Восприятие рельефного рисунка детьми с глубокими нарушениями зрения.




Лекция 7

Рельефный рисунокявляется одним из средств наглядности в процессе обучения слепого ребенка. Реалистический рисунок, используемый для нормально видящих обучающихся, основывается на системе приемов изображения предметов:

1. Практически любой объект окружающего мира имеет трехмерное измерение (ширина, высота и глубина), тогда как изобразительная плоскость (плоскость прибора, планшета, бумаги, пленки) имеет двухмерное измерение (ширина и высота). В этой связи используются законы передачи перспективных сокращений посредством использования линейной и воздушной перспективы.

2. Цвет является сигнальным признаком предмета. Но в условиях естественного и искусственного освещения основные характеристики цвета могут меняться. Кроме того, в реалистическом рисунке широко используются оттенки цвета, блики, рефлексы. Все это создает сложную структуру восприятия цвета в реалистических изображениях.

3. Цветовая перспектива: изменение цвета в зависимости удаленности предмета.

В результате зрячий воспринимает реалистическое изображение практически как реальный, натуральный предмет. Как мы видим, обозначенные компоненты, выполняемые, по законам восприятия пространства зрительным способом, недоступны незрячим.

В процессе обучения необходимо учитывать особенности формирования образа у незрячих. В этом случае использование только лишь рельефной наглядности учебника не решает вопрос формирования адекватного образа. Использование рельефных рисунков в процессе изучения предметов необходимо предварять осязательным восприятием натурального объекта либо его модели или макета.

Рельефные изображения, выполняющие, прежде всего, роль наглядности, являются неотъемлемой частью процесса изучения предмета. В начальной школе рельефные рисунки иллюстрируют материал учебников, используются в качестве индивидуального раздаточного материала. Выполненные контурным или аппликационным способом, они становятся особо актуальными в процессе освоения окружающего мира. Наглядность, используемая в образовательном процессе детей с глубокими нарушениями зрения, приобретает коррекционное значение. Используемые рельефно-наглядные пособия должны максимально соответствовать тем графическим материалам, которые иллюстрируют учебники для массовых школ. Но полный перевод изображения в его рельефный аналог невозможен по ряду причин. Прежде всего, воспроизведение пространства на картинной плоскости для нормально видящих передается за счет ряда приемов: перспективных сокращений предмета, светотеневых градаций, цветовых контрастов и т.д. Для незрячего все эти приемы теряют свою актуальность. Кроме того, на иллюстрации художник зачастую может передавать мельчайшие подробности объекта, его характерные признаки, особенности.

Поэтому рельефные пособия должны быть усовершенствованы в плане максимально возможного приближения тактильного восприятия к зрительному посредством визуализации рельефных изображений.

Но полный перевод изображения в его рельефный аналог невозможен по ряду причин. Для незрячего это может создавать дополнительные трудности при осязательном восприятии и дальнейшем формировании образа. Поэтому, очень важно в рельефном изображении предмета найти ту меру, которая позволила бы понимать изображение и параллельно с обследованием натуральных объектов формировать адекватное представление. Другими словами, подобные рельефные рисунки должны быть удобочитаемыми для слепых и отвечать особым требованиям:

- в качестве иллюстративного материала необходимо использовать рельефные рисунки, четко передающие форму и характерные признаки предмета,

- мелкие детали необходимо увеличивать в размерах и рассматривать отдельно,

- при изображении предметов особое внимание должно уделяться качеству выполнения контура и характерным признакам, т.к. именно детали играют важную роль как в формировании представлений, так и в процессе сравнения предметов, выделения их особенностей и формирования адекватного целостного образа,

- для рельефного изображения объектов окружающего мира необходимо использовать лишь контурную конфигурацию их формы при минимальной загруженности внутренней части контура. В тоже время возникает необходимость передачи фактуры предметов, что может быть реализовано в рельефных рисунках, выполненных аппликационным способом.

Требования к рисункам незрячих отличаются от требований к рисункам нормально видящих: рисунок по сути напоминает чертеж. Предмет изображается спереди, либо, если того позволяет объект, сбоку (в профиль).

Особенностью является изображение условной перспективы: ближние предметы изображаются в нижней части листа, дальние – выше. Дальние предметы изображаются меньшими по размеру, чем ближние.

Рельефные рисунки можно разделить по способу изображения на 3 вида:

1. контурный

2. аппликационный

3. барельефный.

Контурный рельефный рисунок воспроизводит лишь очертания предмета, его контур. Контурное изображение может выполняться различными типами линий (сплошными, точечными, пунктирными).

Контурный рисунок дает минимальную информацию о предмете.

Недостатки контурного способа: нет представлений об объеме (есть только о пределах предмета); нет представлений о фактуре.

Аппликационный (силуэтный) рельефный рисунок изображается силуэтом, может передавать поверхность изображаемого предмета. Этот вид рельефного рисунка дает возможность воспринимать осязательно не только контур, но и поверхность предмета.

Недостатками аппликационного способа являются отсутствие объема, трудности в передаче мелких деталей.

Барельефные или горельефные изображения передают не только контур и поверхность, но и форму поверхности. Также возможна передача фактуры изображаемого объекта. Барельефный рисунок наиболее удобен для обследования, передает достаточно полную информацию о предмете (есть контур, объем, форма, фактура), наиболее полно удовлетворяет потребностям слепых детей.

Выбор типа рисунка определяется конкретной педагогической задачей. Если цель работы с рисунком – формирование количественных или пространственных представлений, то рекомендуется использовать силуэтный рисунок. Если цель работы с рисунком – формирование или уточнение представлений о каком-либо предмете, рекомендуется использовать барельефный рисунок, т.к. именно он может дать полное наглядное представление об изучаемом объекте.

В рельефном рисунке должны быть переданы свойства предмета, воспринимаемые осязанием. Ю. Кулагин отмечает, что основными свойствами предметов, воспринимаемых осязанием, считаются:

- очертания и размеры предметов,

- расположение предметов и их частей,

- поверхность/фактура каждого предмета и его форма.

Поэтому в качестве иллюстративного материала необходимо использовать рельефные рисунки, четко передающие форму и характерные признаки предмета. При изображении предметов особое внимание должно уделяться качеству выполнения контура и характерным деталям, т.к. именно детали играют важную роль в процессе сравнения предметов, выделения их особенностей и формирования адекватного целостного образа. Для рельефного изображения объектов окружающего мира необходимо использовать лишь контурную конфигурацию их формы при минимальной загруженности внутренней части контура. В тоже время возникает необходимость передачи фактуры предметов, что может быть реализовано в рельефных рисунках, выполненных аппликационным способом.

Поверхность (но не фактура) передается:

- способом аппликации,

- посредством рельефной штриховки,

-итальянским способом (контур заполняется рельефными точками).

Итальянский способ признан более удобным, т.к. выпуклые точки легко воспринимаются осязанием и обеспечивают четкое восприятие всей поверхности. Рельефная штриховка загромождает рисунок массой линий, что затрудняет выделение контура предмета. В целом эти способы сигнализируют незрячему о наличии в определенном месте поверхности предмета. В тоже время объема формы предмета подобными способами передать невозможно.

Интересно, что сигналом формы (объема) поверхности в рельефном рисунке может стать неравномерное заполнение его контуров выпуклыми точками:

- точки располагаются гуще (ближе друг к другу) в том месте, где изображаемые участки поверхности натурального предмета находятся ближе к человеку,

- по мере удаленности участков объекта от человека расстояние между точками увеличивается (точки располагаются реже).

Этот способ можно сравнить с плоским светотеневым рисунком.

Существует способ изображения рельефных рисунков с неравномерно заполненными точками и перспективными изменениями размеров и формы. Подобные рельефные рисунки позволяют выполнить сложные изображения. Например, изображение земли и неба: небо располагается далеко – точки располагаются редко, земля располагается близко – точки выполнены близко друг к другу.

В этой связи возникает вопрос о предельно допустимых расстояниях между соседними точками. Наименьшее расстояние между точками может быть 2 мм от центра до центра точки (круга) при диаметре точки 1 мм. Наибольшее расстояние равно 10мм. Максимальное расстояние может быть увеличено в зависимости от размера рисунка и удаленности заднего плана.

Основным правилом при создании рельефно-графических пособий должно быть соблюдение единства способа восприятия свойств предмета и отражения их в рисунке. Если в рисунке зрячих передаются зрительно воспринимаемые свойства натуральных предметов, то в рельефном рисунке должны быть переданы свойства предметов, воспринимаемых осязанием. А поскольку большинство слепых учащихся имеют остаточное зрение, то и рельефно-графические изображения должны дополняться цветом. Только при соблюдении данного правила пособие способно формировать адекватный осязательно-зрительный образ предмета и стать эффективным средством наглядности в учебной и коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.

Научиться понимать рельефный рисунок только с помощью осязания гораздо сложнее, чем научиться понимать рисунки с опорой на зрение. Анализ литературы позволяет сформулировать некоторые методические рекомендации по чтению рельефных изображений:

1. Процесс восприятия и понимания контурного рисунка необходимо начинать с непосредственного обследования с натуральным объектом. В случае невозможности использования натурального предмета использовать модели или макеты.

2. Важным моментов в процессе восприятия является понимание появления контурной линии, передающей форму изучаемого предмета. Для этого рекомендуется разрезать модель/макет на 2 половины, приложить одну из них на бумагу (пленку, пластилин, мастику) и обвести контур. Затем еще раз обследовать предмет, разрезанную модель и рельефное контурное изображение на предмет идентичности формы предмета и формы контура. Подобную методику рационально использовать на простых симметричных предметах (например, фрукты, овощи).

3. Если у ребенка не сложилось четкого представления об объекте, то восприятие рисунка вызовет большие трудности.

4. При обследовании рельефного рисунка необходимо использовать алгоритмы обследования.

Алгоритм движений рук:

- поисковые движения, направленные на ориентировку в зоне рабочего места и нахождения изображения на листе бумаги,

- прослеживающие движения, направленные на вычленение формы, размеров, пропорциональных отношений, фактуры объекта.

5. Необходимо упражнять ребенка в обследовании предметов, а затем и рельефных изображений одной, затем двумя руками. Движение рук при этом может быть симметричным. Например, при обследовании рисунка яблока руки могут двигаться синхронно по разные стороны от одной начальной точки (сверху).

6. При рассматривании многофигурных рельефных композиций важно научить сохранять последовательное направление движения (например, справа налево).

7. Для понимания рельефной композиции необходимым условием является понимание изображений отдельных объектов, из которых составлен сюжетный рисунок.

Практическое задание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: