Конструктор сочинения ( задание 27 ЕГЭ по русскому языку)
| КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ 2022
| ЭТО
| КОНСТРУКТОР
| | 1.Проблема.
| Вопрос, который волнует автора.
Смотреть:
· информацию о тексте (задание 22, 26) и об авторе текста;
· ключевые слова – слова, называющие главные понятия, предметы, процессы, описание которых (или повествование/рассуждение о которых) составляет основу содержания текста (они способны дать представление не только о теме и проблематике текста, но и об идеях, реализованных в нём).
Сравнить начало и финал текста:
· что изменилось в авторских рассуждениях о событии или явлении;
· в герое, его поведении и/или мироощущении;
· в ситуации, расстановке персонажей;
· чем завершился конфликт (при его наличии);
· место и время действия;
· художественные детали, важные для «расшифровки» текста.
| · В предложенном для анализа тексте Ф.И.О. (автор) задается вопросом:...? Для писателя очень важна проблема + сущ. в р.п..
· Какими должны быть...? Этой проблеме посвящён текст Ф.И.О. (автора).
· В чём заключается...? Такова проблема, которую ставит Ф.И.О. (автора).
· С интересом прочитал предложенный для анализа текст. О чем же автор заставляет задуматься читателя? Конечно же, о том,...
· Что такое...? Как проявляется... в современном мире? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного публициста... Ф.И.О. (автора).
| | 2. Комментарий
сформулированной проблемы (два примера-иллюстрации из прочитанного текста,
важные для понимания проблемы исходного текста).
| Анализ текста под углом зрения сформулированной проблемы.
Запомните! В основе комментария - поставленная автором проблема. Пересказа быть не должно!!! В комментарии, опираясь на текст, следует ответить на вопрос: как автор от вопроса (проблемы) приходит к определенному ответу (позиции автора).
Алгоритм работы над комментарием:
· выбрать части текста, связанные со сформулированной проблемой;
· отобрать в тексте конкретный текстовый материал (цитаты, микротемы) для двух примеров-иллюстраций;
· выявить связь между примерами-иллюстрациями;
· объяснить, как взаимодействуют эти примеры-иллюстрации, помогая понять авторское отношение, его позицию, характер и поведение героя и т.п.
|
| | 1-й пример-иллюстрация (ТЕКСТ).
| Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия
поставленной проблемы информация текста,
сопровождаемая пояснениями, интерпретациями.
Запомните! Пример: Что говорит автор? Что делает герой?
| · Размышляя над данной проблемой, автор в качестве примера приводит..., рассказывая о...
· Чтобы привлечь внимание к поставленной проблеме, автор показывает....
· Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли. Ф.И.О. (автора) рассказывает о том, как...
· В центре внимания автора - размышления...
· Рассматривая данную проблему, писатель знакомит читателя с..., который...
· Используя..., Ф.И.О. повествует...
| | Пояснение к 1-му примеру.
| Запомните! Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой целью? Что это означает?
| · Благодаря этому мы понимаем...
· На мой взгляд, обращая взгляд читателя на..., писатель убеждает нас в том, что..., потому что...
| | 2-й пример-иллюстрация (ТЕКСТ).
| Запомните! Пример: Что говорит автор? Что делает герой?
| По мере развития авторской мысли мы видим, что...
· В следующем эпизоде на первый план выходит...
· Но автора поражают не только... Он пишет о том, что...
· Публицист стремится донести до читателя мысль, что....
· Авторская взволнованность передается при помощи коротких и ёмких предложений (№...). Использует он и такие яркие средства художественной выразительности, как... (предложения №...).
· Продолжая размышлять о..., Ф.И.О. называет точную причину этого: «....». И у него есть конкретное предложение, что нужно делать, чтобы...
· Раскрывая проблему дальше, публицист делится с читателем мыслями героя, подчеркивая особенность в поведении: «..... ». И на еще одну психологическую деталь фокусирует взгляд читателя И.О. (автора):...
| | Пояснение ко 2-му примеру.
| Запомните! Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой целью? Что это означает?
| · Иными словами, произошедшие с.... события научили его ценить..
· Мне кажется, автор показывает, насколько сильной может быть...
| | Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.
| Объяснение, с какой целью автор связал эпизоды.
Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д.
Виды смысловой связи между предложениями — причинно-следственные отношения — противительная связь — сопоставительные отношения — дополнение и уточнение информации — иллюстрация, выделение частного случая —обобщение предыдущей информации — прием перечисления — прием, называемый конкретизацией —другая связь.
| Использованные два примера-иллюстрации, основанные на приёме...., помогают понять всю глубину поднятой проблемы.
Причинно-следственная связь, лежащая в основе двух примеров-иллюстраций, показывает наиболее подробно и глубоко то,
Противопоставление:
· С помощью противопоставления автор подчеркивает, что...
· Однако из следующего эпизода становится понятно, что...
· Совсем иначе ведет себя такой-то герой...
· Поведению героя противопоставлены поступки..
Дополнение/ уточнение:
· Аналогичную ситуацию автор описывает в следующем эпизоде...
· Автор дополняет и развивает эту мысль так-то и так-то (для публицистики)...
· Похожим образом герой поступает и в следующем эпизоде...
Выделение:
Автор текста фиксирует внимание...
Объяснение:
Автор объясняет это тем, что..
Подтверждение:
В подтверждении этих мыслей автор...
| | 3. Позиция автора.
| Ответ на вопрос, который волнует автора.
Запомните! Проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Советы
1. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.д.
2. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – всё это средства выражения авторской позиции.
3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
4. Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в каждом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора).
| · Автор прямо не высказывает свою позицию, но обращает внимание читателя на..., и тем самым убеждает нас, что...
· Автор прямо выражает свою позицию в таком-то предложении + цитата(для публицистических текстов).
· Авторская позиция теперь становится предельно ясна.
· Автор убежден:...
| | 4. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения.
| Аргументация собственного мнения.
Запомните! Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором.
Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении. Соглашаясь с мнением автора, приводим доводы, подтверждающие авторский тезис.
Не соглашаясь с автором и формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигаем контртезис (тезис, противоположный авторскому).
| · Я разделяю мнение Ф.И.О. В подтверждение своих мыслей и позиции автора хочу обратиться к произведениям классиков русской литературы. Вспомним героя...(аргументация к сочинению может быть любой: прочитанная книга по литературе, истории и др., просмотренный фильм, произведение искусства и т.)
· С автором сложно не согласиться. Действительно, всё чаще в средствах массовой информации, Интернете, а иногда и в книгах можно заметить.... Ещё Ф.И.О. в известной книге «...» описал проблему......
· Я совершенно согласен с мыслью автора: именно.... Подтверждением этой мудрости для меня служит, например, такая русская пословица: «...».
| | 5. Заключение.
| Вывод, который должен быть органично связан с основным текстом.
Приемы, используемые в заключении:
· Итог (обобщение основных мыслей – своих или авторских).
· Призыв, обращение к читателю.
· Открытый вопрос (носит риторический характер либо требует дальнейшего обдумывания читателем).
· Перспектива – попытка вписать обсуждаемую проблему в контекст более широкой проблемы, наметить перспективы дальнейшего разговора.
· Цитата, содержащая ключевое слово текста или цитата другого источника, точно отражающая позицию автора исходного текста.
· Умолчание – являет собой фразу, заканчивающуюся многоточием и содержащую элемент недосказанности, философичности. Можно использовать в совокупности с другими приемами заключения, например, с цитированием.
| · Завершая размышления над текстом Ф.И.О., отмечу, что я благодарен автору: он помог мне по-новому взглянуть на проблему....
· В заключение отмечу, что работа над сочинением дала мне возможность еще раз задуматься о...
· Таким образом, мы убедились, что... заставляют человека многое переосмыслить, посмотреть на жизнь иначе, чем прежде, и, как следствие, быстро повзрослеть.
· Подводя итоги, хочется сказать, что...(быть грамотным сегодня – задача номер один каждого выпускника школы), потому что...(знание литературных норм языка позволяют нам выглядеть достойно в глазах других людей).
· В заключение хотелось бы выразить надежду, что люди будут бороться с этой проблемой,...(читать книги, усердно учиться и повышать уровень грамотности).
· Таким образом, мы приходим к выводу:..
· В заключение мне хочется сказать, что поднятая автором проблема будет актуальна всегда:...
|
|
Поиск по сайту:
|