Тема - ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА




· Понятие административного права и основные черты административно-правовых отношений

Административное право,являясь самостоятельной отраслью в системе российского права, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую группу общественных отношений, которые складываются главным образом, в сфере государственного управления, которое является разновидностью социального управления. Предметом административного права является – совокупность общественных отношений, возникающих при обеспечении государственной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан, а также иных отношений, связанных с ее формированием и деятельностью. Государственная администрация – система органов государственной исполнительной власти, а также осуществляющие административную власть иные государственные органы, их руководители, структурные подразделения, администрация государственных учреждений, предприятий. Административное право закрепляет юридическое неравенство субъектов, право носителей административной власти во внесудебном порядке воздействовать на граждан и организации, а невластные субъекты вправе обжаловать эти решения.

Особое место в административном праве занимает управление,которое представляет собой организующую деятельность людей, осуществляемую для определенных целей (см. схема №14.1).

Государственное управление – исполнительская деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе. Это выработка и принятие управленческих решений, организация исполнения, которая обеспечивает эффективное взаимоотношение компонентов управляемой системы, и целесообразные отношения координации и субординации между ними, контроль и проверка хода исполнения управленческого решения.

Признаки государственного управления:

- вид государственной управленческой деятельности;

- носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

- деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планомерно на основании и во исполнении законов;

- характеризуется наличием вертикальных и горизонтальных связей;

- осуществляется в различных формах и обеспечивается посредством системы гарантий;

- нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий.

Предметом административного права являются административно-правовые отношения. Это урегулированные нормами административного права общественные отношения, в которых их участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления. Как и в любых правоотношениях, элементами административных правоотношений являются: 1) субъекты (участники), 2) объект (то, по поводу чего возникли отношения), 3) содержание (права и обязанности).

Субъект административного права обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом (см. схема №14.2). Субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной право- дее- деликтоспособностью.

Административная правоспособность – это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного права, которая для конкретного лица возникает с момента рождения, но для разных лиц она неодинакова по объему. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, национальности, демографических факторов, квалификации, семейного положения, отношение к воинской обязанности, избирательной системе, права управлять автобусом, быть студентом, пенсионером и т.д.

Административная дееспособность - это способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами. Возникает позднее правоспособности и связано с физическим и интеллектуальным взрослением лица (обратиться к врачу, с 6-ти лет реализовать право на образование, реализовать право на жалобу в том числе на родителей, применяющих незаконные методы воспитания….).

Административная деликтоспособность - способность нести административную ответственность за свои действия в соответствии с нормами административного права, установлена законом и наступает с 16 лет.

Особая категория субъектов административного права (индивидуального субъекта) – физические лица. Которые по признаку гражданства классифицируются:

1. Граждане Российской Федерации. При этом гражданство представляет собой устойчивую связь человека с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанную на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

2. Лица с двойным гражданством (бипатриды)

3. Граждане СНГ (кроме Российской Федерации)

4. Иностранные граждане

5. Лица без гражданства (апатриды)

Общим объектом регулирования административно-правовых норм являются общественные отношения, а непосредственным объектом – поведение субъектов (см. схема № 14.3).

Права граждан в сфере государственного управления – это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти:

- на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

- на поступление на государственную службу;

- на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностным лицам; на свободу передвижения, на неприкосновенность личности, жилища;

- на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

- на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;

- на изменение фамилии, имени;

- на тайну переписки, телефонных переговоров, защиты персональных данных;

- на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

- на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, охраняемых законом;

- на образование, охрану здоровья, труд;

- на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;

Обязанности граждан в сфере государственного управления:

- соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления;

- соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например, оказывать медицинские или образовательные услуги без соответствующего образования или руководить организацией, если лицо дисквалифицировано);

- получать разрешение (лицензию) на совершение ряда действий (грузопассажирские перевозки, торговля табачными или вино-водочными изделиями).

Административно-правовые отношения между гражданами и органами исполнительной власти возникают:

- В связи с использованием гражданами их прав в сфере исполнительной власти;

- В связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность по защите Отечества; уплата налогов и сборов; сохранение природы и окружающей среды; забота о детях и родителя; обязанность учиться и т.д.)

- В связи с нарушением прав и законных интересов граждан, защитой и восстановлением нарушенных прав, в том числе органами исполнительной власти и должностными лицами;

- В связи с нарушением гражданином его обязанностей перед государством в том числе нарушение установленных законов;

●Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

Административное правонарушение является основа­нием административной ответственности.

«Административным правонарушением, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физиче­ского иди юридического лица, за которое установлена административная ответственность» (ст. 2.1 КоАП РФ).

Для административного правонарушения характерны следующие признаки:

1. Антиобщественность поведение, отрицательно оцениваемое обществом, государством.

2. Противоправность -де­яние, нарушающее нормы административной и иных от­раслей права, охраняемые мерами административной от­ветственности.

3. Виновность. Законодательство рассматривает проти­воправное деяние, совершенное лицом, в качестве административного правонарушения только в том случае, если имеет место вина данного лица, то есть содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности.

4. Наказуемость. Административным правонарушени­ем признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Под составом административного правонарушения сле­дует понимать установленную правовой нормой совокуп­ность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком.

Состав административного правонарушения, как и со­став преступления, обязательно делится на четыре при­знака:

- Объектом правонарушения являются те общественные отношения, которые охраняются административным правом. Формы выражения конкретных объектов могут быть различные: порядок управления, собственность, принципы и правила хозяйствования, общественный порядок и т.д.

- Объективная сторона проступка это деяние, выражающееся в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил. Которое зависит от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичность (неоднократность – совершение двух или более однородных административных правонарушений; повторность – совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже привлекалось к административному взысканию).

- Субъект административного правонарушения может быть общим и специальным. Общий субъект административного правонарушения – вменяемые, достигшие возраста 16 лет физические лица или юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке. Специальный субъект административного правонарушения – обладающий специальным административно-правовым статусом, отражающие особенности труда, служебного положения; например, должностное лицо, водитель автомобиля, работник предприятия торговли; прошлое противоправное поведение, например, лицо, находившееся под административным надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности; иные особенности правового статуса, например иностранные граждане, военнослужащие.

- Субъективная сторона административного правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Ее основу составляет вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности.

Если хотя бы один из четырех указанных выше при­знаков состава отсутствует, то деяние не может быть при­знанным проступком или преступлением.

Всякое административное правонарушение несет вред, даже если не все они сопряжены с реальными вредными последствиями в том смысле, что нарушает установленный государ­ственный правопорядок, посягает на интересы государства и личности.

 

· Административная ответственность

Под административной ответственностью понимается разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении полномочным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Принципами административной ответственности явля­ются:

1. Законность.

2. Целесообразность ответственности.

3. Ответственность за вину.

4. Неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности.

5. Индивидуализация мер ответственности.

6. Гуманизм.

7. Гласность.

Основаниями административной ответственности являются:

1. Нормативное основание — нарушение администра­тивно-правового запрета.

2. Фактическое основание – совершение административного правонарушения.

3. Процессуальное основание – издание правоприменительного акта.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность:

1. Недостижение установленного законом возраста (16 лет).

2. Невменяемость лица, совершившего правонарушение (вследствие хронической душевной болезни, временного душевного расстройства, слабоумия – не способного отдавать отчет в своих действиях или руководить ими)

3. Крайняя необходимость противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления от противоправных посягательств.

4. Необходимая оборона -противоправное деяние, совершенное при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда.

Субъектами административной ответственности признаются:

- Граждане.

- Должностные лица (примечание ст.2.4 КоАП РФ - Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное).

- Юридические лица.

- Если в законе не обозначены лица, которые могут быть признаны виновными в совершении административного правонарушения, то вина коллективного образования определяется по противоправным последствиям его деятельности и субъектами такого нарушения могут быть как должностные лица, так и организации в целом.

· Понятие и виды административных наказаний

Административное наказание — это мера ответствен­ности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение, которое выражает отрица­тельную оценку государством совершенного правонаруше­ния и являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательную цель.

Нормы ст. 3.2. Кодекса об административных право­нарушениях закрепляют систему видов административных наказаний:

1. Предупреждение - выносится в письменной форме — протоколом. (Применяется в качестве основного административного наказания)

2. Административный штраф - денежное взыскание (возможно в размере: кратном минимальному размеру оплаты труда; кратном стоимости предмета
административного правонарушения; суммы неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате либо сумме незаконной валютной операции). (Применяется в качестве основного административного наказания)

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в его принудительном изъятии и последующей его реализации передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета (за исключением лиц, для которых это орудие является основным источником существования). (Применяется в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания)

4. Конфискация орудия совершения или предмета ад­министративного правонарушения состоит в принудитель­ном безвозмездном обращении этого предмета (личной собственности нарушителя) в собствен­ность государства и допускается только по судебному реше­нию. (Применяется в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания)

5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу предполагает - лишение права управлять транспортными средствами, права охоты за грубое или систематическое нарушение порядка, пользования этим правом. Эта мера применяется только к лицам, имеющим спе­циальный административный статус. (Применяется в качестве основного административного наказания)

6. Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества (на срок до 15 суток), а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции (до 30 суток) и назначается только судьей (ст.3.9. КоАП). Не может применяться: к бе­ременным женщинам; женщинам, имеющим детей в воз­расте до 14 лет; к лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возра­ста; к инвалидам первой и второй групп. Применение административного ареста не влечет суди­мости и не является основанием для увольнения с работы. (Применяется в качестве основного административного наказания)

7. Административное выдворение за пределы Россий­ской Федерации иностранных граждан и лиц без граждан­ства состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - контролируемом самостоятель­ном выезде выдворенных из Российской Федерации (за собственный счет, за счет предприятий и организаций, за счет государства). (Применяется в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания)

8. Дисквалификация - новый вид административного наказания, который заключается в лишений физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом (назначается судьей). Данный вид административного наказания может быть применен только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе, арбитражным управляющим. Устанавливается судом за нарушение законодательства о труде и об охране труда и за нарушения в области финансового оздоровления и банкротства. (Применяется в качестве основного административного наказания)

9. Административное приостановление деятельности - заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Устанавливается судом на срок до девяноста дней. (Применяется в качестве основного административного наказания)

За одно административное правонарушение уполномо­ченным на то органом или должностным лицом может быть наложено либо только основное наказания, либо ос­новное и дополнительное наказания вместе.

Общие правила наложения административных наказаний:

- орган или должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может наложить на виновного только то наказания, которое установлено законодательством, и только в пределах санкции нормативного акта, предусматривающего ответственность за совершенное правонарушение;

- основанием привлечения лица к административной ответственности и применения к нему мер административного наказания является противоправность деяния;

- противоправные деяния должны быть правильно ква­лифицированы;

- органы или должностные лица вправе рассматривать лишь им подведомственные дела, избирать вид и размер наказания только лишь в рамках предос­тавленных полномочий.

Принцип индивидуализации выражается в том, что при наложении взыскания учитывается характер право­нарушения, личность нарушителя, степень его вины, иму­щественное положение, обстоятельства, смягчающие и отяг­чающие ответственность.

Одним из условий применения административного наказания является соблюдение сроков давности. По общему правилу административное наказания мо­жет быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о выборах и референдумах, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Длящимися признаются такие правонарушения, которые непрерывно осуществляются в течение продолжительного времени (срок давности составляет два месяца со дня его обнаружения ст. 4.5. КоАП).

В статье 4.5. КоАП названы три варианта определения начала срока давности: день совершения, день обнаружения проступка и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.

Лицо считается не подвергшимся административному наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения наказания не совершило нового административного правонарушения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: