Урок 10. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Педагогическая цель | Содействовать ознакомлению с образом жизни сельских жителей и горожан Древнего Египта, семейным укладом, воспитанием и образованием детей |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / лекция с элементами беседы |
Планируемые результаты (предметные) | Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности |
Личностные результаты | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Метапредметные результаты | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной, монологической контекстной речью |
Основное содержание темы, понятия и термины | Жители Древнего Египта. Труд земледельцев. Образ жизни египтянина. Семейный уклад, воспитание и образование детей. Ремесло и обмен. Писцы собирают налоги. Вельможа, писец, налог, орошение, шадуф, роспись, амулет |
Образовательные ресурсы | Учебник. Электронное приложение к учебнику. Аппликация (слайды) «Земледельческие работы в Древнем Египте». Рабочая тетрадь № 1 |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Проверка выполнения домашнего задания | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | Организует проверку выполненных заданий. – Что означают слова из хвалебной песни Нилу: «Все живут благодаря ему»? Организует взаимопроверку терминов | Демонстрируют выполнение заданий. Объясняют роль Нила в жизни египтян. Объясняют значения терминов | Регулятивные: оценивают уровень владения учебным материалом. Коммуникативные: высказывают свое мнение | Беседа по вопросам, задания в рабочей тетради, контурная карта, взаимопроверка терминов |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Знакомит с темой урока, учебной задачей | Слушают учителя | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Жители Египта: от фараона до простого земледельца | Фронтальная. Словесный. Рассказ учителя, работа со схемой | Представляет жителей Египта, характеризует их, организует работу со схемой «Устройство египетского общества» (см. Приложение 1) | Перечисляют жителей Египта, делают записи | Познавательные: структурируют знания. Коммуникативные: слушают и понимают речь других | Схема |
Труд земледельцев | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с аппликацией (слайдами), иллюстрациями, беседа | Рассказывает о труде земледельцев на основе аппликации «Земледельческие работы в Древнем Египте», иллюстраций в учебнике. – Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай? | Характеризуют занятия египетских земледельцев под руководством учителя. Объясняют роль каналов и земляных насыпей в Египте | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: владеют диалогической формой речи; высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по вопросам |
Семейный уклад, воспитание и образование детей. Ремесло и обмен. Писцы собирают налоги | Групповая, фронтальная. Словесный, исследовательский, творческий, наглядный. Работа с текстом, иллюстрациями, беседа, рассказ | Организует работу в группах. Предлагает прочитать п. 3–5 § 7, рассмотреть иллюстрации на с. 39, 40, обсудить вопросы (см. Приложение 2), представить результат работы всему классу | На основе работы с текстом учебника рассказывают о семейном укладе, образе жизни, образовании, ремесле, деятельности писцов | Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные: осуществляют поиск информации в учебнике. Коммуникативные: умеют работать в группе | Рассказ, беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний и способов действий. Игра «Ты мне – я тебе» | Коллективная. Словесный. Работа с терминами, игра | Организует взаимопроверку терминов в виде игры: предлагает по очереди задавать друг другу вопросы на знание значений терминов | Объясняют значения терминов | Коммуникативные: умеют задавать вопросы | Взаимоконтроль |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. § 7, термины. Схема в тетради. Задание 24 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Схема, термины, задание в рабочей тетради |