(5 класс)
Сольфеджио - итальянское слово, происходит от слова solfo, что значит - ноты, музыкальные знаки, гамма. Пение по нотам.
Нота – знак, которым записывают музыкальный звук. Высота звука определяется положением ноты на нотном стане. Нотный стан – это пять длинных горизонтальных линеек, на которых и между которыми располагаются ноты.
Полутон – самое близкое расстояние между звуками. Два полутона образуют один тон.
Альтерация – изменение высоты звука на полутон. «Диез» - повышает звук на полтона, «бемоль» - понижает звук на полтона. «Бекар» - отменяет функцию диеза или бемоля.
Музыкальный диапазон – расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Регистр – разные отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания. В музыке различают три регистра: нижний, средний и верхний.
Названия октав: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, I октава, II октава, III октава, IV октава, V октава.
Лад – организация звуков, имеющих тонику. Основной звук лада – самый устойчивый – называется тоника. Лад бывает мажорным и минорным.
Тональность – высота лада, высота, на которой он расположен.
Строение мажорной гаммы: 1т, 1т, 1/2т, 1т, 1т, 1т, 1/2т.
Строение минорной гаммы: 1т, 1/2т, 1т, 1т, 1/2т, 1т, 1т.
Параллельные тональности – мажор и минор, имеющие одинаковые знаки при ключе. VI ступень мажора является тоникой параллельного минора.
Тональность До мажор – не имеет знаков при ключе.
Тональность ля минор – не имеет знаков при ключе, параллельна До мажору.
Тональность Соль мажор – при ключе «фа диез»
Тональность ми минор – при ключе «фа – диез», параллельна Соль мажору.
|
Тональность Фа мажор – при ключе «си – бемоль».
Тональность ре минор – при ключе «си – бемоль», параллельна Фа мажору.
Тональность Ре мажор – при ключе «фа – диез», «до – диез».
Тональность си минор – при ключе «фа – диез», «до – диез», паралелльна Ре мажору.
Тональность «Си бемоль» мажор – при ключе «си – бемоль», «ми – бемоль».
Тональность соль минор – при ключе «си – бемоль», «ми – бемоль», параллельна Си – бемоль мажору.
Тональность Ми – бемоль мажор – при ключе «си – бемоль», «ми – бемоль», «ля – бемоль».
Тональность до минор - при ключе «си – бемоль», «ми – бемоль», «ля – бемоль», параллельна Ми – бемоль мажору.
Тональность Ля мажор – при ключе «фа – диез», «до – диез», «соль – диез».
Тональность фа – диез минор - при ключе «фа – диез», «до – диез», «соль – диез», параллельна Ля мажору.
Тональность Ля – бемоль мажор – при ключе «си – бемоль», «ми – бемоль», «ля – бемоль», «ре – бемоль».
Тональность фа минор - при ключе «си – бемоль», «ми – бемоль», «ля – бемоль», «ре – бемоль», параллельна Ля – бемоль мажору.
Тональность Ми мажор – при ключе «фа – диез», «до – диез», «соль – диез», «ре – диез».
Тональность до – диез минор - при ключе «фа – диез», «до – диез», «соль – диез», параллельна Ми мажору.
Тональность Си мажор – при ключе «фа – диез», «до – диез», «соль – диез», «ре – диез», «ля – диез».
Тональность соль – диез минор - при ключе «фа – диез», «до – диез», «соль – диез», «ре – диез», «ля – диез», параллельна Си мажору.
Тональность Ре – бемоль мажор – при ключе «си – бемоль», «ми – бемоль», «ля – бемоль», «ре – бемоль», «соль – бемоль».
|
Тональность си –бемоль минор - при ключе «си – бемоль», «ми – бемоль», «ля – бемоль», «ре – бемоль», «соль – бемоль», параллельна Ре – бемоль мажору.
Устойчивые ступени в ладу: I, III, V. Эти ступени образуют тоническое трезвучие.
Неустойчивые ступени в ладу: II, IV, VI, VII.
Главные ступени лада: I – тоника (T, t), IV - субдоминанта(S), V - доминанта(D).
Ритм – чередование разных длительностей (длинных и коротких).
Темпом называется скорость движения музыки. Темпы бывают трёх видов: медленные, умеренные, быстрые.
Размером называется нотное изображение метра. (2/4, 3/4, 4/4)
Метр – соотношение сильных и слабых долей в такте (порядок чередования сильных и слабых долей). Доля, на которую падает ударение, называется сильной, безударная доля называется слабой.
Тактом называется расстояние от одной сильной доли до другой.
Интервал – расстояние между двумя звуками. Звуки, составляющие интервал, могут быть взяты последовательно – мелодический интервал. Если два звука взяты одновременно – гармонический интервал. Нижний звук интервала называется основанием, верхний звук – его вершина.
Интервал, охватывающий два звука – СЕКУНДА (бывает большая и малая – б.2(1т.) и м.2(1/2т.))
Интервал, охватывающий три звука – ТЕРЦИЯ (бывает большая и малая – б.3(2т.) и м.3(1т.1/2т.)
Интервал, охватывающий четыре звука – КВАРТА (бывает чистая – ч.4(2т1/2т.))
Интервал, охватывающий пять звуков – КВИНТА (бывает чистая – ч.5
(3т.1/2т.))
Интервал, охватывающий шесть звуков – СЕКСТА (бывает большая и малая – б.6(4т.1/2т.) и м.6(4т.).)
Интервал, охватывающий семь звуков – СЕПТИМА (бывает большая и малая – б.7(5т1/2т. и м.7(5т.))
|
Интервал, охватывающий восемь звуков – ОКТАВА (бывает чистая – ч. 8(6т.))
Обращением интервала называется перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. При этом основание становится вершиной, а вершина становится основанием.
Аккорд – созвучие трёх и более звуков, расположенных по терциям.
Трезвучие – аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям, крайние звуки образуют интервал квинта.
Мажорное трезвучие: б.3 + м.3
Минорное трезвучие: м.3+ б.3
Увеличенное трезвучие: б.3 + б.3
Уменьшённое трезвучие: м.3 + м.3
Обращением трезвучия называется перенос нижнего звука на октаву вверх. В результате получаются два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.
T63 = м.3 + ч.4 t63 = б.3 + ч.4
T64 = ч.4 + б.3 t64 = ч.4 + м.3
Септаккорд – аккорд, состоящий из 4 ступеней, расположенных по терциям, крайние звуки образуют интервал септима. Септаккорд, расположенный на V ступени мажора и гармонического минора, называется доминантсептаккорд.
D7 = б.3. + м.3 + м.3.
Доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с тройной тоникой, при этом V, VII, II разрешаются в I, IV в III.
Доминантсептаккорд имеет три обращения:
(VII) Квинтсекстаккорд = м.3 + м.3 + б.2
(II) Терцквартаккорд = м.3 + б.2 + б.3
(IV) Секундаккорд = б.2 + б.3 + м.3
Тритон – интервал, содержащий в себе три тона, образуется между IV и VII ступенями натурального мажора и гармонического минора. К ним относятся: ув.4 (IV) и ум.5 (VII); тритоны звучат резко и напряжённо, разрешаются в близлежащие ступени тонического трезвучия. Ув.4 разрешается в сексту (звуки расходятся), ум.5 разрешается в терцию (звуки сходятся).
Канон – поочерёдное повторение разными голосами одной мелодии.
Транспозиция – перенесение мелодии из одной тональности в другую.
Секвенция – повторение мелодического оборота на другой высоте.
Синкопа – перенесение ударения с сильной доли на слабую. Бывает внутри тактовая и междутактовая.
Точка – увеличивает звучание длительности на её половину.
Гармонический минор – минор с повышенной VII ступенью.
Мелодический минор – минор, в котором при движении вверх повышаются VI и VII ступени. В нисходящем движении повышение этих ступеней отменяется.