Саморазвитие ребенка в школьном возрасте




Особенности самопознания и саморазвития на разных этапах развития личности: саморазвитие в дошкольном и школьном возрасте. Самопознание и саморазвитие взрослого человека

Как человек обретает способность к самопознанию и саморазвитию, до сих пор остается во многом таинственным и загадочным процессом. Тем не менее имеется немало интересных теорий и наработок, дающих возможность хоть как-то объяснить процессы становления самосознания и, в меньшей мере, процессы саморазвития в разных его формах.

Саморазвитие в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст включает в себя стадии: младенчество, ранний возраст, собственно дошкольное детство. В этот период закладываются основы личности, возникают и индивидуализируются психические свойства ребенка, формируются многообразные отношения к окружающему миру и себе. Все это происходит в результате взаимодействия со взрослыми и проявления со всех сторон высокого уровня активности.

В период от 11 до 12 месяцев завершаются акты самоотождествления с собственным телом, в результате чего «осознается» и выделяется из окружающей действительности образ физического Я.

В период от года до трех лет ребенок объективно становится субъектом своей деятельности и поведения. Он овладевает прямохождением, речью, предметно-манипулятивной деятельностью. У него возникают чувства самолюбия. Завершается этот период тем, что ребенок переходит к употреблению местоимения Я и начинает впервые утверждаться как личность.

Саморазвитие идет по пути самоутверждения себя в разных видах деятельности. Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, а также знакомство с миром человеческой культуры(просмотр фильмов, чтение сказок, рассматривание картинок). Также существует игровой вид деятельности, где реализуется потребность в признании себя как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

В целом следует отметить, что период дошкольного детства – период познания себя во внешнем мире. Внутренний мир интенсивно развивается, но ребенку пока очень трудно открыть его, обнаружить пространство и образы, «населяющие» его. Тем не менее в актах самооценивания ребенок начинает понимать, пусть интуитивно, свою уникальность, неповторимость и отличие от других.

Саморазвитие ребенка в школьном возрасте

Согласно периодизации В.И. Слободчикова, данный этап относится к ступени персонализации. Но сам по себе он, несомненно, — целая эпоха. Именно на ступени персонализации происходят существенные изменения в овладении искусством быть личностью, происходят новые открытия своего Я, своего внутреннего мира.

Школьный возраст включает в себя стадии: младший школьный возраст, подростковый период и юношество.

В младшем школьном возрасте расширяются социальные связи ребенка, изменяется отношение к нему со стороны взрослых и сверстников, появляется новая деятельность, которая и становится для него ведущей, — учение. Оно значительно расширяет возможности для самопознания. Изучая предметы, ребенок не только удовлетворяет свои познавательные потребности, но и вступает в новые отношения с другими школьниками, учителем как общественным взрослым.

К концу младшего школьного возраста наряду с произвольностью деятельности и поведения появляется рефлексия, которая является вторым механизмом, обеспечивающим самопознание индивида. Расширяется возможность самооценивания, складывается первичный образ Я. Появляется возможность для более целенаправленной саморегуляции, формируются и осознаются собственные предпочтения, интересы к проявлению новых инициатив в учебе, общении, т.е. появляются дополнительные возможности для саморазвития и самоутверждения как его формы.

Новое открытие себя происходит в подростковом возрасте в результате преодоления одного из самых сильных кризисов— кризиса подросткового возраста. Под влиянием полового созревания, переориентации с детских норм на взрослые, возникновения чувства взрослости как центрального новообразования происходит открытие внутреннего мира.

В этот период значительно повышается интерес к себе, своим внутренним качествам и внешнему облику, к отношениям с окружающими. Общение со сверстниками выдвигается на передний план и объективно становится ведущей деятельностью. В то же время, как отмечают многие психологи, познание себя, связанное с настоящим, чаще всего ограничивается познанием и практической проверкой отдельных своих свойств и качеств.

При благоприятных условиях именно в этом возрасте, открывая свое Я на новом уровне, подросток впервые становится субъектом не только жизнедеятельности, но и субъектом саморазвития, автором и творцом своей биографии.

Одним из необходимых условий развития и саморазвития является риск Оказываясь в ситуации риска, подросток обеспечивает себе «материал» для непосредственного опыта, необходимого в процессах самопостроения личности.

Виды риска:

-физический риск – всем хорошо известны подростковые«подвиги»: спрыгнуть со

второго этажа, переплыть широкую реку, пройтись ночью по лесу и т.д., которые взрослых

буквально шокируют. Дляподростка смысл физического риска, который дает чувство ощущения реальности своего Я: «Если я могу умереть, значит, Я есть», вполне объясним;

-социальный риск – следование групповым ценностям или их неприятиеявляется критерием оценки подростка со стороны как взрослых, так исверстников, что превращает эту внешнюю оценку в самооценку; разновидности— рискнесоответствия и риск выбора. Принимая групповые ценности в качестве составной частисвоего идеального Я и критерия самооценки, подросток рискует оказаться им несоответствующим;

-риск самораскрытия – «Раскрытьсяперед другим» означает пойти на риск, оказаться перед лицом опасности, что над тобой будутсмеяться; не раскрываться— другая опасность: быть неправильно понятым или вообщенепонятым. В подростковом возрасте глубинное Я воспринимается как ценность, какбезусловно«мое», отличное от других, будь оно плохое или хорошее. Будешь ли ты открытымили закрытым для других или частично открытым для одних, а частично закрытым для других — решать и делать выбор рано или поздно приходится каждому человеку. Здесь многое зависитот степени, характера и особенностей самопринятия, которое, является однойиз завершающих стадий акта самопознания..

Процессы самопознания и саморазвития, начавшиеся в подростковом возрасте, закрепляются, стабилизируются, приобретают новый вектор в период ранней юности. Юность — завершающая стадия персонализации. Главнейшими новообразованиями этого возраста являются: развивающееся мировоззрение, образование целостного представления о себе, или Я-концепции, формирование жизненных планов, продвижение процессов личностного и профессионального самоопределения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: