Программа формирования текстовой деятельности




Программа формирования деятельности текстообразования у детей среднего школьного возраста с нарушениями интеллекта

Хромцова Дарья Валерьевна,

Магистрант 4СДОм-03-21 зп

Научный руководитель

Поникарова Валентина Николаевна,

кандидат психологических наук, доцент

Деятельность – это совокупность действий, отвечающих одним и тем же побуждениям (мотивам). Результат, который должен быть получен при выполнении каждого действия, называется целью. Процесс деятельности состоит из ряда последовательных звеньев.

Одним из видов деятельности является речевая. Речевая деятельность характеризуется обобщенностью, типовыми закономерностями, ориентацией на социум. В основе дифференциации понятий «речевая» и «текстовая» дея­тельность лежит различие между текстом как речевым произведением и речью (процессом, единицей которого является текст).

Текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объ­ективированное в виде письменного документа, произ­ведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилисти­ческой связи, имеющее определенную направленность и прагматическую установку. Текстовая деятельность, по сути, является речевой, но отличается от нее конкретностью целей, задач, сферы общения и жанра, ситуативной обусловленностью, личностной ориентацией.

Поскольку текст является формой коммуникации, согласно совре­менным представлениям о нем, текстовую деятельность можно рассмат­ривать как речевую разновидность коммуникативной деятельности. Текстовая деятельность – это система действий на основе знаний, навыков и умений, позволяющих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать, понимать их.

Текст как продукт речемыслительной деятельности может выступать в качестве одного из значимых средств речевого развития учащихся среднего школьного возраста. Актуальным является формирование текстовой деятельности у учащихся среднего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Для изучения особенностей учащихся среднего школьного возраста с нарушениями интеллекта текстовой деятельности нами было проведено экспериментальное исследование. Экспериментальной базой исследования явилась МБОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья№35» г. Череповца. В исследовании приняли участие 23 школьника с нарушениями интеллекта.

Для проведения констатирующего эксперимента нами был использован комплекс взаимодополняющих методик.

По обобщенным данным констатирующего эксперимента по показателям сформированности текстовой деятельности большинство учащихся (70%) были отнесены нами к низкому уровню и уровню ниже среднего.

Учащиеся испытывают выраженные трудности как в области рецепции текста, так и в области текстообразования.

Анализ полученных результатов позволяет отметить, что в текстовой деятельности страдает как первое звено деятельности: постановка целей, выбор действий, которые предстоит выполнить, так и определение средств и способов её достижения поставленной цели (ориентировочная часть действия). Значительно нарушено использование уже найденных средств и способов (исполнительная часть действия). Практически не сформирована контрольная часть действия, которая осуществляется одновременно с исполнительной частью текстовой деятельности.

Следовательно, необходимо проведение коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование текстовой деятельности у учащихся изучаемой группы.

Разработанная нами модель формирования текстовой деятельности учащихся с нарушениями интеллекта включает диагностический блок, проектировочный блок, блок реализации и рефлексивный блок.

Остановимся на содержании блока реализации. Он включает пропедевтический этап, цель – формирование представлений о тексте. Второй этап – основной. Цель – сформировать представления о средствах связи предложений в тексте. Третий этап – закрепляющий. Цель – закрепить полученные знания, умения и навыки (табл.1).

Таблица 1

Программа формирования текстовой деятельности

Этап обучения Цель и задачи Примерная тематика занятий
Пропедевтический Цель: сформировать Задачи: формировать умение отличать текст от группы предложений; анализировать тему текста и основную мысль; правильно отбирать языковые средства. Текст и группа предложений. Тема и основная мысль текста. Опорные слова в тексте.
Основной Цель: сформировать представления о средствах связи предложений в тексте. Задачи: повторить основные текстовые понятия; формировать умение определять основную мысль; составлять план; систематизировать отобранные материалы; формировать представления о различных типах связи предложений в тексте; развитие мыслительных операций сравнения, сопоставления, анализа и синтеза, внимания, речевого восприятия, памяти. Общее понятие о тексте. Тема текста. Основная мысль теста. Типы текста. План текста. Способы и средства связи предложений в тексте.
Закрепляю-щий Цель: закрепить сформированные знания, умения и навыки. Задачи: закреплять умение отличать текст от группы предложений; анализировать тему текста и основную мысль; закреплять умение определять основную мысль; составлять план; систематизировать отобранные материалы; представления о различных типах связи предложений в тексте.   Тема и основная мысль текста. Типы текста. План текста. Способы и средства связи предложений в тексте.

 

 

На пропедевтическом этапе преимущественно используются наглядные методы. На основном этапе акцент делается на использовании практических методов и приемов. Для закрепляющего этапа характерно использование практических приемов, сочетающихся со словесными. Однако необходимо отметить, что на протяжении всех этапов работы систематически используются игровые приемы. Это способствует повышению эмоционального уровня работы учащихся, снятию напряжения, предупреждению утомления и в целом влияет на усиление мотивации текстовой деятельности.

Структура занятий включает в себя вводную, основную и итоговую части. Вводная часть содержит приветствие, сообщение темы занятия, повторение материала предыдущего занятия, подготовку к изучению нового материала путем создания положительной мотивации с помощью игровых моментов (отгадывание загадок, решение кроссвордов, элементов соревнования) и проблемных ситуаций (сравнение образцовых текстов и деформированных). В основной части учащимся предлагается новый материал и упражнения на его закрепление, а также проводится физкультминутка в соответствии с темой занятия. В итоговой части происходит подведение итогов занятия, индивидуальная оценка работы каждого ученика.

Для формирования текстовой деятельности используется репродуктивные (работа с готовым текстом); конструктивные (работа с деформированным текстом); творческие (создание нового текста) упражнения. Последние используются в меньшей степени. Наиболее эффективными являются комплексные упражнения, в которых сочетаются репродуктивные, конструктивные и творческие задания. На пропедевтическом этапе преимущественно используются репродуктивные упражнения. К таким упражнениям относятся упражнения на выделение опорных слов, составление цепочек связей. Конструктивные упражнения представлены деформированным текстом; упражнениями на редактирование текста. Конструктивные упражнения используются преимущественно на основном этапе работы. На закрепляющем этапе используются все группы упражнений, в том числе сочинение собственного текста.

Таким образом, под текстовой деятельностью понима­ется система действий на основе знаний, навыков и умений, позволяю­щих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать их.

Целенаправленная и систематическая работа по улучшению речевой деятельности, в том числе формирование текстовой деятельности, оказывает положительное воздействие на весь процесс развития учащихся с нарушениями интеллекта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: