СОДЕРЖАНИЕ
Данные по вариантам............................................................................................ 3
1 Предварительный выбор электродвигателя................................................... 4
2. Проверка предварительно выбранного электродвигателя........................... 6
2.1 На перегрузочную способность....................................................................... 6
2.2 Проверка на нагрев методом средних потерь............................................. 7
2.3 Проверка на нагрев методом расчета температуры.................................. 10
2.4 Проверка выбранного двигателя на нагрев методом эквивалентных
величин............................................................................................................. 13
3 Выбор автоматического выключателя.......................................................... 21
4 Электрическая схема управления........................................................................ 23
Литература.............................................................................................................. 24
Данные по вариантам
В первой части курсовой работы необходимо выбрать и проверить двигатель на перегрузочную способность и на нагрев. Исходные данные для проведения расчётов берутся из таблиц №1 по предпоследней цифре номера зачётной книжки из первого столбца вариантов и по последней цифре номера зачётной книжки из второго столбца вариантов. Значение «0» в номере зачётной книжки соответствует номеру варианта «10».
Вторая часть курсовой работы заключается в вычерчивании на отдельном листе формата А4 электрической схемы управления электродвигателем, название которой выбирается из таблицы №2 по последней цифре зачётной книжки.
Таблица №1 – Исходные данные
№ варианта (предпоследняя цифра номера зачётной книжки) | Нагрузка на валу электродвигателя по периодам работы, кВт | № варианта (последняя цифра номера зачётной книжки) | Продолжительность работы по периодам, мин | ||||||
Р1 | Р2 | Р3 | Р4 | t1 | t2 | t3 | t4 | ||
Таблица № 2 – Исходные данные
|
№ варианта | Электрическая схема управления электродвигателем |
Пуск АД КЗР через тиристорный регулятор напряжения | |
Предварительный выбор электродвигателя
По исходным данным построил нагрузочную диаграмму двигателя Р = f(t).
Рис. 1 - Нагрузочная диаграмма рабочей машины
1 Эквивалентная мощность двигателя за время работы:
,
,
В задании предполагается, что после отключения двигатель охлаждается до температуры окружающей среды. Время работы не превышает 90 мин, за которое двигатель не достигнет установившейся температуры. Следовательно, в задании имеет место кратковременный режим работы электродвигателя S2.
Расчетная мощность электродвигателя:
,
,
где Км – коэффициент механической перегрузки двигателя, определяемый
,
,
где α =0,6 – коэффициент, равный отношению постоянных потерь мощности двигателя к переменным;
|
tр = t1 + t2 + t3 + t4= 5 + 9 + 8 + 14=36 мин. – время работы двигателя, мин;
Тн – постоянная времени нагрева двигателя, мин. На предварительном этапе расчётов принял Тн = 20 мин.
Обратите внимание, что бы tр и Тн имели одну и ту же единицу измерения (мин., с и т.д), а КМ ≥ 1.
Выбирал электродвигатель из условия Р2ном ≥ Ррасч и синхронной скоростью n0 = 1500 об/мин.
Выписываем технические данные электродвигателя в таблицу 1.
Таблица 1 – технические данные электродвигателя.
Р2ном | n0 | ηН | cosφН | mП | mМ | mК | SН | SК | kiДВ | JДВ | m |
кВт | об/мин | % | - | - | - | - | % | % | - | кг∙м2 | кг |
7,5 | 87,5 | 0,86 | 1,6 | 2,2 | 19,5 | 7,5 | 0,025 |
Проверка предварительно выбранного электродвигателя
2.1 На перегрузочную способность:
Номинальный момент двигателя:
,
,
где ω0 = 2πn0/60= 2π*1500/60=157рад/с. – синхронная угловая скорость электродвигателя.
Критический момент:
,
,
Максимальный рабочий момент:
,
,
Проверка на перегрузочную способность:
,
,
где ΔU = 10 %, в расчётах ΔU = 0,1.
Если условие перегрузки выполняется, то приступаю к проверке на нагрев. Когда не выполняется, то необходимо выбрать новый электродвигатель исходя из перегрузочной способности:
,
,
Значения Мс.макс, ω0, mК, ΔU беру из предыдущего расчёта. По новой величине расчётной мощности РРАСЧ выбираю электродвигатель ближайшей большей мощности и выписываю технические данные в таблицу 1. Этот двигатель проверяю на перегрузочную способность по изложенной выше методике, если двигатель переходят к проверке на нагрев.
2.2 Проверка на нагрев методом средних потерь.
|
Температура нагрева двигателя не превышает допустимую величину при условии:
,
,
где ΔРНОМ = Р2НОМ (1-ηНОМ)/ ηНОМ = 7500*(1-0,875) / 0,875= 1071,42 Вт, ΔРСР – номинальные и средние потери электродвигателя, Вт.
Коэффициент тепловой перегрузки КТ определяется по формуле:
,
,
где Тн – постоянная времени нагрева проверяемого двигателя, мин;
,
,
где m – масса двигателя, кг; τдоп – предельно–допустимое превышение температуры нагрева обмоток двигателя, ◦С. Для двигателей с высотой оси вращения 50…132 мм применяется класс В (τдоп=80◦С), 160…355 мм – класс F (τдоп=100◦С). Высота оси вращения указывается в типоразмере двигателя. Например, 4А 100 S4У3 имеет высоту оси 100 мм.
Определил потери мощности двигателя на каждом периоде нагрузки:
Значение Рi берутся из нагрузочной диаграммы (Р1 – Р4). Коэффициент полезного действия ηi при любой нагрузке определяю:
где хi показатель загрузки двигателя на i-ом интервале нагрузочной диаграммы.
Расчёт упрощается, если воспользоваться данными и построить график изменения КПД и cos φ двигателя от нагрузки на валу. В этом случае по оси ординат откладывается показатель хi.
Рис. 2. – График изменения КПД и cos φ двигателей серии 4А
от нагрузки на валу
Величина средних потерь в двигателе за время работы:
,
,
Если выполняется условие, то при заданной нагрузке температура двигателя не превысит допустимую величину. Если же это условие не выполняется нужно выбрать двигатель на одну ступень выше и повторить проверку на нагрев.
2.3 Проверка на нагрев методом расчета температуры
В расчётах температуры нагрева двигателя τ определяют не действительное её значение, а превышение над температурой окружающей среды.
Значение температуры превышения τ в любой момент времени определяется по выражению:
,
где τустi – установившееся значение температуры превышения на участке диаграммы, град.
Установившееся значение температуры превышения на каждом интервале нагрузки:
.
,
,
,
.
Теплоотдача А, Вт/град:
,
,
Начальное значение температуры превышения принимается равным 0, а далее конечное значение температуры превышения на первом интервале равное начальному на втором и т.д.
Расчет температуры превышения на первом участке (0…t1) через t1/2 и t1 минут:
,
,
,
,
На втором участке: τ2нач= τ1кон
,
,
,
,
На третьем участке:
,
,
,
,
На четвёртом участке:
,
,
,
,
Кривая охлаждения двигателя:
,
,
,
,
,
,
где Т0 – постоянная времени охлаждения двигателя, мин;
τнач – начальная температура охлаждения двигателя после его отключения, принимается равной τ4кон, ◦С. Т0=2∙ Тн.
Принял t= Т0, 2Т0, 3Т0, 4Т0, 5Т0.
Результаты расчетов свел в таблицу № 2 и 3.
Таблица №2 – Данные расчетов нагрева двигателя
Нагрев | Р1 | Р2 | Р3 | Р4 | |||||
Расчетная точка | 0,5t1 | t1 | 0,5t2 | t2 | 0,5t3 | t3 | 0,5t4 | t4 | |
Время, мин | 2,5 | ||||||||
Темп-ра, ◦С | 6,22 | 12,44 | 16,87 | 20,15 | 26,19 | 30,64 | 24,49 | 20,91 |
Таблица №3 – Данные расчетов охлаждения двигателя
Расчетная точка | Т0 | 2Т0 | 3Т0 | 4Т0 | 5Т0 | |
Время, мин | ||||||
Темп-ра, ◦С | 20,91 | 7,5 | 2,7 | 0,83 | 0,2 | 0,12 |
По результатам расчета нагрева и охлаждения двигателя строим график рис. 3.
Рис. 3 – График изменения температуры электродвигателя
Анализируя график рис. 3, сделал вывод о превышении или не превышении электродвигателем допустимой величины температуры в процессе работы и, как правило, о прохождении двигателя по нагреву или нет.
2.4 Проверка выбранного двигателя на нагрев методом эквивалентных величин.
2.4.1 По паспортным данным двигателя построил нагрузочную диаграмму при пуске.
По заданию пуск осуществляют с постоянным моментом сопротивления, равным 0,3МН. Момент инерции рабочей машины равен 2Jд.
Каждая точка механической характеристики имеет две координаты: угловая скорость ω и момент, развиваемый электродвигателем, М.
Точка 1: координаты - ωо, М0=0.
,
,
где ωо – угловая синхронная скорость, рад/с;
n0 – синхронная скорость, об/мин (таблица №1).
Точка 2: координаты – ωН, МН.
,
,
,
,
где ωН – угловая номинальная скорость, рад/с;
SН = 0,003– номинальное скольжение;
МН – номинальный момент, Нм;
РН – номинальная мощность двигателя, Вт (таблица №1).
Точка 3: координаты – ωК, МК.
,
,
,
,
где ωК – угловая скорость, соответствующая критическому моменту, рад/с;
– критическое скольжение;
МК – критический момент, Н∙м;
mК – кратность критического момента (таблица №1).
Точка 4: координаты – ωМ, ММ.
,
,
,
,
где ωМ - угловая скорость, соответствующая минимальному моменту, рад/с;
SМ – минимальное скольжение, SМ =0,85…0,87;
ММ – минимальный момент, Нм;
mМ – кратность минимального момента (таблица №1).
Точка 5: координаты – ωП=0, МП.
,
,
где МП – пусковой момент, Нм;
mП – кратность пускового момента (таблица №1).
Электромеханическая характеристика.
Точка 1: имеет координаты – ω0, I0.
,
,
,
,
,
,
где Iо – ток на холостом ходу, А;
IН – номинальный ток, А;
UН = 380 – номинальное напряжение, В;
ηН – КПД при номинальной скорости (таблица №1);
cosφН – коэффициент мощности при номинальной скорости (таблица №1).
Значение скоростей ω0, ωН, ωК взял из предыдущих расчётов механической характеристики электродвигателя по пяти точкам.
Точка 2: имеет координаты – ωН = 152,29 рад/с, IН = 15,16 А.
Точка 3: имеет координаты – ωК, IК.
,
,
,
,
где IП – пусковой ток, А;
IК –ток при критическом моменте, А;
iП – кратность пускового тока (таблица №1).
Точка 4: имеет координаты – ωП=0 рад/с, IП= 113,7А.
По этим данным во втором квадранте системы координат, построил механическую М(ω), электромеханическую I(ω) характеристики электродвигателя и механическую характеристику рабочей машины МC(ω) и определить установившуюся скорость ωу (точку пересечения механических характеристик электродвигателя и рабочей машины) (рис. 4).
Отрезок оси от 0 до ωу, делятся на 6 отрезков 0-1; 1-2; 2-3 и т.д. Через точки 1, 2, 3 и т.д. проводим прямые, параллельные оси моментов и времени. Для каждой скорости ω1, ω2, ω3 … по графикам МД(ω) определил значения моментов двигателя МП, M11, М12... и внес их в таблицу 4.
Рассчитал динамический момент системы МДИНi = МДi - МС для каждого i значения скорости. Допустим для ω2: М42 = М12 - МС = М12 – 0,3МН. По данным расчетов построил график МДИНi(ω). Операция определения МДИН часто выполняется графическим способом. Так, на рисунке для каждого значения скорости, допустим ω3 замеряется отрезок 3-13, равный моменту двигателя М13 из него вычитается отрезок 3-23 момента МC. Динамический момент на скорости ω3 равен М43. Отрезки 3-23 и 43-13 равны.
?
Точка i | |||||||||
скорость ωi | рад/с | ||||||||
∆ ωi | рад/с | ||||||||
МДi | Нм | 98,68 п | |||||||
МCi | Нм | 23,67 | 23,67 | 23,67 | 23,67 | 23,67 | 23,67 | 23,67 | |
МДИН.i | Нм | но | |||||||
МДИН.СР | Нм | ||||||||
∆ti | с | 0,01 | 0,011 | 0,009 | 0,0095 | 0,0089 | 0,0224 | ||
Ii I | А | 113,7 п | |||||||
ti | с | 0,01 | 0,021 | 0,03 | 0,0315 | 0,0404 | 0,0628 |
Обратил внимание. При определении динамического момента очень часто в расчеты могут не попасть MМ и МK, поэтому необходимо специально проверить и достроить динамические моменты при ωK и ωМ графическим способом.
Меняющийся динамический момент системы на каждом участке скорости заменяем постоянным - средним.
Некоторые пояснения к этой таблице. Значения приращения скорости во второй строке определяется как разность между двумя соседними участками скорости ωi и ωi-1. Например, если i = 2, то ∆ ω2 =ω2 - ω1.
Время изменения скорости двигателя на Δω:
Суммарный момент инерции JΣ = JДВ + JРМ = JДВ + 2 JДВ = 3 JДВ.= 3*0,028=0,084 кг∙м2
Суммарное время разгона электродвигателя определяем по формуле:
2.4.2 Эквивалентный ток за время пуска:
IСР – среднее значение тока двигателя на интервалах времени Δt1…Δt6.
2.4.3 Нагрузочная диаграмма двигателя за время работы.
Ток двигателя по интервалам:
,
,
,
,
,
Величины η и cosφ определяем из пункта 2.2.
С учетом полученных результатов построил нагрузочную диаграмму (рис. 5).
Эквивалентный ток двигателя за время работы:
,
,
Рис. 5 – Нагрузочная диаграмма электродвигателя
Коэффициент механической перегрузки:
,
,
Проверил на нагрев:
,
,
,
Если условие выполняется, то расчёт выполнен верно. В противном случае мощность двигателя увеличивается на ступень и расчёт повторяется.