Приемы работы с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма (рекомендации для родителей)




 

Причинами трудностей формирования письменной речи могут быть нарушения устной речи. Также причинами могут стать школьная незрелость, педагогическая и социальная запущенность, сложность образовательных программ и другие.

Ка­чество учебной деятельности зависит от того, на­сколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

· хорошее физическое развитие ребенка;

· развитый фонематический слух;

· развитая мелкая мотори­ка пальцев рук, общая мото­рика;

· нормальное функциони­рование центральной нервной системы;

· владение знаниями и представлениями об окружа­ющем мире;

· произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

· познавательная актив­ность, желание учиться, инте­рес к знаниям, любознатель­ность;

· коммуникативная дея­тельность.

В настоящее время 70 % детей имеют функциональную незрелость структур головного мозга. Со временем мозг созревает, но, когда это произойдет, ребенок упустит многое из школьной программы.

Считается, что для формирования грамотности у учащихся необходимо развивать орфографическую зоркость. Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин школьных ошибок.

Орфографическая зоркость — это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы.

Достижение высокого качества орфографической зоркости было и остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Предлагаем вам несложные здания, которые можно использовать в домашних условиях.

Упражнения:

· ежедневно заниматься звуковым анализом

· использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р

· приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получится?)

· подбор слов к звуковым моделям

· «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди предметы с заданным звуком».

· «Найди лишнее» которое отличается начальным звуком от остальных слов:

слон - стол - сумка - карандаш

книга - кошка - портфель - компас

обруч - тетрадь - ослик - облако

утка - улитка - ухо – собака

лук - лиса - рак – ландыш

 

· «Лишнее слово» (самое короткое или самое длинное слово)

Сом, щука, карась, сазан.

Воробей, снегирь, ласточка, свиристель

Капуста, репа, картофель, помидор.

Волк, медведь, тигр, ёж.

 

Показ и выполнение кинезиологических упражнений.

«Ухо-нос». Левой рукой берёмся за кончик носа, правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение рук «с точностью до наоборот» Усложняем: делаем хлопок в ладоши.

«Сорви яблоки ». Представить, что перед вами высокая яблоня со спелыми яблоками. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки. Сорвите яблоко и положите в корзину, стоящую на земле. То же выполнить левой рукой.

«Перекрёстное марширование ». Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь их правой и левой рукой по противоположной ноге.

«Велосипед ». Упражнение выполняется в парах. Встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнёра. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением.

«Восьмёрка». В воздухе указательным пальцем рисуем знак бесконечности как можно большего размера, следить не моргающими глазами за рукой. Те же движения выполняем другой рукой.

«Зеркальное рисование» — рисование одновременно обеими руками на бумаге зеркально-симметричные рисунки, буквы.

«Пишем вслух». Важный прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется. Пример «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (на стале стаял куфшин с малаком).

«Найди спрятавшееся слово» (Подчеркните в словах буквы, которые при письме надо проверять.)

Хлев (лев), столб(стол), удочка (дочка), щель (ель), коса (оса).

Письмо по памяти (пословицы, поговорки, загадки, подобранные по темам, стихи, песенки, потешки, считалки и т.д)

«Назови и запиши только гласные буквы» из продиктованных слов:

Дом, дым, дам

Кошка, кашка, кишка

Мало, мыло, мяло

Стек, стук, сток

Волос, голос, колос

Молод, голод, холод

«Сколько раз…?» Сколько раз встречается звук (т) в предложении: «Документ подписан директором »

Для профилактики дисграфии используют еще такие виды упражнений, как «Корректурная правка».

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б»

(в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от круж ка) и пр.

Задания и приемы по формированию фонематического слуха:

- чтение слоговых таблиц

- графические диктанты

- работа с деформированными словами, предложениями.

 

Желаем успеха!

 

Материал подготовлен

учителем-логопедом

МБУ Центр «Леда»

Кузнецовой Е.В.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: