Начинаем изготовление винтомоторной группы. ВМГ – это на нашей модели передний силовой шпангоут, собственно винт с валом, втулка винта, подшипник винта. Изготовление резиномотора рассмотрим отдельно, когда наша модель будет совсем готова. Винт модели будем делать трёхлопастной, как на прототипе.
Для изготовления первого № 1 силового шпангоута понадобится 3 мм фанера. Можно взять и 4 мм фанерку, но потом обработать ее до толщины 3 мм. На кусочке фанеры, размером большим, чем передняя часть, определяем центр, чертим перекрестие, вырезаем лобзиком или дрелью с «пером» 25 мм отверстие диаметром 25 мм (на фото показано два образца, нам нужен только один).
Затем совмещаем центр перекрестия заготовки с перекрестием передней перегородки корпуса резиномотора и сзади обводим контур, по которому вырезаем ножом или лобзиком сам шпангоут. Приклеиваем его вертикально к переду модели, даем клею хорошо просохнуть (обрабатываем на следующий день) и обрабатываем шкуркой на фанерке по контуру фюзеляжа. Внутри вырезаем пенопласт и скрученной шкуркой делаем круглое отверстие. Шкурка средней зернистости. Отверстие должно получиться правильной круглой формы.
Затем приступаем к изготовлению пропеллера.
Для изготовления воздушного винта используем линейку в 50 см. Длина каждой лопасти будет 16 см – это чуть больше выбранного нами масштаба. Посмотрите форму лопасти на чертеже прототипа. Канцелярским ножом вырезаем одну лопасть, обтачиваем ее по контуру (ширину лопасти в 3 см сохранять!) и по ней чертим и вырезаем еще две лопасти. Шкуркой придаём лопастям профиль, как у крыла. При работе с ножом для безопасности один край заготовки упираем в угол рабочего стола! Пальцы выше места резки! Для лопастей используем линейку с ровной, без косослоя, древесиной.
|
Из 3 мм фанерки вырезаем круг диаметром 50 мм с отверстием 1,5 – 2 мм в центре. По этому кругу вырезаем три заготовки из потолочки и склеиваем их вместе.
Проводим на заготовках радиусы под углом в 120 градусов. На заготовке из трёх слоёв потолочки проводим радиусы с двух сторон, причём они должны совпадать на обеих сторонах! Затем с каждой стороны заготовки из пенопласта слева от каждого радиуса на расстоянии 6 – 7 мм проводим пунктирные линии. На каждой из сторон! Читаем и смотрим фото внимательно!
По этим линиям делаем пропилы ножовочным полотном по металлу вертикально к каждому радиусу. Эти пропилы обеспечат угол атаки каждой из лопастей.
Не торопитесь! От того, как аккуратно вы сделаете это, зависит правильность установки лопастей воздушного винта. Примеряем лопасти, смотрим, как на фото.
Вынимаем лопасти и приклеиваем круглую заготовку из 3-х слоёв потолочки к кругу из фанерки. Внимание! Приклеиваем по всей площади, но так, чтобы клей не попал в прорези. Лопасти будем вклеивать позднее!
Вырезаем из фанерки 3 мм круг диаметром 25 мм с отверстием в центре 1,5 – 2 мм. Для вала винта используем стальную проволоку, она должна не быть слишком мягкой и слишком упругой. У меня оказалась проволока 1,7 мм, которую я и решил использовать. Посмотрите на фото, как её надо согнуть и вставить в заготовку 25 мм диаметром.
Приклеиваем эту заготовку к пенопласту – клей не должен попасть в пропилы для лопастей! Изогнутый край вставляем с учётом того, что он не будет мешать вставить потом лопасти винта. Затем вырезаем в куске потолочки круг 25 мм диаметром.
|
Приклеиваем эту заготовку – смотрим фото, - таким образом, чтобы она была на одном уровне с фанерным кружком в 25 мм. И затем обрабатываем потолочку по внешнему контуру фанерного круга диаметром в 50 мм.
Затем наклеиваем сверху кусочки потолочки – всего 8 слоёв, тем самым формируем заготовку для кока винта. У меня не было плотного белого пенопласта, поэтому я решил делать из 8 слоёв потолочки. Даём хорошо просохнуть клею! Внутри клей сохнет долго, у меня на это ушло два дня, прежде чем заготовку можно было обрабатывать. Теперь смотрим фото, на которых весь процесс изготовления кока винта. Не забывайте, что клей не должен попасть в ниши лопастей винта!
Теперь наш кок готов для следующей операции – вклейка лопастей. Напоминаю, что торопиться не следует – лопасти должны быть вклеены прочно, надёжно и правильно! Используем емкость клея «Титан» только с ёмкостью от шприца 5 см3, закреплённой на горловине вместо жёлтого дозатора – пробки. Предварительно срезаем углы внизу на лопастях, смазываем их клеем и даём клею высохнуть! Заполняем через шприц пропилы для лопастей и вставляем лопасти до упора. Лопасти должны войти на равную глубину. Излишки клея удаляем. В процессе высыхания клея могут образоваться подсохшие воздушные пузырьки – просто прижимаем их пальцем к поверхности.
Поверяем углы установки лопастей в 120 градусов по шаблону, начерченному на листе потолочки. Лопасти должны располагаться перпендикулярно к валу винта. Даём клею просохнуть не менее двух дней! Следим за геометрией воздушного винта!
|
Проверяем глубину вклеивания лопастей, воздушный винт оставляем сохнуть в горизонтальном положении. На фото вал винта в расщелине между досок стола.
Пока клей высыхает, делаем втулку винта. Для этого вырезаем два круга 25 мм и 40 мм из 3 мм фанерки. Просверливаем в центре отверстия в 3 мм, склеиваем, в отверстия вставляем втулку от использованного стержня от шариковой ручки. На фото ниже видно, как всё это собирается. В качестве подшипника использован миниатюрный подшипник, а также использован упор подшипника из того же кусочка стержня.
Если похожего подшипника нет, можно использовать миниатюрные металлические шайбы (кроме аллюминиевых).
Задний край резиномотора будет удерживаться деревянным штифтом, который вставляется в просверленные отверстия 4 мм – 5 мм боковин из кусочков от линейки.
На вопрос, зачем понадобилось делать такой сложный и тяжёлый воздушный винт, хочу ответить, что на самом деле технология изготовления винта достаточно проста, она состоит из множества простых операций. Трёхлопастной винт выигрывает внешне, поскольку соответствует оригиналу. Вес винта получился таким, что загружать нос модели не понадобится – центр тяжести на данном этапе находится в районе 30 % хорды от передней кромки крыла. Не забывайте про балансировку пропеллера! Первые полёты и настройки модели для сохранности воздушного винта, следует проводить в поле с высокой травой.
Наша модель – копия самолёта Ил – 2 практически готова. В целях упростить технологию, мы сделали контурный фюзеляж, но внешние обводы и размеры модели практически соответствуют самолёту – прототипу. Немного увеличен диаметр воздушного винта. На следующем занятии будет изготовлен резиномотор и приспособление для его установки внутри модели. Делать ли шасси и оклеивать ли модель скотчем, мы решим после первичных испытаний модели в воздухе.
Внешний вид резиномоторной модели самолёта Ил – 2.