, непреходящие ценности, присущие всем сферам жизни общества и государства. Они являются важнейшим духовным достоянием личности, характеризуют высокий уровень её развития и проявляются в её активной деятельности на благо Отечества.

События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности военно-патриотического музея в создании системы патриотического воспитания в Дзержинском филиале ННГУ принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события истории Великой Отечественной войны, страницы истории поискового движения и деятельности по увековечению памяти погибших защитников Отечества еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию обучающихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

Программа определяет основные пути развития системы гражданско-патриотического воспитания обучающихся, содержит систематизированное изложение концептуальных основ патриотического воспитания, обновление его содержания в современных условиях, основных направлений в этой деятельности органов государственной власти, органов исполнительной власти города, профессорско-преподавательского и административного состава Дзержинского филиала ННГУ, общественных объединений.


 

Практическая часть

Военно-патриотический музей вуза - это не только музейные экспозиции, выставки, экскурсии, но и разнообразные формы работы: поиск и сбор материалов, встречи с ветеранами, запись воспоминаний, организация праздников, творческая и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, военно-исторических, туристических и других массовых мероприятиях.

Музейные экспонаты, помещение музея активно используется для проведения факультативов, филиальных и городских мероприятий.

Сегодня актуальной задачей российского общества является преемственность поколений и осуществление межпоколенной трансляции общечеловеческих ценностей в новых исторических условиях.

Для современного поколения молодежи и студентов война не является "живой памятью, а воспринимается отстраненно, как далекая история".

По данным статистики, до настоящего времени каждый второй, не вернувшийся с войны, числится без вести пропавшим. До сих пор во многих семьях бережно хранят память о не вернувшихся с войны родственниках, а отсутствие сведений об их гибели, о точном месте, времени и обстоятельствах отзывается болью в их сердцах.

Уходит не только поколение ветеранов, но и поколение их детей и даже внуков. И святая обязанность правнуков солдат и командиров Красной армии, победивших фашизм в той войне, отстоявших независимость Родины, защитивших жизнь, постараться сохранить память о них и передать эстафету следующему поколению.

Методы военно-патриотического воспитания на базе музея:

1. гражданско-патриотические и военно-исторические конференции, семинары, викторины, встречи с боевыми офицерами и ветеранами войн;

2. конкурсы стенных газет, викторин, плакатов, творческих работ (рефератов, докладов, рисунков)

3. создание тематических стендов, схем боевых действий, сравнительных таблиц;

4. проведение тематических экскурсий, в том числе и на базе других образовательных организаций (выездных);

5. создание альбомов памяти (история своей семьи; сражения и судьбы участников Великой Отечественной войны; деятельность ДМПО «Торнадо»);

Цели работы музея:

1. Формирование патриотического мировоззрения обучающихся.

2. Развитие поисковой деятельности совместно с ДМПО «Торнадо».

3. Развитие проектно-творческой и научно-исследовательской деятельности студентов.

4. Всестороннее развитие способностей студентов средствами музейной педагогики.

5. Вовлечение обучающихся в общественную деятельность.

6. Пополнение музейных фондов.

Задачи работы музея:

1. Изучение военной истории России и подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.

2. Изучение основ музееведения.

3. Организация встреч студентов с ветеранами боевых действий с целью формирования у них патриотизма и интереса к отечественной истории.

4. Развитие коммуникативных компетенций студентов.

5. Овладение практическими навыками проектно-творческой и научно-исследовательской деятельности.

6. Овладение практическими навыками поисковой работы.


Содержание деятельности музея

1. Организационная работа. Работа с фондами.

1) Планирование деятельности музея и актива Совета музея.

2) Оформление и регулярное обновление экспозиции музея.

Пополнение фондов.

Учет музейных экспонатов в книге поступления музея.

Учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, творческих работ) в книге учета научно-вспомогательного фонда.

Систематизация материалов.

Исследование и описание каждого предмета. Составление карточек.

3) Воспитательно-просветительская деятельность.

Создание системы информирования о важных событиях музейной работы в стране.

Оформление информационно-тематических стендов.

Проведение тематических военно-патриотических мероприятий.

Участие в традиционных и текущих мероприятиях по плану воспитательной работы.

 

Экспозиция включает экспонаты основного и вспомогательного фондов по следующим направлениям:

1) Вещественные памятники (остатки и детали оружия, военное снаряжение, обмундирование);

2) Письменные (письма, номера газет, книги, брошюры, воспоминания участников боевых действий);

3) Изобразительные (фотографии, плакаты, рисунки);

 

Для хранения фондов музея используются стеллажи, шкафы, папки, витрины.

В области хранения и учета музейного фонда много текущей работы:

- инвентарная картотека;

- предметная картотека;

- научная обработка собранных материалов;

- описание истории экспонатов.

2. Поисково-краеведческая

Большая часть вещественных экспонатов найдена во время поисковых экспедиций, направленных на увековечение памяти бойцов и командиров Красной Армии погибших в сражениях Великой Отечественной войны. Экспедиции проводились на территории Волгоградской, Смоленской и Тверской областей.

Исследовательская работа студентов дает возможность пополнять экспозиции аудио- и видеоматериалами по истории Великой Отечественной войны и поисковой деятельности.

3. Научно-исследовательская

Создание студенческих проектов по истории Великой Отечественной войны, связанных с историей семей, историей города Дзержинска и всей страны. Исследования истории предметов, хранящихся в фондах музея. Аналитические исследования вещественных источников. Работа с информационными ресурсами.

Регулярное обновление экспозиции музея (не реже 1 раза в год)э

4. Экскурсионная

Подготовка группы экскурсоводов из числа студентов филиала.

Разработка и проведение экскурсий по экспозициям музея.

Разработка и проведение выездных экскурсий и мероприятий в образовательных организациях Нижегородской области.

Проведение выставок новых экспонатов.

Подготовка и проведение открытых музейных уроков и музейных викторин.

5. Методическая, консультативная

Методические семинары для профессорско-преподавательского состава филиала, методические часы для учителей, связанные с военно-патриотическим воспитанием молодежи.

Индивидуальные консультации по проведению мероприятий с военно-исторической тематикой.

6. Творческая

Привлечение студентов, преподавателей и сотрудников филиала к оборудованию музея. Изготовление стендов, макетов, плакатов и других творческих работ (макеты, панно, рисунки и т.п.). Проведение выставок с демонстрацией музейных экспонатов, творческих работ. Проведение в музее занятий по историческому моделированию с привлечением преподавателей.

Перспективы развития музея

1. Поиск возможностей для организации встреч с военно-патриотическими музеями г. Дзержинска и Нижегородской области.

2. Привлечение особого внимания к историческим источникам по Великой Отечественной войне.

3. Оформление и демонстрация материалов, найденных в ходе поисковой и исследовательской деятельности студентами филиала.

4. Созданию электронной базы фондов музея.

6. Осуществление научно-исследовательской и проектной деятельности студентов на базе музея.

 

Управленческая часть

Музей организует свою работу на основе самоуправления.

Работу музея направляет Совет (актив) музея из числа преподавателей и студентов филиала.

Совет (актив) музея:

1. направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,

2. организует учет и хранение существующих фондов;

3. проводит экскурсии по экспозициям музея,

4. разрабатывает план работы.

Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности совета осуществляет руководитель военно-патриотического музея.

Предполагается активнее привлекать ветеранские, добровольческие и творческие организации и союзы к совместной работе над проектами, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности национальных ценностей и традиций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: