ГЛАГОЛЫВ ИЗЪЯВИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ
ТЕОРИЯ
ГЛАГОЛЫв изъявительном наклонении изменяются по временам, числам и лицам(в наст. и буд времени)
или по родам(в прош. времени):
Я пишу письмо(в наст. времени, ед. ч., 1-ом лице).
Она написала письмо(в прош. времени, ед. ч., ж.р.).
Мы напишем письмо (в буд. времени, мн.ч., 1-ом лице).
Докажите, что глаголы в идущих ниже примерах употреблены в изъявительном наклонении. Укажите время, число, лицо или род каждого глагола. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1.После зноя тихо дремл…т прохлаждённая земля. 2.А ночь войдёт в мой мезонин и, высунувшись в сени, меня наполнит, как кувшин, водою и сиренью. 3.Заря лениво дог…рает на небе алой полосой. 4. Вот холм, где расцвела ромашка, где калина руки зал…мила, вышел клевер в роз…вой рубашке.
Проверьте себя!
1.После зноя тихо дремл е т (в наст. вр., ед.ч., 3-ем лице) прохлаждённая земля. 2.А ночь войдёт(в буд, вр., ед. ч., 3-ем лице) в мой мезонин и, высунувшись в сени, меня наполнит(в буд, вр., ед. ч., 3-ем лице), как кувшин, водою и сиренью. 3.Заря лениво дог о рает (в наст. вр., ед.ч., 3-ем лице)на небе алой полосой. 4. Вот холм, где расцвела (в прош. вр., ед.ч., ж.р.) ромашка, где калина руки зал о мила(в прош. вр., ед.ч., ж.р.), вышел(в прош. вр., ед.ч., м.р.) клевер в роз о вой рубашке.
Какие слова помогают понять, что речь идёт о лете? Включи их в свой летний словарь.
Что такое мезонин? Найди в словаре.
Запишите по памяти стихотворение А.Ахматовой.
Жарко веет ветер душный,
Солнце руки обожгло,
Надо мною свод воздушный,
Словно синее стекло.
Сухо пахнут иммортели
В разметавшейся косе,
На стволе корявой ел и
Муравь ин ое шоссе.
Какие морфемы выделены красной пастой? Почему такое орфографическое решение в этих случаях? Объясните в устной форме.
А теперь проверьте себя!
Ел и
Трудное написание наблюдается в окончании. Это сущ. 3 склонения, употреблённое в форме род. падежа.
Муравь ин ое
Трудное написание наблюдаем в суффиксе. Одна н и пишется в суффиксах ан-,ян-, ин. Помним о словах-исключениях: стекл янн ый, олов янн ый, дерев янн ый.
Что такое иммортели? Как думаете? Почему они сухо пахнут?
Какие краски выберешь для иллюстрации 1-го четверостишия?
Это интересно!
Бессмертниками, сухоцветами(иммортелями) называют те виды растений, высушенные части которых в течение длительного времени сохраняют декоративность и используются для составления так называемых сухих букетов.
Муравьиное шоссе.
В заданиях ВПР предусмотрено осложнённое списывание. Выполните списывание текста, осуществляя нужную орфографическую вставку.
Я как-то особенно люблю солнце, мне нравит…ся самое имя его, сладкие звуки имени, звон, скрытый в них; люблю, закрыв глаза, по(т,д)ставить лицо г…рячему лучу, поймать его на ладонь, когда он проходит меч…м сквозь щель забора или между ветвей. Когда солнце подн…мается над лугами, я невольно улыбаюсь от радост….
Максим Горький
А теперь проверьте себя!
Я как-то особенно люблю солнце, мне нрави тся самое имя его, сладкие звуки имени, звон, скрытый в них; люблю, закрыв глаза, по д ставить лицо г о рячему лучу, поймать его на ладонь, когда он проходит меч о м сквозь щель забора или между ветвей. Когда солнце подн и мается над лугами, я невольно улыбаюсь от радост и.
В каком наклонении употреблено большинство глаголов в тексте? У каких глаголов нельзя определить наклонение и время? Почему?
А теперь проверьте себя!
Большинство глаголов этого текста употреблено в изъявительном наклонении. Наклонение нельзя определить у глаголов, стоящих в начальной форме (инфинитив поймать-что сделать?)
Подумайте, можно ли идущий далее текст считать посвящением солнцу? Слышите ли вы сладкие звуки и звон, которые скрыты в слове солнце?
Как вы относитесь к дневному светилу? Напишите своё посвящение солнцу.
Но сначала словарь эпитетов: летнее солнце-лучезарное, дымное, медно-красное,…
А это мой поэтический опыт, ребята! Две пейзажные зарисовки.
***
Осенний ветер гонит тучи,
Холодный, беспощадный,злой,
Но только брызнет солнца лучик,
Становится мир словно золотой.
Дубов красуются янтарные короны,
В плащах лимонных клёны шелестят,
Желтеют в листьях утонувшие газоны,
Шафрановые липы чуть дрожат.
Неласковое небо уж не хмурится,
Синеют дали, затихают дерева.
Прохожие от света сладко жмурятся:
Как хороша сентябрьская пора!
Где ты, светило?
Хоть дождевик безнадёжно промок,
Я всё иду вдоль пустынного берега.
Древний Несебр ещё слишком далёк:
Эта дорога не раз уж проверена.
Волны играют, пеня прибой,
Небо седое с утра что-то злится.
Чаек тревожных слышится вой.
Где ты, светило, неужто всё спится?
Выйди, порадуй, теплом,подбодри,
Негой наполни и душу, и тело,
Да вдохновеньем меня одари,
Чтоб улыбалось и рифма звенела.
И ещё одно задание. Прочитайте текст вполголоса. Определите стилевую принадлежность. С какой целью автор его написал?
Найдите ошибки.
Вторые глаза.
Кто и когда изобрёл очки- неизвестно. Самые старые на земле очки нашли в гробнице Тутанхамона. Пара тусклых, коричневых стекляшек соединялась бронзовой проволочкой.
Родиной современных очков, скорее всего, была Венеция- «царица» зеркал и стеклянной посуды. В 16 веке в Западной Европе очковые линзы уже не были диковинкой. Но люди относились к ним по-разному. Одни считали их вторыми глазами, «проклятым инструментом дьявола», а другие с удовольствием воодружали их себе на нос.
В Россию очки попали в 17 веке. Стоили они очень дорого, но пользовались большим спросом.
Почти 500 лет люди искали удобную форму очков. Сначала были лорнеты, пенсне, монокли, крепящиеся к шляпе линзами. И только потом «держателями» очков стали уши человека.
А теперь проверьте себя!
Пара тусклых коричневых стекляшек соединялась бронзовой проволочкой.