Валентин Распутин - рыцарь нравственного пафоса.




Валентин Распутин. Писатель, гражданская позиция которого заслуживает уважения и восхищения. Он страстный проповедник добра, нравственности, сохранения семейных устоев, традиций, а вместе с тем активный борец против насилия и несправедливости. Творчество Распутина в высшей степени гуманно, так как пером писателя водит любовь к человеку и боль за него.

Распутин как писатель состоялся в годы застоя (так любим мы теперь называть семидесятые годы). Сначала появились рассказы писателя(позже он от них откажется),а потом одна за другой четыре повести, принесшие ему известность и славу: «Деньги для Марии»(1967г.), «Последний срок»(1970г.), «Живи и помни»(1976г.), «Прощание с Матерой»(1976г.).Следует в этот же ряд поставить замечательный рассказ «Уроки французского», который, право, стоит иного романа!

Счастливая литературная судьба? Все критики наперебой кричали об этом. Но критики поспешили. Недаром древние греки говорили: «Не хвали утро, пока не наступил вечер».Внезапно Распутин замолчал на целое десятилетие, а кончилось это молчание совершенно неожиданной для его предыдущего творчества, яростно публицистической повестью «Пожар»(1985г.).А далее - ряд очерков, в которых неприкрытая боль за судьбу не только отдельно взятого человека, но и (а это самое главное!) за судьбу общества, Родины, России, борьба за сохранение русской самобытности.

Как пришел к этому Распутин? По-моему, он был таким всегда. Вернемся к первым повестям.Дарья в «Прощании с Матерой»-- старая женщина, душа которой стонет, не желая покидать свою малую Родину., не желая видеть затопленными и родные дома, и родные могилы. Мудрый психолог, писатель показывает, как разрушается не только Матера, но и отеческая мораль. Дети и внуки бывших крестьян становятся «перекати – поле», в их сердцах нет тяги к отчему дому, сегодня они на одной стройке, завтра- на другой. А что ждет их дальше? Безликая квартира в каком – либо безликом городе, состоящем из «хрущоб», и ничего святого в жизни. Так Распутин уже в этой повести дает ясный ответ на вопрос, который в свое время задавал и Шукшин: «Что же с нами происходит?»Ответ точен: корни человеческой безнравственности – в безнравственности общества и тех ситуациях, которые оно, это общество, создает. Нельзя разрушить крестьянское село, это человеческое общежитие, и остаться нравственным. Поэтому Дарья - «носительница нравственного капитала, растраченного ее благополучными, но непутевыми детьми», по словам Генриха Митина. Получается, что Дарья одна выступает против всех, нравственная личность против безнравственного общества уже тогда, за десять лет до «Пожара».Как же не разглядели критики за согбенной спиной старухи поддерживающего словом и делом писателя? Ведь он открыто выступал и в печати, и перед разными аудиториями против проекта поворота северных русских рек и за спасение жемчужины Сибири –озера Байкал. И «Прощание с Матерой» -протест против варварского уничтожения великих сибирских рек и родной

земли. В этом публицистичность повести, правда, не такая яростная и открытая, как в повести «Пожар», но ясно видимая.

И вот мы слышим разговоры у постели Анны, видим ее детей, собравшихся в кои веки навестить умирающую мать.(«Последний срок»).Умирающая несет в себе тот же заряд нравственной силы и чистоты, что и Дарья. Валентин Распутин, описывая смерть старухи, ставит проблему духовного распада семьи. «Что хочет узнать, увидеть Анна в свой последний срок? Каково истинное лицо ее детей и внуков в том свете, что излучает Анна? Вот это –тема Распутина, лейтмотив его повестей,»- пишет Генрих Митин. Писатель сочувствует Анне и не жалеет сарказма для ее деятельных детей и внуков. Новое в жизни в его освещении оказывается негативным, а в старом открываются глубокие ценности.

Читателю особо импонирует то, что героини Распутина – женщины. Видимо, прочные нравственные устои нашел он в русской женщине, женщине – матери, женщине – жене, хранительнице очага. Писатель проявляет себя в какой – то мере моралистом, проповедником. Источником нравственного пафоса стала опять - таки не радость, а боль. Боль за женщину, за ее страдания и сделала Распутина «рыцарем этого пафоса, его донкихотом».Нельзя не вспомнить о героине повести «Живи и помни». Настена не может вынести своей нравственной раздвоенности. Ее гнетет чувство постоянной, непреходящей вины. Она оказывается виноватой перед всеми: и перед свекром, и перед односельчанами, но, прежде всего, перед собой. Умом она понимает,что Андрей – дезертир, сердце же знает одно: он ее муж, отец ее будущего ребенка. Сердце оказывается сильнее рассудка. Не может Настена предать мужа, и ей ничего не остается, как броситься в воду. Писатель далек от мысли оправдать Андрея Гуськова, по законам военного времени виновна и сама Настена, но Распутин, рассказывая эту трагическую историю, отдает свои симпатии Настене как личности, которая жизнью платит за радость и любовь. И мы с ним в этом солидарны. Один критик, размышляя о судьбе Настены, написал: «Как мало человеку нужно счастья, если это настоящее счастье, чтоб он заплатил за него даже жизнью!»Хочется продолжить: а много ли сейчас таких людей?

Общество изменяется, и не всегда в лучшую сторону. Оно давно живет по законам двойной морали, не чувствуя при этом никакого дискомфорта. Пожар в Сосновке – яркий тому пример. Повесть «Пожар» - это «художественная модель нашей жизни в прошлом и отражение пожара в душе писателя – гражданина». Этот «пожар в душе» превратил Распутина в яростного публициста, разоблачающего все то, что уродует лик родной природы и общества, что развращает людей. «Пожар для писателя – символ, огненный знак беды, неизбежное следствие все возрастающего неблагополучия в жизни»(Г.Митин)

Изменилось ли в обществе что- то за последние годы? Несомненно. Однако агрессивность, злоба, двойная мораль по-прежнему живучи. Распутин остается проповедником нравственности, «переустраивающим народную душу через воспитание народного сознания» Его гражданская позиция проявилась в серии исторических очерков, посвященных России, русскому народу, самой русской идее. Он верит в становление духовного здоровья нации и по–прежнему нравственно–взыскателен и бескомпромиссен.

Его произведения, дышащие глубокой искренностью, правдой жизни, состраданием, помогут, несомненно, возрождению общества.

 

Задание:

1. Прочитайте материалы лекции

2. Ответить письменно на вопросы и выслать ответы:

– Почему называют В.Распутина рыцарем нравственного пафоса?

- Что вы знаете о нравах общества, о котором размышлял писатель?

- Как изменилось современное общество? Сохранились ли нравственные ценности предыдущих поколений русского общества?

Пожар

Краткое содержание повести

читается за 9 минут, оригинал — 2 ч

Повествование от третьего лица. Много общих замечаний, рассуждений публицистического характера. Повествование также прерывается воспоминаниями.

Март месяц. Иван Петрович — водитель. Он только что вернулся с работы, устал. Его встречает жена Алёна. Вдруг он слышит, что люди кричат: пожар.

Горят ОРСовские склады. Иван Петрович суматошно думает, что взять с собой на тушение пожара. Берет с собой топор. «Русский человек и всегда-то умён был задним умом, и всегда-то устраивался он так, чтоб удобно было жить и пользоваться, а не как способней и легче уберечься и спастись. А тут, когда ставился посёлок наскоро, и тем более много не размышляли: спасаясь от воды, кто думает об огне?»

Горят обе части склада: и продовольственная, и промышленная. Иван Петрович сразу приметил, что стихийную борьбу с огнём возглавили два надёжных человека: Афоня и Семен Кольцов. Распутин описывает огонь как живое существо, главное свойство которого — жадность, свирепость.

Собирается начальство.

Посёлок этот построен леспромхозом. Его строили не для жизни, а на время, до следующего кочевья. Он никогда не станет обжитым. В нём нет деревьев, садов.

В посёлке не ведётся строительства социальных объектов, потому что ничего никому не нужно. Пока есть работа — дерево, но через 3-4 года его не останется, рабочие будут работать в вахтенном режиме. Другой работы нет, все поля были затоплены при строительстве гидроэлектростанции.

Появляется начальник участка Борис Тимофеич Водников. Он, хоть и ругается всегда со всеми, умеет руководить, и на него можно положиться.

Брифли существует благодаря рекламе:

Алёна помогает в тушении пожара не меньше мужчин: она спасает какие-то вещи.

Архаровцы — бригада оргнабора (наёмные неместные рабочие). Они являются отрицательными персонажами повести.

Валя-кладовщица не хочет открывать склад, потому что боится, что ей предъявят претензии, если имущество разворуют в панике. Борис Тимофеевич приказывает архаровцам ломать склад. Он ищет начальника ОРСа (склада), но вспоминает, что тот на очередном совещании. Иван Петрович советует поставить сторожа и старика Хампо, чтобы предотвратить мародёрство.

Сашка Девятый, один из архаровцев, говорит главному герою, останавливая его перед огнём: «Не сюда. Не сюда, гражданин законник. Сгоришь — кто нам будет права качать?!» В этом — все их взаимоотношения. Архаровцы — носители лагерных понятий, представители города, где каждый относится к работе как к обязанности, увильнуть от которой — достойное дело. Поэтому Ивана Петровича не любят за его принципиальность. Архаровцы у Распутина — выражение мрачных сторон цивилизации, прогресса.

Продолжение после рекламы:

Ивана Петрович жил в деревне Егоровка, и фамилия его — Егоров. Воевал танкистом. Люди начали покидать деревню уже после войны — о затоплении знали заранее. Но Иван Петрович остался, хотя и тяжело было смотреть на пустеющую деревню. Он не становится горожанином ещё и потому, что женится на Алене, болеет его мать. А брат Гошка, уехав в город, спился. В конце концов, пришлось ему переехать в новый посёлок — Сосновку (где и происходят события повести). Иван Петрович думает, что придётся переезжать и сейчас, хотя совсем не хочется.

Иван Петрович врывается в один из продовольственных складов. Обильные запасы продовольствия, постепенно разрушаемые хаосом паники и жаром, описаны угрожающе, враждебно. Иван Петрович ловит себя на усмешке: ведь еды во всех леспромхозах всегда не хватает, откуда же её столько здесь? «Плакали промтоварные склады, плакали японские кофточки и родные сковородки — разве столько в сравнении с вынесенным останется там, в этом пекле?! Но продовольственные склады, попустившись правым, ещё и теперь можно бы спасти, будь машина и будь побольше порядка. Но „пожарку“, единственную на весь леспромхоз, ещё года два назад разнесли на запчасти, она только числится на вооружении...»

Брифли существует благодаря рекламе:

Автор (или герой?) рассуждает о том, с какого момента жизнь пошла наперекос. Всё изменилось, когда начали рубить лес. Это работа, не требующая души, это разрушение не только леса, но и человека. Сосновка начиналась как нормальная деревня: была взаимопомощь, люди общались между собой. Но всё больше и больше стало приходить «лёгких» людей, которые не хотели обзаводиться хозяйством, а работали только ради отдыха, еды и выпивки. Если раньше пили, стесняясь этого, то сейчас появились целые «бригады» со своими лидерами. Ухудшается социальная обстановка, растёт преступность. Директор школы Юрий Андреевич посчитал: за войну погибло столько же сельчан, сколько погибло не своей смертью в молодой Сосновке.

В Сосновке не любят добросовестных людей. Лесничий Андрей Солодов однажды оштрафовал леспромхоз за слишком высокие пни, из-за чего сильно задержали зарплату. После этого у него сгорела баня и пропала лошадь. Аналогичное отношение к Ивану Петровичу. Он пытался доказать начальнику участка, что дело не в плане, а в людях, в природных ресурсах. Но у начальника — свои заботы и свои начальники. Поэтому ему приходится поить водкой рабочих за свой счёт, чтобы они делали план.

Реклама:

Иван Петрович живёт в мире абсолютных ценностей и готов отстаивать их активно. Но представлена и другая жизненная позиция. Афоня Бронников, тоже из Егоровки, тоже честный мужик, говорит: «Я так считаю: я работаю честно, живу честно, не ворую, не ловчу — и хватит. Наше дело — жить правильно, пример жизнью подавать, а не загонять палкой в свою отару. От палки толку не будет». Очевидно, Распутин с такой позицией не согласен. Устами Ивана Петровича он говорит: «Да ведь опоздали, опоздали с примером-то! Поздно!»

Когда огонь подобрался к водке, местные жители и архаровцы проявляют чудеса организованности: они передают бутылки по цепочке, спасая их и по ходу распивая. Иван Петрович в одиночку спасает растительное масло. Афоня тащит его спасать муку. Кто-то кричит, только проснувшись: «Гориииим!»

Распутин описывает психологическую драму в душе Ивана Петровича. Жизнь изменилась. Ценности героя перестали осознаваться обществом как абсолютные. Но он не может от них отказаться и не может понять современность.

Реклама:

Иван Петрович продолжает спасать муку и сахар. Он понимает, что спасти все не удастся, а помощников нет. Он начинает ломать забор. И тут ему на помощь приходит, как ни странно, Сашка Девятый.

Иван Петрович наталкивается на Алёну. Они в ужасе наблюдают, как грабят остатки промтоварного склада.

С Алёной они живут 32 года. 2 года назад, на 30-летие свадьбы, они решили навестить детей, двух дочерей и сына. Одна дочь — учительница в каком-то посёлке. Вторая дочь — в Иркутске. Сын — лётчик, в посёлке Сырники под Хабаровском. Больше всего понравилось Ивану Петровичу у сына: сын следит за домом, выращивает яблоки, дружит с соседями, родственниками жены. Поэтому когда он предложил родителям переехать к нему, Иван Петрович согласился.

Сосновку уже не спасти. Всё началось с приезда последней бригады архаровцев год назад. Они очень сплочённые, настроены агрессивно. Иван Петрович пытался поставить их на место, но чуть не был убит (хотели подстроить несчастный случай).

Алёна работала в библиотеке. Иван Петрович сам не заметил когда, но жена стала неотъемлемой частью его собственной личности. Распутин идеализирует их отношения: полное взаимопонимание. И по вопросу отъезда у неё было то же самое мнение: уезжать надо, но как-то не охота.

Реклама:

Ивану Петровичу помогают таскать муку. Но вдруг помощники исчезают. Изредка появляются пьяные архаровцы, но они уже ни на что не способны. Работают Иван Петрович и Афоня, а также Пантелеев. Вскоре уже не остаётся времени отнести мешки подальше, бросают сразу у склада. У Ивана Петровича темнеет в глазах.

Дядя Миша Хампо парализован с детства. У него не работала рука, была нарушена речь. Но «чтобы понимать друг друга, много слов не надо. Много надо — чтобы не понимать». Хампо все любили. Он был трудолюбив. Жена давно умерла, жил один. Работал он всегда сторожем, почти бесплатно — Распутин вкладывает в это символический смысл: Хампо — хранитель ценностей. Когда воровство утвердилось, даже ему, самому совестливому, пришлось привыкать.

Жизнь Ивана Петровича в Сосновке теряет смысл. Он не может работать только для достатка. Работа для него — это творение чего-то вечного. Разрушены нравственные основы, всё смешалось: добро и зло. Однажды Афоня спросил Ивана Петровича, зачем тот уезжает. Иван Петрович ответил, что устал. Афоня сожалеет: кто же останется, как же Егоровка? Иван Петрович хотел ответить, что Егоровка — в каждом из нас. Но Афоня имел в виду всего лишь свою причудливую затею поставить памятник Егоровке на поверхности водохранилища.

Реклама:

Чем сильнее огонь, тем больше помощников. Муку удаётся спасти, хотя почти все участники перепились. Валя-ключница орёт про то, что много украдено, и ей отвечать. Иван Петрович уже теряет сознание, ему надо отдохнуть. В пьяном угаре архаровцы колотушкой убивают Хампо, но Хампо успевает задавить одного из них (Соню). Лежат два трупа.

Наступает утро. Теперь будет много комиссий, опустевшее пепелище оцеплено. Иван Петрович идёт к Афоне с вопросом: что теперь делать? Афоня говорит: жить будем. Иван Петрович соглашается.

Иван Петрович идёт в весенний лес, чтобы отдохнуть там и успокоиться. Он чувствует пробуждение земли и всей природы. И он ждёт, что земля укажет, куда идти ему, заблудившемуся человеку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: