Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии.




Конституция РФ 1993 г. характеризует Федеральное Собра­ние РФ как представительный и законодательный орган (ст. 94). Это означает, что только законы, принятые Федераль­ным Собранием РФ, обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным правовым актам и прямым действием на всей территории Российской Федерации.

Федеральное Собрание РФ может принимать законы по во­просам исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Источника­ми, регулирующими законодательный процесс в Российской Федерации, являются Конституция РФ; законы «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Россий­ской Федерации», от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опуб­ликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Со­брания» и др.; регламенты палат Федерального Собрания РФ. Важную роль в регулировании и развитии законодательного процесса играют решения Конституционного Суда РФ и содер­жащиеся в них правовые позиции

Таким образом, законодательный процесс можно определить как конституционно установленную после­довательность сменяющих друг друга этапов (стадий) по внесе­нию, рассмотрению, принятию, опубликованию и вступлению в силу законодательных актов. В отдель­ных случаях под законодательным процессом понимается поря­док деятельности Федерального Собрания РФ по принятию и опубликованию законов

В деятельности российского Федерального Собрания РФ выделяют основные и дополнительные (факультативные) ста­дии законодательного процесса. Основными стадиями являются: инициирование законопроекта и его предварительное рассмот­рение в Государственной Думе; обсуждение и принятие законо­проекта Государственной Думой; обсуждение и одобрение при­нятых Государственной Думой законов Советом Федерации; подписание и обнародование законов Президентом РФ. Их можно также назвать обязательными, поскольку любой проект закона должен пройти все обозначенные стадии перед тем, как стать законом. Дополнительные стадии законодательного процес­са связаны с отклонением от обычной законодательной про­цедуры. Они включают повторное рассмотрение Государствен­ной Думой проектов, отклоненных Советом Федерации и по­вторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации проектов, отклоненных Президентом РФ.

Начальной стадией законодательного процесса является вы­ступление с законодательной инициативой, или официальное внесение в Государственную Думу законопроекта уполномо­ченным субъектом. Правом вносить законопроек­ты в Государственную Думу обладают Президент РФ, Совет Фе­дерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Кроме того, по вопросам своего ведения правом законодательной инициативы наделены Конституцион­ный Суд РФ, Верховный Суд РФ.

Законодательная инициатива может реализовываться только в форме готовых проектов законов федеральных и федеральных конституционных и др.

Ряд законопроектов, вносимых в Государственную Думу, должен пройти экспертизу Правительства РФ и получить его за­ключение. К таковым относятся законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, т. е. проекты, связанные с финан­совыми затратами.

Вносимые в Государственную Думу законопроекты должны соответствовать определенным требованиям, закрепленным в Регламенте Государственной Думы.

Оформленный законопроект регистрируется, ему присваива­ется регистрационный номер и заводится электронная регист­рационная карточка, куда в дальнейшем заносятся сведения о рассмотрении законопроекта. Зарегистрированный законопро­ект Председатель Государственной Думы направляет в депутат­ские объединения и соответствующий (профильный) комитет, где проверяется правильность его оформления и наличие необ­ходимых документов, а также ведется подготовка проекта к рассмотрению в палате. В случае положительного решения профильного комитета законопроект направляется в Совет па­латы, где назначается ответственный по нему комитет. Если профильный комитет решит, что представленный законопроект не соответствует требованиям ст. 104 Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы, то он возвращается субъекту законодательной инициативы для выполнения необходимых требований. В этом случае законо­проект не считается внесенным и может быть вновь представ­лен на имя Председателя Государственной Думы.

После работы соответствующего комитета перед первым чтением законопроект направляется в Правовое управление Аппарата Государственной Думы, который проводит его право­вую и лингвистическую экспертизу. Правовая экспертиза законопроектов про­водится на предмет их соответствия Конституции РФ, феде­ральным конституционным законам, федеральным законам. Лингвистическая экспертиза означает оценку соответствия представленного за­конопроекта нормам литературного русского языка.

Подготовленный к первому чтению законопроект направля­ется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмот­рение палаты

Субъект законодательной инициативы вправе отозвать вне­сенный в Государственную Думу законопроект до его первого чтения, а также по предложению ответственного комитета из­менить его текст.

Второй стадией законодательного процесса является рас­смотрение законопроектов в Государственной Думе. Оно осуще­ствляется в трех чтениях, если Государственная Дума не при­мет другого решения по отношению к конкретному законопро­екту (ст. 105 Регламента Государственной Думы). Чтение представляет собой последовательное обсуждение законопроек­та на пленарном заседании палаты, которое завершается голо­сованием по нему.

Первое чтение имеет, как правило, ознакомительный харак­тер. На нем обсуждаются концепция законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, практическая значимость

По результатам Государственная Дума может принять (тер­мин применяется по отношению к федеральным законам) или одобрить (по отношению к федеральным конституционным за­конам) законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним, принять или одобрить закон или отклонить законо­проект. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотре­нию не подлежит и возвращается субъекту законодательной инициативы

В случае принятия или одобрения законопроекта в первом чтении работа над ним продолжается. Субъекты законодатель­ной инициативы вправе предлагать поправки в законопроект, которые изучает и обобщает ответственный комитет.

По итогам работы комитет составляет таблицу поправок, кото­рая состоит из трех частей. В первой сгруппированы поправки, одобренные ответственным комитетом и рекомендуемые к при­нятию Государственной Думой. Во второй фиксируются по­правки, рекомендуемые к отклонению, и в третьей — поправ­ки, по которым ответственным комитетом не было принято ре­шение.

Ко второму чтению в Государственную Думу представляется законопроект, проект постановления Государственной Думы, определяющий порядок дальнейшей работы, указанные выше таблицы поправок, заключение Правового управления.

Ответственный комитет может рекомендовать Государствен­ной Думе отклонить законопроект во втором чтении. В случае неодобрения решения ответственного комитета Государствен­ная Дума направляет проект для доработки в этот же комитет или может назначить другой ответственный комитет.

Процедура второго чтения. В начале рассмотрения представитель ответственного комитета выступает с докладом, в котором сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ко­митете, внесенных поправках и результатах их рассмотрения. Если у присутствующих имеются возражения по вопросу принятия по­правок, рекомендуемых к принятию ответственным комитетом, то председательствующий ставит на голосование те поправки, которые не вызвали нареканий, а остальные поправки голосу­ются по отдельности. Поправки, по ко­торым ответственным комитетом решение принято не было, ставятся на голосование. Поправки к федеральному закону принимаются большинством голосов от общего числа депута­тов Государственной Думы. Если необходимого числа голосов поправки не набрали, они считаются отклоненными. После го­лосования по поправкам на голосование ставится предложение о принятии или одобрении законопроекта во втором чтении. Если за законопроект не проголосовало более половины от об­щего числа депутатов, законопроект отправляется на доработку в ответственный комитет. Если же при повторном рассмотре­нии законопроекта необходимое число голосов не набрано, он считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотре­ния. Законопроект может быть принят окончательно во втором чтении в случае наличия правовой и лингвистической экспер­тиз.

Одобренный во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для окончательной доработки. Здесь с участием Правового управления Аппарата Государственной Ду­мы устраняются внутренние противоречия законопроекта, про­водится редакционная правка.

При рассмотрении законопроекта в третьем чтении внесе­ние в него поправок, обсуждение в целом законопроекта или отдельных его статей не допускаются. Если законопроект не принят в третьем чтении, он считается отклоненным. Правда, в исключительных случаях законопроект может быть возвра­щен на стадию второго чтения. Федеральные законы принима­ются большинством от общего числа депутатов Государствен­ной Думы.

На третьей стадии законодательного процесса одобренный федеральный конституционный закон или принятый федераль­ный закон с соответствующим документами в течение пяти дней передается Государственной Думой на рассмотрение Сове­та Федерации.

Совет Федерации рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в порядке, предусмотренном Кон­ституцией РФ и Регламентом Совета Федерации. Если за феде­ральный закон проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации либо если он не был рассмотрен Со­ветом Федерации в течение 14 дней, закон считается одобрен­ным Советом Федерации

Закон, принятый Государственной Думой, направляется в соответствующий (ответственный) комитет или несколько ко­митетов Совета Федерации и Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки заключений. При этом чле­ны Совета Федерации обладают правом организовать обсужде­ние федерального закона в субъектах РФ.

Совет Федерации большинством голосов принимает реше­ние об одобрении или отклонении федерального закона без об­суждения либо об обсуждении его на заседании палаты. По ре­зультатам обсуждения Совет Федерации одобряет либо откло­няет принятый Государственной Думой федеральный закон. Таким образом, Совет Федерации в активной (путем рас­смотрения) или пассивной (если закон не рассматривается на заседании) одобряет федеральные законы, принятые Государст­венной Думой.

Для разрешения разногласий между Государственной Думой и Советом Федерации по инициативе любой из палат может создаваться согласительная комиссия. Она состоит из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы на пари­тетных началах и прекращает свою деятельность после приня­тия Советом Федерации решения об одобрении либо отклоне­нии федерального закона. решения комиссией принимаются путем раздель­ного голосования членов Совета Федерации и депутатов Госу­дарственной Думы, и только в случае положительных итогов обеих депутаций решение считается принятым

По итогам работы согласительной комиссии проводятся об­суждения в каждой палате. Если вариант согласительной ко­миссии в Государственной Думе не набрал большинства голо­сов, то Государственная Дума может принять федеральный за­кон в ранее принятой редакции, если за него проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Таким же образом федеральный закон может быть при­нят и сразу после отклонения Советом Федерации, если Госу­дарственная Дума не принимает или не поддерживает решения о создании согласительной комиссии. При этом повторно при­нятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания, одно­временно об этом уведомляется Совет Федерации. Если же от­клоненный Советом Федерации закон не поддерживает необхо­димое большинство в Государственной Думе, он считается от­клоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит.

Заключительной стадией законодательного процесса являет­ся промульгация, или процедура подписания и обнародования зако­на Президентом РФ. Согласно ч. 2 ст. 107 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает и обнародует феде­ральный закон. принятый феде­ральный закон направляется Президенту РФ той палатой Феде­рального Собрания, в которой завершилась процедура приня­тия федерального закона, т. е. Советом Федерации в случае одобрения принятого Государственной Думой федерального за­кона или Государственной Думой, если Совет Федерации от­клонил закон, а Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации и повторно приняла федеральный закон квалифи­цированным большинством в первоначальной редакции. Имен­но с момента передачи принятого и одобренного закона начи­нается следующая стадия законодательного процесса.

Конституция РФ предусматривает возможность отклонения Президентом РФ федеральных законов — так называемое вето Президента. Оно носит относительный характер, т. е. может быть преодолено повторным рассмотрением в палатах Феде­рального Собрания РФ. Президент РФ может воспользоваться таким правом только по отношению к федеральным законам в течение 14 дней после передачи ему соответствующего феде­рального закона.

Если Президент РФ отклонил федеральный закон, то Госу­дарственная Дума и Совет Федерации согласно Конститу­ции РФ могут преодолеть вето Президента РФ или согласиться с предложениями Президента РФ. От­клоненный Президентом РФ федеральный закон в ранее при­ятой редакции может быть одобрен только повторным голосова­нием в каждой палате, при этом за него должно проголосовать не менее двух третей депутатов и членов Совета Федерации.

Отклоненный Пре­зидентом федеральный закон должен быть обязательно одобрен каждой палатой Федерального Собрания РФ в ранее принятой редакции квалифицированным большинством голосов. Таким образом, преодолеть вето Президента РФ палаты могут только одним голосованием, а разрешение противоречий между палата­ми после голосования по отклоненному закону невозможно

Согласно Регламенту Государственной Думы отклоненный Президентом РФ закон передается в ответственный комитет, который в течение 10 дней рассматривает решение Президента. По итогам работы комитет может рекомендовать Государствен­ной Думе согласиться с Президентом РФ и снять федеральный закон с рассмотрения; принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ; создать по предложению главы государства либо с его предварительного согласия специальную комиссию для преодоления возникших разногласий или одоб­рить закон в ранее принятой редакции. Решение о снятии феде­рального закона с рассмотрения выносится большинством голо­сов депутатов, согласие с предложениями Президента РФ прини­мается в таком же порядке. В последнем случае федеральный закон в редакции главы государства в течение пяти дней на­правляется в Совет Федерации, где одобряется или не одобря­ется как вновь поступивший, т. е. большинством голосов. Ре­шение о создании специальной комиссии принимается боль­шинством голосов депутатов Государственной Думы, о чем уведомляется Президент РФ и Совет Федерации

Вы­работанный специальной комиссией текст федерального закона рассматривается в Государственной Думе и Совете Федерации как вновь принятый закон и одобряется большинством голо­сов. Таким образом, любое изменение или дополнение откло­ненного Президентом РФ федерального закона означает, что законодательные процедуры начинаются заново и проходят в порядке, предусмотренном ст. 105 Конституции РФ.

Порядок одобрения закона в ранее принятой редакции имеет ряд отличий от порядка рассмотрения законов, предусмотренно­го ст. 105 Конституции РФ. Если Государственная Дума одобря­ет федеральный закон, отклоненный Президентом РФ, в ранее принятой редакции, то Совет Федерации может либо принять, либо отклонить этот закон. Если Совет Федерации соглашается с Государственной Думой и одобряет федеральный закон двумя третями голосов от общего числа членов, то этот закон вместе с постановлением Совета Федерации в пятидневный срок направ­ляется Президенту РФ, который обязан подписать его в течение семи дней.

Президент РФ обязан подписать отклоненный им ранее фе­деральный закон после его повторного одобрения Государст­венной Думой и Советом Федерации.

Составной частью заключительной стадии законодательного процесса является опубликование законов, так как в Россий­ской Федерации действующими считаются те законы, которые были официально опубликованы. Федеральные конституцион­ные и федеральные законы подлежат официальному опублико­ванию в течение семи дней после дня их подписания Прези­дентом РФ. Официальным опубликованием федерального кон­ституционного и федерального законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Рос­сийской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, федераль­ные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования

Федеральные конституционные законы издаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, обеими палатами Феде­рального Собрания РФ. В Государственной Думе для принятия федерального конституционного закона требуется одобрение двумя третями голосов от общего числа депутатов (более 300 де­путатов), в Совете Федерации — тремя четвертями от общего числа членов Совета Федерации (более 133 членов Совета Феде­рации). Наконец, если по отношению к федеральным законам

Конституция РФ применяет термин «принимаются» Государст­венной Думой, то по отношению к федеральным конституцион­ным законам — термин «одобряются». Поэтому в Совет Федера­ции передается не принятый, а одобренный Государственной Думой федеральный конституционный закон. При этом феде­ральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей членов Совета Федерации. Государственная Дума преодолеть вето Совета Фе­дерации в этом случае не может. Вето Президента РФ на дан­ный вид законопроектов не распространяется. Принятые обеи­ми палатами парламента федеральные конституционные законы подлежат подписанию и обнародованию Президентом РФ

Законы РФ о поправке к Конституции РФ. Предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ могут вноситься Президентом РФ, Советом Федерации, Госу­дарственной Думой, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134 Конститу­ции РФ). При этом в соответствии со ст. 135 Конституции РФ ее гл. 1, 2, 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собра­нием РФ. Причем Регламент Государственной Думы по отно­шению к процедуре инициирования пересмотра Конститу­ции РФ использует термин «предложение о пересмотре».

Предложения о пересмотре Конституции РФ должны содер­жать новую редакцию этих глав или их отдельных статей и час­тей, обоснование вносимых предложений, а также перечень за­конов РФ, федеральных конституционных законов, федераль­ных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки. Поправки к гл. 3—8 Конституции РФ вносятся уполномоченным субъектом в форме проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ, предполагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ. При этом предложение о поправке к Конституции РФ должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо положение об исключе­нии статьи (части или пункта статьи) из Конституции РФ.

Предложения о пересмотре и проекты законов РФ о поправ­ке к Конституции РФ передаются в комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государствен­ному строительству для подготовки заключения. При этом по­правки к Конституции РФ обсуждаются в комитете с участием инициатора, полномочных представителей Президента РФ и Правительства РФ и других представителей.

Предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конститу­ции РФ и заключение Комитета Государственной Думы по кон­ституционному законодательству и государственному строи­тельству рассматриваются на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума принимает поста­новление об одобрении или отклонении указанных предложе­ний. Предложение о пересмотре Конституции РФ считается одобренным, если за него проголосовало не менее трех пятых от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае постановление Государственной Думы с законопроектом на­правляются в течение пяти дней в Совет Федерации для после­дующего рассмотрения. Если Совет Федерации проголосует за предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конститу­ции РФ не менее трех пятых от общего числа членов, должно быть созвано Конституционное Совещание.

Рассмотрение проекта закона РФ о поправке к Конститу­ции РФ осуществляется в трех чтениях. В ходе рассмотрения этого проекта Государственной Думой заслушиваются доклады инициатора поправки, представителя комитета по конституци­онному законодательству и государственному строительству, выступления полномочных представителей Президента РФ и Правительства РФ в Государственной Думе, представителей де­путатских объединений, экспертов и других лиц. Оглашается также заключение Общественной палаты, если оно имеется.

Голосование проводится по каждой поправке, и она считается одобренной, если за нее проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. После поста­тейного обсуждения и голосования поправок Государственная Дума принимает проект закона РФ о поправках к гл. 3—8 Кон­ституции РФ в целом. Вновь проводится голосование, и проект считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов.

В соответствии со ст. 108 и 136 Конституции РФ одобренный Государственной Думой проект закона РФ о поправке к Консти­туции РФ подлежит обязательному рассмотрению в Совете Фе­дерации. Первоначально он направляется в Комитет по консти­туционному законодательству Совета Федерации, но может быть передан и в другой комитеты (комитеты) и комиссии. Комитет по конституционному законодательству обобщает предложения комитетов и комиссий и готовит заключение. Обсуждение ука­занного проекта в Совете Федерации проходит аналогично про­цедуре одобрения федеральных законов. Закон РФ о поправке к Конституции РФ считается принятым, если за него проголосо­вало не менее трех четвертей членов Совета Федерации. При от­клонении этого закона Совет Федерации вправе предложить Го­сударственной Думе создание согласительной комиссии.

После принятия Советом Федерации закона РФ о поправке Председатель Совета Федерации должен опубликовать его для всеобщего ознакомления. Не позднее пяти дней со дня приня­тия закона РФ о поправке к Конституции РФ он направляется в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Закон РФ о поправке к Конституции РФ считается одобренным законодательным (представительным) органом субъекта РФ, если он был одобрен в целом, без пред­ложений о внесении в него изменений и дополнений и соот­ветствующее постановление было направлено в Совет Федера­ции в срок, определенный Законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Феде­рации», т. е. не позднее одного года со дня его принятия. Зако­нодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправ­ке к Конституции РФ направляет данное постановление в Со­вет Федерации

Далее по прошествии установленного для одобрения законо­дательными (представительными) органами субъектов РФ зако­на РФ о поправке к Конституции РФ Совет Федерации уста­навливает результаты этого одобрения. В частности, на заседа­нии Совета Федерации оглашается заключение комитета по конституционному законодательству о результатах рассмотре­ния этого закона в субъектах РФ. Совет Федерации принимает постановление об установлении результатов рассмотрения за­конодательными (представительными) органами государствен­ной власти субъектов РФ закона РФ о поправке к Конститу­ции РФ, в котором в том числе содержатся данные об общем числе органов субъектов, одобривших этот закон и общий ре­зультат — одобрен или не одобрен закон законодательными (представительными) органам не менее чем двух третей субъек­тов РФ. Постановление направляется Президенту РФ и в зако­нодательные (представительные) органы субъектов. Если ука­занный закон не получил одобрения более чем в двух третях субъектов РФ, то он считается отклоненным.

Закон РФ о поправке к Конституции РФ может быть обжа­лован в Верховном Суде РФ Президентом РФ, законодатель­ным (представительным) органом субъекта РФ в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об ус­тановлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке к Конституции РФ.

В случае если законодательные (представительные) органы субъектов РФ одобрили закон РФ о поправке к Конститу­ции РФ, то он направляется Президенту РФ для подписания и опубликования в течение семи дней. Президент РФ в срок не позднее 14 дней со дня получения закона РФ о поправке к Конституции РФ подписывает его и осуществляет официальное опубликование. Право вето Президента РФ на данный вид ак­тов не распространяется.

Принятую поправку к Конституции РФ Президент РФ вносит в текст Конституции РФ.


Система органов исполнительной власти в Российской Федерации: Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Орган исполнительной власти – государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.

В систему органов исполнительной власти Российской Федерации входят:

- Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти

- Федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы и агентства)

- Органы исполнительной власти субъектов РФ (глава субъекта, органы государственного управления)

- Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, находящихся в субъектах РФ (управления, отделения инспекции и т.д.)

Правительство РФ – это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правовое положение Правительства закреплено в ФКЗ «О Правительстве РФ».

В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры. Председатель Правительства назначается на должность Президентом Российской Федерации. Заместители Председателя и федеральные министры назначаются Президентом по предложению Председателя. Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Общие полномочия Правительства РФ:

- организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

- обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

- формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

- реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

По сферам деятельности Правительство реализует свои полномочия в:

- сфере экономики (напр., осуществляет управление федеральной собственностью, осуществляет общее руководство таможенным делом)

- сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (напр., разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг, осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации)

- социальной сфере (напр., разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ)

- сфере науки, культуры, образования (напр., обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования)

- сфере природопользования и охраны окружающей среды (напр., организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации, координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий)

- сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (напр., осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями)

- сфере обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации (напр., организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации)

- сфере внешней политики и международных отношений (напр., обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях)

Федеральные органы исполнительной власти

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр) (напр., Министерство юстиции РФ)

Государственный комитет – федеральный орган исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти (напр, Федеральный комитет по контролю, борьбе с коррупцией и терроризмом)

Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа (напр., Федеральная служба судебных приставов)

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа (напр., Федеральное агентство по рыболовству).

Структура федеральных органов исполнительной власти (в зависимости от руководства):

1. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти (напр., Служба внешней разведки (федеральная служба); Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Управление делами Президента РФ (федеральное агентство)).

2. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: (напр., Министерство здравоохранения и социального развития РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию)

3. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ (напр., Государственный комитет РФ по делам молодежи, Государственный комитет РФ по рыболовству, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная аэронавигационная служба)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: