Словарь музыкальных терминов по сольфеджио




(5 класс)

Сольфеджио - итальянское слово, происходит от слова solfo, что значит - ноты, музыкальные знаки, гамма. Пение по нотам.

Нота – знак, которым записывают музыкальный звук. Высота звука определяется положением ноты на нотном стане. Нотный стан – это пять длинных горизонтальных линеек, на которых и между которыми располагаются ноты.

Полутон – самое близкое расстояние между звуками. Два полутона образуют один тон.

Альтерация – изменение высоты звука на полутон. «Диез» - повышает звук на полтона, «бемоль» - понижает звук на полтона. «Бекар» - отменяет функцию диеза или бемоля.

Музыкальный диапазон – расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Регистр – разные отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания. В музыке различают три регистра: нижний, средний и верхний.

Названия октав: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, I октава, II октава, III октава, IV октава, V октава.

Лад – организация звуков, имеющих тонику. Основной звук лада – самый устойчивый – называется тоника. Лад бывает мажорным и минорным.

Тональность – высота лада, высота, на которой он расположен.

Строение мажорной гаммы: 1т, 1т, 1/2т, 1т, 1т, 1т, 1/2т.

Строение минорной гаммы: 1т, 1/2т, 1т, 1т, 1/2т, 1т, 1т.

Параллельные тональности – мажор и минор, имеющие одинаковые знаки при ключе. VI ступень мажора является тоникой параллельного минора.

Тональность До мажор – не имеет знаков при ключе.

Тональность ля минор – не имеет знаков при ключе, параллельна До мажору.

Тональность Соль мажор – при ключе «фа диез»

Тональность ми минор – при ключе «фа – диез», параллельна Соль мажору.

Тональность Фа мажор – при ключе «си – бемоль».

Тональность ре минор – при ключе «си – бемоль», параллельна Фа мажору.

Тональность Ре мажор – при ключе «фа – диез», «до – диез».

Тональность си минор – при ключе «фа – диез», «до – диез», паралелльна Ре мажору.

Тональность «Си бемоль» мажор – при ключе «си – бемоль», «ми – бемоль».

Тональность соль минор – при ключе «си – бемоль», «ми – бемоль», параллельна Си – бемоль мажору.

Тональность Ми – бемоль мажор – при ключе «си – бемоль», «ми – бемоль», «ля – бемоль».

Тональность до минор - при ключе «си – бемоль», «ми – бемоль», «ля – бемоль», параллельна Ми – бемоль мажору.

Тональность Ля мажор – при ключе «фа – диез», «до – диез», «соль – диез».

Тональность фа – диез минор - при ключе «фа – диез», «до – диез», «соль – диез», параллельна Ля мажору.

Тональность Ля – бемоль мажор – при ключе «си – бемоль», «ми – бемоль», «ля – бемоль», «ре – бемоль».

Тональность фа минор - при ключе «си – бемоль», «ми – бемоль», «ля – бемоль», «ре – бемоль», параллельна Ля – бемоль мажору.

Тональность Ми мажор – при ключе «фа – диез», «до – диез», «соль – диез», «ре – диез».

Тональность до – диез минор - при ключе «фа – диез», «до – диез», «соль – диез», параллельна Ми мажору.

Тональность Си мажор – при ключе «фа – диез», «до – диез», «соль – диез», «ре – диез», «ля – диез».

Тональность соль – диез минор - при ключе «фа – диез», «до – диез», «соль – диез», «ре – диез», «ля – диез», параллельна Си мажору.

Тональность Ре – бемоль мажор – при ключе «си – бемоль», «ми – бемоль», «ля – бемоль», «ре – бемоль», «соль – бемоль».

Тональность си –бемоль минор - при ключе «си – бемоль», «ми – бемоль», «ля – бемоль», «ре – бемоль», «соль – бемоль», параллельна Ре – бемоль мажору.

Устойчивые ступени в ладу: I, III, V. Эти ступени образуют тоническое трезвучие.

Неустойчивые ступени в ладу: II, IV, VI, VII.

Главные ступени лада: I – тоника (T, t), IV - субдоминанта(S), V - доминанта(D).

Ритм – чередование разных длительностей (длинных и коротких).

Темпом называется скорость движения музыки. Темпы бывают трёх видов: медленные, умеренные, быстрые.

Размером называется нотное изображение метра. (2/4, 3/4, 4/4)

Метр – соотношение сильных и слабых долей в такте (порядок чередования сильных и слабых долей). Доля, на которую падает ударение, называется сильной, безударная доля называется слабой.

Тактом называется расстояние от одной сильной доли до другой.

Интервал – расстояние между двумя звуками. Звуки, составляющие интервал, могут быть взяты последовательно – мелодический интервал. Если два звука взяты одновременно – гармонический интервал. Нижний звук интервала называется основанием, верхний звук – его вершина.

Интервал, охватывающий два звука – СЕКУНДА (бывает большая и малая – б.2(1т.) и м.2(1/2т.))

Интервал, охватывающий три звука – ТЕРЦИЯ (бывает большая и малая – б.3(2т.) и м.3(1т.1/2т.)

Интервал, охватывающий четыре звука – КВАРТА (бывает чистая – ч.4(2т1/2т.))

Интервал, охватывающий пять звуков – КВИНТА (бывает чистая – ч.5
(3т.1/2т.))

Интервал, охватывающий шесть звуков – СЕКСТА (бывает большая и малая – б.6(4т.1/2т.) и м.6(4т.).)

Интервал, охватывающий семь звуков – СЕПТИМА (бывает большая и малая – б.7(5т1/2т. и м.7(5т.))

Интервал, охватывающий восемь звуков – ОКТАВА (бывает чистая – ч. 8(6т.))

Обращением интервала называется перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. При этом основание становится вершиной, а вершина становится основанием.

Аккорд – созвучие трёх и более звуков, расположенных по терциям.

Трезвучие – аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям, крайние звуки образуют интервал квинта.

Мажорное трезвучие: б.3 + м.3

Минорное трезвучие: м.3+ б.3

Увеличенное трезвучие: б.3 + б.3

Уменьшённое трезвучие: м.3 + м.3

Обращением трезвучия называется перенос нижнего звука на октаву вверх. В результате получаются два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.

T63 = м.3 + ч.4 t63 = б.3 + ч.4

T64 = ч.4 + б.3 t64 = ч.4 + м.3

Септаккорд – аккорд, состоящий из 4 ступеней, расположенных по терциям, крайние звуки образуют интервал септима. Септаккорд, расположенный на V ступени мажора и гармонического минора, называется доминантсептаккорд.

D7 = б.3. + м.3 + м.3.

Доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с тройной тоникой, при этом V, VII, II разрешаются в I, IV в III.

Доминантсептаккорд имеет три обращения:

(VII) Квинтсекстаккорд = м.3 + м.3 + б.2

(II) Терцквартаккорд = м.3 + б.2 + б.3

(IV) Секундаккорд = б.2 + б.3 + м.3

Тритон – интервал, содержащий в себе три тона, образуется между IV и VII ступенями натурального мажора и гармонического минора. К ним относятся: ув.4 (IV) и ум.5 (VII); тритоны звучат резко и напряжённо, разрешаются в близлежащие ступени тонического трезвучия. Ув.4 разрешается в сексту (звуки расходятся), ум.5 разрешается в терцию (звуки сходятся).

Канон – поочерёдное повторение разными голосами одной мелодии.

Транспозиция – перенесение мелодии из одной тональности в другую.

Секвенция – повторение мелодического оборота на другой высоте.

Синкопа – перенесение ударения с сильной доли на слабую. Бывает внутри тактовая и междутактовая.

Точка – увеличивает звучание длительности на её половину.

Гармонический минор – минор с повышенной VII ступенью.

Мелодический минор – минор, в котором при движении вверх повышаются VI и VII ступени. В нисходящем движении повышение этих ступеней отменяется.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: