Лабораторная работа
«Определение коэффициента полезного действия электрического чайника».
Цель: целенаправленное обучение поисковой деятельности, актуализация личностного смысла обучающихся к изучению темы, создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности.
Задачи:
Образовательная: экспериментальная работа поопределению КПД электроприборов на примере электрочайника, формирование умения устанавливать связь между элементами содержания ранее изученного материала и нового.
Развивающая: развитие навыков мыслительных операций, совершенствование умений формулировать личностно – значимые цели, способствовать развитию исследовательских и творческих навыков.
Воспитательная: совершенствование умений работать в паре, формировать способность к самоанализу.
Тип урока: урок – практикум (2 часа)
Оборудование: Электрический чайник, термометр, часы с секундной стрелкой.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности при работе с электроизмерительными приборами.
3. Постановка задачи.
· Вычислить совершенную электрическим током работу
· Вычислить количество теплоты, полученное водой и равное полезной работе,
· определить на опыте КПД электроприборов на примере электрочайника;
4. Выполнение работы, согласно методическим рекомендациям.
1. Рассмотрите электрочайник. По паспортным данным определите электрическую мощность электроприбора P.
2. Налейте в чайник воду объѐмом V, равным 1 л (1 кг)
3. Измерьте с помощью термометра начальную температуру воды t1.
4. Включите чайник в электрическую сеть и нагревайте воду до кипения.
5. Определите по таблице температуру кипения воды t2.
|
6. Заметьте по часам промежуток времени, в течение которого нагревалась вода Δŧ
Все измерения выполняйте в СИ.
7. Используя данные измерений, вычислите:
а) совершѐнную электрическим током работу, зная мощность чайника P и время нагревания воды Δt, по формуле A эл.тока = P∙Δt
б) количество теплоты, полученное водой и равное полезной работе, Q нагр. = cm(t2 - t1)
8. Рассчитайте коэффициент полезного действия электрочайника по формуле
η = =
9. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу
P, Вт
V, м 3
t1, 0С
Δt, с
t 2, 0С
Aэл.тока,Дж
Qнагр., Дж
ŋ,%
Контрольные вопросы:
1. Как рассчитать количество теплоты, выделяющегося в проводнике при протекании по нему тока, зная сопротивление этого проводника?
2. Почему спираль электрочайника изготавливают из проводника большой площади сечения? Дайте развѐрнутый ответ.
3. Приведите примеры других электроприборов, в которых нагревательным элементом является спираль. Чем эти приборы отличаются друг от друга?
Сварщик Почему при электросварке большее количества тепла выделяется именно в месте соединения сварных кусков? (при пропускании тока большой силы через соприкасающиеся на небольшой плоскости металлические детали в месте контакта этих деталей оказывается максимальное сопротивление проходящему току и, следовательно, выделяется максимальное количество тепла).
Автомеханик Почему маломощные приборы невыгодны? Почему при пользовании такими приборами неизбежен перерасход энергии? ( Вследствие увеличения времени нагревания воды увеличиваются потери путем конвекции, теплопроводности, излучения )
|
Вывод.
5. Домашнее задание: подготовить отчёт, повторить закон Джоуля - Ленца.
Отчёт о выполнении лабораторной работы
«Определение коэффициента полезного действия электрического чайника».
Цель работы: научиться экспериментально определять КПД электроприборов на примере электрочайника.
Оборудование: Электрический чайник, термометр, часы с секундной стрелкой.
Ход работы:
1. Рассмотрел электрочайник. По паспортным данным определил электрическую мощность электроприбора P.
2. Налил в чайник воду объѐмом V, равным 1 л (1 кг)
3. Измерил с помощью термометра начальную температуру воды t1.
4. Включил чайник в электрическую сеть и нагрел воду до кипения.
5. Определил по таблице температуру кипения воды t2.
6. Заметил по часам промежуток времени, в течение которого нагревалась вода Δŧ
7. Используя данные измерений, вычислил:
а) совершѐнную электрическим током работу, зная мощность чайника P и время нагревания воды Δt, по формуле A эл.тока = P∙Δt
б) количество теплоты, полученное водой и равное полезной работе, Q нагр. = cm(t2 - t1)
8. Рассчитал коэффициент полезного действия электрочайника по формуле
η = =
9. Результаты измерений и вычислений занес в таблицу
P, Вт
V, м 3
t1, 0С
Δt, с
t 2, 0С
Aэл.тока,Дж
Qнагр., Дж
ŋ,%
Ответы на контрольные вопросы:
Вывод о проделанной работе:
ЗАДАЧА №75
Определить КПД электрического чайника, если 2 л воды при 20 °С закипают в нем за 20 минут. Сила потребляемого тока 3 А. Напряженность сети 220 В. Удельная теплоемкость воды С = 4190 Дж/кг·К, ρводы = 103 кг/м3.
|
Дано:
V = 2 л = 2·10-3 м3 T = 20 °С =293 K τ = 20 мин = 1200 с I = 3 A U = 220 B С = 4190 Дж/кг·К ρводы = 103 кг/м3 |
η-? |
Физический практикум. Лабораторная работа. Коэффициент полезного действия электрического нагревательного прибора
вычислить значение коэффициента полезного действия электрического нагревательного прибора при различной нагрузке (мощности),- исследовать зависимость коэффициента полезного действия от мощности электрического нагревательного прибора (электрического чайника типа TEFAL).
План урока:
- Организационный момент.
- Краткое вступление учителя.
- Объявление темы.
- Теоретическое обоснование темы.
- Изучение устройства и принципа действия электрического чайника типа TEFAL.
- Ознакомление с набором приборов.
- Назначение и порядок пользования приборами.
- Повторение основных положений техники безопасности.
- Выполнение работы.
- Обсуждение результатов эксперимента.
- Построение графика.
- Подведение итогов работы.
- Рекомендации учителя для пользователей электрических чайников.
Методические цели урока:
- Добиться усвоения понятия коэффициента полезного действия.
- Продолжить формирование навыков осуществлять физический эксперимент.
- Развить интерес к исследовательской деятельности.
- Научить использовать результаты исследований в повседневной жизни.
- Продолжить формирование коммуникативных навыков работы в группах.
- Закрепить знания основных положений техники безопасности при работе с электрическими приборами.
Приборы и материалы.