Алгоритм чтения и рассказывания
Литературных произведений
Части занятия и их целИ | Возможные методические приемы |
Подготовка к восприятию текста: — организация нового или мобилизация имеющегося опыта; — лексическая подготовка; — стимулирование внимания и интереса к произведени | — предварительная беседа; — рассматривание предметов, игрушек, иллюстраций; — проведение опытов; — показ портрета автора; — рассказ об авторе (ст. гр.); — разъяснение особенностей жанра; — объяснение слов и выражений; — постановка цели |
Организация полноценного восприятия произведения | художественное чтение (рассказы- вание); — сопровождающий показ иллюст- раций, игровых действий (мл. гр.); — слушание аудиозапис |
Помощь детям в осмыслении содержания и художественных средств произведения (углубление восприятия произведения | беседа о прочитанном; — рассматривание, обсуждение ил-люстраций, их озвучивание; — выборочное чтение по выбору де- тей и воспитателя |
Закрепление впечатлений от прослушанного произведе- ния, интереса к нему | выборочное чтение наиболее яр-ких отрывков; — прослушивание аудиозаписи; — использование элементов драматизации; — рассматривание иллюстраций; — озвучивание иллюстраций (вос- произведение диалогов героев) |
Алгоритм занятия по пересказу литературных произведений
Части занятия и их цели | Возможные методические приемы |
Подготовка к восприятию тек- ста: — организация нового или мобилизация имеющегося опыта; — обобщение и обогащение литературного опыта; — лексическая подготовка; — стимулирование внимания и интереса к произведению | — предварительная беседа; — рассматривание предметов, игрушек, иллюстраций; — проведение опытов; — показ портрета автора; — рассказ об авторе (ст.гр.); — разъяснение особенностей жанра; — беседа об особенностях персонажа; — объяснение слов и выражений; — постановка цели |
Организация полноценного вос- приятия произведения | — художественное чтение (рассказывание); — слушание аудиозаписи |
Углубление восприятия произве- дения и подготовка детей к пе- ресказу Содействовать: а) осмыслению содержания и художественных средств произ- ведения; б) запоминанию произведения; в) отработке интонационной вы- разительности | — воспроизводящая беседа по прослушанному произведению; — вопросы, суждения и оценки педагога и детей о персонажах, их поступках, мотивах поступков, охудожественных средствах, о по- следовательности событий; — чтение отдельных отрывков повыбору детей или воспитателя; — озвучивание иллюстраций; — моделирование; — упражнения в интонационноё выразительности |
Организация повторного воспри- ятия текста с установкой на запоминание | — выразительное чтение (рассказы- вание) |
Обучение детей воспроизведению литературного образца | — упражнение в пересказе; — наводящие вопросы; — подсказ начала фразы (рассказа); — отраженная речь ребенка; — указание; — оценка детских пересказов (ин- |
Алгоритм занятия по заучиванию стихотворений
Части занятия и их цели | Возможные методические приемы |
Подготовка к восприятию текста — организация нового или мобилизация имеющегося опыта; — обобщение и обогащение литературного опыта; — лексическая подготовка; — стимулирование внима- ния и интереса к произ- ведению | — предварительная беседа о впечатлениях детей по теме стихотворения; — рассматривание иллюстраций, картин, связанных с темой стихотворения; — показ портрета автора; — рассказ об авторе (со ст. гр.) — разъяснение особенностей жанра; — объяснение новых слов и выражений;постановка цели |
Организация полноценного восприятия произведения | — художественное чтение стихотворе- ния наизусть воспитателем; — сопровождающий показ иллюстраций, игровых действий (мл. гр.) |
Углубление восприятия про- изведения и подготовка де- тей к заучиванию Содействовать: — осмыслению содержания и художественных средств произведения; — запоминанию стихотво- рения; — отработке интонацион- ной выразительности | — воспроизводящая беседа по прослушанному произведению; — вопросы, суждения и оценки педагога и детей о персонажах, их поступках, мотивах поступков, о художественных средствах; — чтение отдельных отрывков по выбору детей или воспитателя; — прием вопрос-ответ; — моделирование; — упражнение в интонационной выразительности |
Организация повторного восприятия текста произведения с установкой на запоминание | Выразительное чтение стихотворения |
Обучение детей воспроизве- дению стихотворения — упражнение в чтении стихотворе- ния; — наводящие вопросы; | подсказ начала фразы (строчки); — отраженная речь ребенка; — указание;__ оценка чтения стихотворений деть- ми (индивидуальная и итоговая); — задание отгадать, кто из детей читает стихотворение; — чтение стихотворения по ролям |